СОЗДАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО МНОГОПРОФИЛЬНОГО УЧЕБНОГО КОМПЛЕКСА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧИЛИЩЕ - КОЛЛЕДЖ - ВУЗ - ПРЕДПРИЯТИЕ

 

Недайвозов В.Н.,

зам. генерального директора

Северо-Кавказского УПК непрерывного

профессионального образования

ГОУ СПО Шахтинского регионального колледжа топлива

и энергетики им. ак. Степанова П.И.,

почетного работника СПО, к.с.н.

 

На базе Шахтинского регионального колледжа топлива и энергетики им. ак. Степанова П.И. (ШРКТЭ) в 2001 году была создана областная экспериментальная площадка для отработки проблемы регионализации непрерывного образования. Программа эксперимента предусматривала 5-летнюю продолжительность (с 2001 по 2006 гг.).

Основными идеями эксперимента являлись проектирование, становление и развитие системы непрерывного образования на базе регионального многопрофильного учебного комплекса с целью повышения качества подготовки специалистов различных профилей за счёт совершенствования структуры существующей системы образования, научно-исследовательской, воспитательной и инновационной деятельности в системе образования, а также за счёт обновления содержания на основе сопряженных и интегрированных планов и государственных образовательных стандартов СПО, формирования организационно-правовой базы непрерывного образования.

Основными задачами эксперимента являлись:

·                    сохранение единого образовательного пространства;

·                    реализация прав и возможностей молодежи на получение различных уровней профессионального образования: поэтапно или непрерывно;

·                    создание условий для формирования единого коллектива в системе «училище – колледж – ВУЗ – предприятие»;

·                    разработка и реализация учебных планов и программ, предусматривающих преемственность в содержании,  технологиях профессионального образования.

Для этого были созданы все условия, а именно:

            - расширен спектр специальностей с учётом перспектив развития региональной экономики и потребностей предприятий области;

            - совместно с центрами занятости населения г. Шахты, п. Каменоломни, Красного Сулина и других организована система дополнительного профессионального образования;

            - подготовлена соответствующая материально-техническая база;

            - создана целостная система повышения квалификации педагогических работников, обеспечивающая охват всех преподавателей в течение пяти лет и ориентированная на последовательное восхождение педагогов по уровням профессионально-педагогической компетенции.

На основе положительного действия системы повышения квалификации для проведения эксперимента в колледже были созданы и плодотворно работают

            - мастерская инновационных идей;

            - лаборатория информационных технологий;

            - секция совместной исследовательской деятельности преподавателей и студентов;

            -  группа мониторинга уровня обучения;

            - кафедра «Организации и планирования научной работы».

Напомню, что многоуровневое непрерывное профессиональное образование представляет собой систему непрерывного интенсивного образования, обеспечивающую последовательное получение разного уровня образования и квалификации в соответствии с интересами личности и потребностями общества в современных социально-экономических условиях.

В 2003 году, учитывая результаты эксперимента и на основании приказа № 92 от 11.07.2003 года Минэнерго РФ был создан Северо-Кавказский региональный учебно-производственный комплекс непрерывного профессионального образования Шахтинского регионального колледжа топлива и энергетики им. ак. Степанова П.И.

Региональный многопрофильный отраслевой комплекс с интеграцией различных типов образовательных учреждений профессионального непрерывного образования позволил значительно расширить поле профессиональных профилей, обеспечить подготовку высокообразованных и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональной мобильности, способствовал повышению качества подготовки и конкурентоспособности  специалистов.

Структура комплекса многоуровневая, включающая  дополнительную профессиональную подготовку, уровень начального профессионального образования, базовый и повышенный уровни среднего профессионального образования.

В комплекс, во главе которого стоит генеральный директор, входят

-                             Новошахтинский экономико-энергетический техникум (филиал ШРКТЭ);

-                     Аксайский автотранспортный техникум (филиал ШРКТЭ);

-                             Краснодарский филиал ШРКТЭ;

-                             Волгоградский нефтехимический  техникум (филиал ШРКТЭ);

-                             Гуковский горный техникум (филиал ШРКТЭ);

-                             Представительства (Усть-Донецкое и Воронежское) в регионах.

-                             Учебный центр по подготовке рабочих кадров.

В учебном центре подготовки и переподготовки кадров осуществляется подготовка поступающих в учреждения СПО, а также здесь можно получить рабочую профессию энергетического или горного профилей по специальностям колледжа.

Предлагаемая образовательная модель направлена на постоянное развитие личности будущего специалиста, совершенствование профессионального мастерства на каждом из уровней модели.

