ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ФГОУ СПО «ТАМБОВСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Морохова Н.Н., ФГОУ СПО «Тамбовский аграрный колледж»
Развивающему обществу нужны образованные, предприимчивые, квалифицированные специалисты, готовые к партнерским отношениям, сотрудничеству, принятию конструктивных решений. Исходя из этого, педагогический коллектив ФГОУ СПО «Тамбовский аграрный колледж» видит свою основную цель в качественной и своевременной подготовке конкурентоспособного специалиста, востребованного на рынке труда, с учетом потребностей его личности и общества в целом. Ключевой фигурой модернизации, подготовки квалифицированных конкурентоспособных специалистов становится преподаватель. В связи с этим возникает необходимость в преподавателе-проектировщике, способном создать модель желаемого будущего результата – выпускника колледжа, удовлетворяющего всем тем высоким требованиям, которые к нему предъявляет общество и сама жизнь. Также возникает потребность в преподавателе, владеющем навыками научно-методической и научно - исследовательской работы для создания качественного учебно-методического обеспечения образовательного процесса, организации познавательной деятельности студентов, развития их творческой активности. Деятельность такого преподавателя предусматривает индивидуальный творческий поиск, инновационный подход. Следовательно, на первый план выступает задача развития и укрепления творческого потенциала педагогического коллектива колледжа, повышения профессионально-педагогического уровня преподавателя, в том числе и посредством самообразования, создания условий для его личностного и профессионального роста. Педагогический коллектив колледжа в 2006 - 2007 учебном году работает над единой методической темой «Развитие творческих способностей личности преподавателя и студента». Основными направлениями методической работы являются повышение квалификации и профессионального мастерства преподавателей, достижение современного качества образования через освоение современных педагогических технологий, создание учебно-методических материалов, организация научно - исследовательской работы преподавателей и учебно-исследовательской деятельности студентов, развитие способностей к самообразованию, рефлексии, самодиагностике, анализу, изучение, обобщение и распространение педагогического опыта. Для обеспечения научно-теоретической подготовки педагогического коллектива методический кабинет наметил линию собственного развития по изучению и внедрению инновационных технологий обучения, основными этапами которой являются: формирование системы знаний о целях, задачах, содержании технологии обучения; ознакомление с разнообразными направлениями новых педагогических технологий; обучение практическим умениям и навыкам, связанным с анализом и проектированием учебного процесса; ознакомление с опытом работы преподавателей других учебных заведений по применению инновационных технологий; формирование интереса к углублению работы по изучению и внедрению технологий преподавателями, путем демонстрации открытых уроков, методических разработок, докладов, методических бюллетеней. Для подготовки преподавателей к инновационной деятельности на протяжении ряда лет в плане работы педагогического совета, методического совета, методического кабинета, кафедр включались темы заседаний и семинаров: - Педагогическая технология: Что это такое? В чем ее отличие от методики? - Новые педагогические технологии и проблемы их внедрения в учебный процесс колледжа. - Использование компьютерных технологий в образовательном процессе. - Что такое обучение в сотрудничестве? - Приемы личностно-ориентированных технологий. - Технологии развивающего и проектного обучения. - Педагогическая техника и другие. Имеющаяся в методическом кабинете литература позволяет преподавателю индивидуально изучить основы инновационных технологий, наметить пути их внедрения в зависимости от его личных убеждений и индивидуального стиля; т.