СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ТЕХНИКУМЕ

 

Николаева Т.С.,

ФГОУ СПО «Мелекесский

 сельскохозяйственный техникум»

 

Повышение научно-технического уровня производства, изменение профессионально-квалификационной структуры рынка труда закономерно влечет возрастание роли среднего профессионального образования, нацеленного на опережающее развитие, одним из важных направлений которого является совершенствование системы социального партнерства.

Известно, что подготовку специалистов среднего звена в учебных заведениях отличает практикоориентированная направленность.

В учебных планах специальностей системы СПО на практические занятия, учебные и производственные практики, стажировки на предприятиях и в организациях отведено до 50 % общего учебного времени.

Очевидно, что без совместной работы с широким кругом предприятий и организаций различных организационно-правовых форм, муниципальными, социально-экономическими структурами, службой занятости населения, органами управления организация практического обучения студентов просто невозможна, и что от взаимодействия социальных партнеров во многом зависит решение основной задачи – повышения качества образования, подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов конкурентоспособных и мобильных на рынке труда.

Наш техникум на протяжении 75 лет готовит для региона специалистов и в настоящее время реализует образовательные программы по направлениям: «Правоведение», «Экономика и бухгалтерский учет», «Коммерция», «Товароведение», «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем».

За эти годы сложилась определенная система работы с социальными партнерами, в числе которых сельскохозяйственные производственные, перерабатывающие и торговые предприятия, органы юстиции, муниципальные организации и учреждения региона, взаимодействие с которыми осуществляется в различных формах и охватывает основные аспекты учебного процесса от содержания до контроля качества образования.

На сегодня техникум реализует 18 договоров о социальном партнерстве по следующим направлениям:

- повышение роли работодателей в подготовке профессиональных кадров на этапе разработки и рецензирования учебно-программной документации, квалификационных требований к уровню подготовки специалистов;

- участие представителей техникума в разработке и реализации целевых программ, касающихся образования и социально-экономического развития региона;

- контрактная целевая подготовка специалистов;

- участие представителей предприятий в образовательном процессе и выдвижение своих требований к выпускнику еще на этапе подготовки;

- практическое обучение студентов на реальных рабочих местах;

- взаимодействие социальных партнеров и техникума по оценке качества  подготовки специалистов в период аттестации, производственной практики, стажировки;

- систематизация и предоставление материалов производственно-экономического характера с целью регионализации содержания образования по общепрофессиональным и специальным дисциплинам;

- проведение отдельных учебных занятий специалистами предприятий и организаций;

- участие работодателей в профессиональных конкурсах мастерства, студенческих конференциях, декадах по специальностям, заседаниях «круглых столов» в работе клуба «Практик»;

-  совместное участие в выставках;

- психологическая поддержка выпускников при трудоустройстве, формирование банка вакансий;

- краткосрочная стажировка преподавателей техникума на профильных предприятиях и в организациях;

- расширение взаимодействия с учреждениями профессионального образования в целях совершенствования информационного обмена и распространения эффективных решений;

- повышение квалификации работников предприятий и организаций в техникуме;

- расширение возможности получения в техникуме дополнительного образования в соответствии с запросами населения.

Примером плодотворного социального партнерства является многолетнее сотрудничество техникума с сельскохозяйственным кооперативом СПК им. Н.К. Крупской – одним из ведущих и высокотехнологичных предприятий аграрного сектора региона и России. Специалисты СПК проводят для студентов техникума уроки на производственных участках по дисциплинам «Организация производства», «Экономика организаций».

Ежегодно руководство предприятия предоставляет условия для организации полноценной производственной практики и стажировки 12 студентов, а также краткосрочной стажировки преподавателей техникума с целью ознакомления с новыми технологическими процессами. Директор и специалисты СПК – постоянные участники учебных занятий, внеклассных мероприятий профессиональной направленности, гости постоянно действующего клуба «Практик», где повышают свое мастерство преподаватели техникума.

Дети многих работников данного предприятия получили или приобретают профессиональную подготовку в нашем техникуме и большинство из них продолжают трудиться в своем СПК.

Учитывая тот факт, что в современных условиях  в подготовке специалистов на первый план выдвигается не готовый набор профессиональных навыков, а деятельностно-организационная способность человека «расти» в профессии, умение анализировать свой профессиональный уровень, обнаруживать и осваивать знания, педколлектив техникума при участии работодателей широко использует  в учебном процессе практиориентированные методы обучения: решение конкретных профессионально-практических ситуаций, моделирование проблемных ситуаций будущей специальности, производственных задач, курсовое проектирование по конкретной производственной тематике, студенческие научно-исследовательские работы и т. д.