Управление всегда носит целенаправленный характер, суть которого состоит либо в том, чтобы поддерживать управляемый процесс в нужном состоянии, не допуская выхода за определенные пределы, либо в изменении его содержания. Управленческая работа в нашем учебном заведении включает кадровую политику, подбор, оценку, расстановку  и обучение персонала. Управление многоуровневым образовательным учреждением (схема № 1) нами подразделено на подсистемы, представленные руководителями выполняющими конкретные задачи.  Суть подобного подхода к управлению, по нашему мнению, состоит в совершенствовании работы как педагогического коллектива в целом, так и отдельно каждого его члена. Поэтому руководитель, обеспечивает целеполагание коллективной работы, направляя её на сближение общих индивидуальных целей педагогов; определяет функции и задачи каждого; заботится о создании условий для повышения квалификации работников, методами, средствами и технологиями обучения, а также осуществляет контроль за деятельностью каждого педагогического работника в соответствии с установленными нормами и требованиями к профессиональной компетентности.

Предлагаемая модель направлена на постоянное развитие личности будущего специалиста, когда обучающийся может совершенствовать профессиональное мастерство на каждом из уровней модели. В учебном центре довузовской подготовки и переподготовки кадров осуществляется подготовка поступающих в учреждения СПО, а также можно получить рабочую профессию по специальностям колледжа. В колледже - углубленно или по выбору изучить дисциплины, способствующие повышению профессионального мастерства, а также приобрести дополнительную квалификацию. В вузе - совершенствовать профессиональное мастерство, развивать организаторские и управленческие навыки. Непрерывное образование в созданной нами модели  имеет следующие характерные особенности:

- многоуровневость (начальное, среднее и высшее профессиональное образование);

- многоступенчатость подготовки кадров (училище, колледж, ВУЗ);

- многопрофильность входящих в эксперимент учебных заведений,

а также включает два уровня подготовки специалиста

Первый уровень - подготовка с начальным профессиональным образованием в училище за три года с повышенным уровнем обучения и изучением социально-экономических и общетехнических дисциплин по интегрированным программам, разработанным в соответствии с ГОС СПО.

Второй уровень - это подготовка со средним профессиональным образованием, реализуемое в следующих двух вариантах:

- по профилю полученной ранее специальности (за два года);

- с повышенным уровнем обучения и дополнительной квалификацией (за три года).

На протяжении последних лет в ШРКТЭ созданы и действуют рабочие учебные планы, объединяющие второй и третьи уровни образования.

Третий уровень подготовки специалистов осуществляют Шахтинский институт Южно-Российского государственного технического университета, Московский государственный горный университет, с которыми учебное заведение тесно сотрудничает и ведет совместную научно-методическую работу, результаты которой представлены на различных научно-практических, научно-методических конференциях.

Показателем высокого качества работы Северо-Кавказского регионального учебно-производственного комплекса непрерывного профессионального образования Шахтинского регионального колледжа топлива и энергетики им. ак. Степанова П.И. является востребованный на рынке труда конкурентоспособный выпускник. О конкурентоспособности наших специалистов можно судить по следующим результатам: из 1337 выпускников 2006 года боле тысячи человек  направлено на работу на предприятия отрасли в местном регионе, 62 человека служат в рядах Российской армии и 78 человек продолжают обучение в ВУЗах России.

7%-8% выпускников не занимают предложенные рабочие места по причине несовершенства трудового законодательства или  высокого уровня материальной обеспеченности семей.

Высоких результатов в трудоустройстве специалистов нам позволяет добиться сложившаяся система работы. Так абитуриенты, поступающие в учебные заведения, входящие в комплекс, предоставляют целевые направления, являющиеся заявками на подготовку специалистов для конкретных предприятий или объединений. Это даёт право студенту пройти все производственные практики, а после окончания учебного заведения трудоустроиться на указанное в целевом направлении предприятие.

Студенты, не имеющие целевого направления, распределяются на производственную практику и трудоустраиваются учебными заведениями комплекса. С крупными предприятиями, такими как: ООО «Компания «Уголь ЗУМК», ОАО «Гуковуголь», «Дон-Текс», ЗАО «Водоканал», ОАО «Ростовэнерго» и другими (всего более 160 государственных и частных предприятий города и региона) заключены договора о подготовке кадров среднего звена. В соответствии с заказами, указанными в договорах, осуществляется распределение студентов. Поэтому результат такой работы – стопроцентное трудоустройство выпускников по профильным специальностям.