е. позволяет сформулировать систему средств и методов, обеспечивающих решение задач по внедрению инновационных технологий. Инновационные технологии обучения предусматривают высокую степень репродуктивности знаний и творческой активности студентов. Среди многообразия педагогических технологий практическое применение в учебном процессе нашего колледжа имеют место: технология проблемного обучения, дифференцированного обучения, педагогика сотрудничества, метод проектов, технология тестового контроля знаний, компьютерные технологии. Преподаватели колледжа обращают внимание на проблемное обучение, которое, будучи самостоятельной технологией обучения, является основой всех развивающих, творческих технологий. Технология проблемного обучения связана с интенсификацией традиционного обучения. Она предполагает поиск резервов умственного развития студентов и, прежде всего, творческого мышления, формирований способности к самостоятельной познавательной деятельности, создает для студентов возможность занимать не просто активную, но и инициативную позицию в учебном процессе, не просто усваивать предлагаемый преподавателем (учебником) материал, но и познать мир, вступая с ним в активный диалог, самому искать ответы. На первом – втором курсах преподаватели колледжа, используя методы проблемного обучения, ставят проблему, формируют её, указывая на конечный результат, и направляют самостоятельные поиски студентов. На старших курсах у студентов воспитывается способность самостоятельно формировать и решать проблему, а преподаватель только указывает на неё, определяя конечный результат, т.к. у студентов уже сформированы умения и навыки анализа, нахождения связей с ранее изученным, обобщения и конкретизации результатов анализа фактов. Каждый опытный преподаватель при планировании намечает проблемные занятия, лучшие из них проводятся открытыми и демонстрируются членам коллектива. В качестве примера могу назвать: - урок изучения нового материала в форме проблемной лекции на тему «Механизм рыночного ценообразования» дисциплины «Основы экономики» (преподаватель Томонов П.А.); - практическое занятие в форме деловой игры на тему «Решение экономических задач» по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» (преподаватель Щеголева Т.А.). Преподавателем математики Погониной Л.А. обобщен опыт работы по технологии дифференцированного обучения. При использовании технологии уровневой дифференциации до начала изучения каждой темы Погонина Л.А. знакомит студентов с обязательными результатами обучения, т.е. теми требованиями, которые все студенты должны достигнуть для того, чтобы получить положительную отметку. Приступая к изучению темы, она планирует не только основные цели ее изучения, но и продумывает систему учебных заданий, с помощью которой можно судить, достигнуты ли выдвинутые цели. При составлении тематического планирования преподаватель учитывает следующее: - изучение материала организовано крупными блоками; - приоритетное внимание уделено этапам закрепления и отработки материала, материал изучается таким образом, чтобы на уроки закрепления отводилось как можно больше времени; - в планировании выделяется время для подготовки к зачету, на зачетный урок и резервное время на доработку материала. При введении нового материала Погонина Л.А. дифференцирует требования к его усвоению на основе явного выделения сведений, подлежащих обязательному изучению. Весь основной материал рассматривает со всеми студентами, причем достаточно основательно, на традиционно высоком уровне, который задается программой и уровнем изложения материала в учебнике. Затем, при кратком повторном изложении, выделяет обязательный теоретический материал, который оформляется в виде краткого конспекта. В конспект допускается включение образцов решения типичных задач. В отличие от традиционной системы преподавания студент не обязан полностью воспроизводить весь ход рассуждений преподавателя, вникая во все тонкости обоснований. Требуется уловить общую суть рассматриваемого вопроса, запомнить некоторые теоретические сведения, понять правила применения основных положений, порядок действий при выполнении заданий и решении задач. Дифференциация вводимого материала проявляется и в домашнем задании. Этап закрепления пройденного материала имеет приоритетное значение в учебном процессе. На этом этапе концентрируются основные усилия преподавателя. Очень важно так организовать учебную работу студентов, чтобы каждый действовал с присущим ему индивидуальным темпом, выполнял посильные для себя задачи, получая на каждом уроке возможность испытать учебный успех. Закрепление материала проводится с обязательным предъявлением образцов деятельности и начинается с решения самых простых типичных задач. Погонина Л.А. закрепление материала, как правило, начинает с совместной работы со всей группой, постепенно увеличивая степень самостоятельности студентов. Через некоторое время организуют «подвижные» группы тех, кто уже усвоил обязательные требования и может работать на повышенном уровне и тех, кому необходима дополнительная работа. Преподаватель работает поочередно с разными группами. Контроль знаний происходит на основе зачетной системы. Тематические зачеты должны сдать все студенты без исключения. Не сдавшие зачет с первого раза пересдают его до тех пор, пока не выполнят предъявленные требования. Изучением обучения в сотрудничестве занимаются преподаватели Букина Л.Н., Животворева П.И. Свой опыт они демонстрировали на открытых уроках: комбинированный урок с использованием метода коллективно-звеньевой формы обучения на тему «Карбоновые кислоты» дисциплины «Химия» (преподаватель Букина Л.Н.); урок изучения нового материала на тему «Понятие о цене, виды и функции цен. Методы формирования цен» дисциплины «Экономика организации (предприятия)» (преподаватель Животворева П.И.). На практических занятиях, при проведении учебных практик преподаватели колледжа формируют стабильные звенья, одноуровневые или разноуровневые по знаниям, в которых студенты учатся вместе работать, творить, помогать друг другу, делить радость успеха или горечь неудачи. Формирование постоянных рабочих групп дает отличный эффект при подготовке и проведении семинарских занятий, на которых организуется самостоятельный поиск студентами решений учебных проблем. Информационные технологии представляют собой наиболее активно развивающееся направление. В колледже широко внедряется в учебный процесс компьютеризация. Применяются в урочный и внеурочный процесс обучения компьютерные программы по дисциплинам «Химия», «География», «Математика», «Физика» и другим. Преподаватели Щеголева Т.А., Морохова Н.Н. создали электронные версии учебных пособий дисциплин «Информатика», «Физика». Среди технологий обучения, активизирующих мыслительную деятельность студентов, важное место занимают тестовые технологии. Наиболее широко тестирование на всех этапах обучения применяют преподаватели кафедры экономических и бухгалтерских дисциплин по дисциплинам «Анализ», «Статистика», «Экономика организации (предприятия)», «Менеджмент», «Бухгалтерский учет» и др., юридических дисциплин по дисциплинам «Основы права», «Конституционное право», «Гражданское право», «Трудовое право» и другим. Преподаватели колледжа создают собственные учебники и учебно-методические пособия. Работа в этом направлении ведется преподавателями Томоновым П.А., Андреевой Н.В., Паниным А.В., Погониной Л.А., Козаевой Е.А. Адоньевой Т.Н. и другими. В арсенале инновационных педагогических средств особое место занимает метод проектов, предусматривающий умение адаптироваться в современном мире. Метод проектов в колледже реализуется в учебно-исследовательской деятельности. В колледже используются различные виды проектов: 1. Информационные проекты призваны научить студентов добывать и анализировать информацию. Студенты изучают и используют различные методы получения информации, ее отработки и презентации. Информационный проект реализован в работе студентки Анкудиновой Т. «Оптические явления в природе» (преподаватель Морохова Н.А.). 2. Игровые проекты предполагают, что участники принимают на себя определенные роли. Ведущий вид деятельности студентов в этих проектах – ролевая игра. Ролевая игра как средство организации совместной учебной деятельности студентов моделирует межличностное групповое общение, поэтому она находит живой отклик на уроках иностранного языка (преподаватели Панин А.В., Ненахова Н.В.). Ролевая игра позволяет активизировать речевую деятельность в многообразии ситуаций, обучить практическому овладению иностранным языком. Преподаватель юридических дисциплин Попова С.В. также применяет на уроках ролевые игры, которые обеспечивают приближение процесса обучения к условиям реальной практической деятельности. 3. Практикоориентированные проекты – это проекты, обязательно предлагающие практический выход. Например, под руководством преподавателя Голушко А.С. студенты выполнили работу «Проект реконструкции центральной ремонтной мастерской». 4. Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. По дисциплине «Сельскохозяйственная статистика» под руководством преподавателя экономических дисциплин Ахмедхановой Т.В. студентами проведена работа «Экономико-статистический анализ зернового производства в колхозе им. Ленина Тамбовского района». 5. Метод проектов позволяет преподавателям вместе со студентами реализовывать творческие проекты. При создании презентации (программа Power Point) студенты самостоятельно выбирают темы (это может быть представление самого себя, темы урока, реклама товара, услуг и т.д.), что приводит к реализации их творческой мысли. К настоящему времени силами студентов под руководством преподавателей информационных технологий Козаевой Е.А. и Щеголевой Т.А., преподавателя физики Мороховой Н.Н. создано несколько компьютерных презентаций. Студентом Гавриловым А. создана презентация «Геометрические тела»; Рябовым С. и Шатовым М. созданы презентации «История развития компьютера», «Развитие тригонометрии», Жилиным С. - «Акустика в живой природе». Работы, созданные студентами, активно используются при проведении семинаров, изучении нового материала, демонстрации учебных слайд-фильмов и т.д. Использование проектных методов в работе способствует повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии; развивает у студентов осознание значимости коллективной работы для получения результатов, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий, развивает исследовательские умения. Учебно-исследовательская работа студентов проводится в колледже в различных видах и формах учебных занятий (лекции, семинары, практические, лабораторные занятия, производственная практика и др.) Главным является перевод студентов с пассивных форм обучения на активную творческую работу. Преподаватели колледжа используют различные формы творческих заданий: конкурс стихов и сочинений по дисциплине «Литература» (преподаватель Плотникова Л.Г.), конкурс кроссвордов по экономическим дисциплинам (преподаватель Адоньева Т.Н.), конкурс творческих работ по иностранному языку (преподаватели Панин А.В., Ненахова Н.В.), подготовка и участие в интеллектуальной игре «Самый умный» (преподаватель Косенкова Т.А.), конкурс компьютерного рисунка (преподаватель Козаева Е.А.) и т.д. Развитию творчества способствует активная роль студентов при проведении нетрадиционных видов занятий. Преподаватели колледжа проводят уроки-конкурсы, бинарные уроки, деловые и ролевые игры, диспуты, уроки-конференции, уроки с использованием технологии «Обучения в сотрудничестве», встречи с интересными людьми и другие. Выполняется учебно-исследовательская работа студентов как в учебное, так и во внеурочное время по специальному заданию преподавателя. Приобщение студентов к исследовательской деятельности в колледже начинается уже с первых курсов через работу предметных кружков. В колледже действует большое количество разнообразных кружков – от специальных до социально-экономичес-ких и общеобразовательных дисциплин. Интересно работают кружки: «Правовед», «Информатик», «Экономист», «Квант», кружок любителей словесности и т.д. Развитию творческих способностей и исследовательских навыков студентов способствуют также различные олимпиады, конкурсы, вечера, проводимые в рамках «Недели кафедр». Как показывает опыт, если эти мероприятия проводятся на высоком уровне и хорошо организованы, то они привлекают большое количество студентов, дают им возможность реализовать себя. Наш колледж применяет различные формы трансляции инновационного опыта: ежегодные конференции, конкурсы и выставки, выпуск инновационного сборника «Вестник». Овладевая умениями вносить инновационные изменения в свою педагогическую деятельность, осознавая наиболее уязвимые ее стороны и обладая знаниями о наиболее целесообразных методах работы, преподаватель все более совершенствуется в профессиональном плане, улучшает качество взаимодействия со студентами в собственно образовательных и межличностных отношениях. А это, в свою очередь, обеспечивает инновационное развитие образовательного процесса в целом, системы СПО, способствует повышению качества подготовки специалистов среднего звена. Список литературы: 1. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: учеб. пособие для студ. учеб. заведений/ М.М.Левина: - М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 272 с. 2. Михайлова Н.Н. Комплексный подход к применению педагогических технологий: учебно-практическое пособие/ Н.Н.Михайлова, О.А.Семенова. – М.: ФПК ИРПО, 2001. – 132 с.: ил. 3. Никитина Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности: учеб. пособие для студ. учреждений СПО/ Н.Н.Никитина, О.М.Железнякова, М.А.Петухов. – М.: Мастерство, 2002. – 288с. 4. Симушина Л.Г. Содержание и технологии обучения: учеб. пособие для преп. учреждений СПО/. – М.: Мастерство, 2001. – 272с. 5. Сибирская М.П. Профессиональное обучение: Педагогические технологии: учеб. пособие/ М.П.Сибирская. – М.: Изд. центр Академии проф. образ., 2002. – 126 с.
|