Например, программа учебной практики по дисциплине «Бухгалтерский учет» в количестве 144 часов для будущих бухгалтеров составлена по реальным бухгалтерским отчетам реальных предприятий, проводится в кабинете «Учебная бухгалтерская теория», где студенты поочередно выполняют программы, которые соответствуют структуре реальной бухгалтерии сельхозпредприятия. Происходит погружение будущих специалистов в квазипрофессиональную деятельность. Они ведут первичный учет, составляют, принимают и обрабатывают отчеты (кассовые, авансовые, материальные); производят расчеты по начислению заработной платы, удержаниям из нее и начислениям на нее; ведут учет расчетов с поставщиками и покупателями, с бюджетом и внебюджетными фондами, с разными дебиторами и кредиторами; ведут аналитический учет материальных запасов, животных, расчетов, затрат на производство и выхода продукции; ведут синтетический учет в журнально-ордерной форме учете, являющейся основой компьютерной версии 1С: Бухгалтерия. Завершается месячный цикл работы бухгалтерии составлением оборотного и сальдового баланса.

Затем начинается второй этап работы: подготовительная работа перед составлением годового отчета – закрытие операционных счетов и составление годового заключительного баланса и других форм годового отчета. Таким образом, в миниатюре отрабатывается как бы годовой цикл работы бухгалтерии, что дает студенту полное представление о бухгалтерском учете на предприятии.

Результатом сотрудничества в области социального партнерства техникума с Центром интенсивных технологий (г. Москва) стало внедрение в учебный процесс технологии дистанционного образования по специальности «Экономика и бухгалтерский учет».

Работа в данном направлении способствует профессиональному росту наших преподавателей, активизирует их методическую и исследовательскую работу, открывает студентам и преподавателям доступ к ресурсам учебного сервера Центра, формирует техникуму имидж современного учебного заведения, помогает приобрести специальность в более короткий срок тем, кто в силу обстоятельств может учиться лишь в удобное для себя время, в удобном месте, удобном темпе и удобном взаимодействии с преподавателями.

Многоканальное взаимовыгодное сотрудничество установилось у техникума с межрайонным центром занятости населения: участие в ярмарках образовательных услуг, организация службы содействие трудоустройству выпускников, подготовка и переподготовка на базе техникума незанятого населения и др. Последние три года студенты и преподаватели техникума участвуют в Российско-канадском проекте, «Расширение возможностей молодежи через развитие предпринимательства», который организует Министерство труда и социального развития РФ совместно с Канадским агентством Международного развития через региональный центр занятости населения.

На базе техникума специалисты и преподаватели из Канады проводят теоретическое и практическое обучение, конечной целью которого является обеспечение достойной занятости молодежи в секторе малого предпринимательства.

Социальное партнерство, укрепление связей с предприятиями и организациями открывает техникуму дополнительные возможности развития, помогает педагогическому коллективу учитывать в профессиональной подготовке специалистов требования современного производства:

- повышение уровня общей и профессиональной культуры специалиста;

- воспитание у студентов профессионально и личностно значимых качеств, социально-нравственной зрелости;

- повышение уровня интеллектуального развития выпускников в связи с тенденцией интеллектуализации труда;

- гуманизация содержания и процесса профессиональной подготовки студентов;

- усиление творческих начал в профессиональном обучении.

Рассматривая постоянную взаимосвязь с работодателями как одно из важных оснований для обеспечения стабильности и гибкости образовательного учреждения, его готовности своевременно и адекватно реагировать на внешние изменения окружающей среды как возможность обеспечения и совершенствования качества профессионального образования, в своей целевой программе по развитию социального партнерства мы предусматриваем наряду с совершенствованием вышеназванных направлений сотрудничества с предприятиями и организациями и реализацию таких внутренних возможностей, как:

- внедрение новых практико-ориентированных технологий обучения в условиях социального партнерства;

- расширение целевой контрактной подготовки специалистов под конкретные рабочие места;

- разработка механизмов изучения рынка труда выпускников техникума;

- стимулирование деятельности предприятий и организаций по планированию и конкретизации потребности в кадрах;

- расширение информационного обеспечения деятельности техникума в развивающихся рыночных отношениях;

- привлечение дополнительных материальных и интеллектуальных ресурсов социальных партнеров;

- оказание техникумом исследовательских и консультационных услуг по заказам работодателей.

Опыт многолетнего развития связей с предприятиями и организациями помогает техникуму получать и использовать дополнительные возможности саморазвития:

- расширение возможностей для организации практик студентов и стажировок преподавателей;

- дополнительный доступ к информации о рынке труда;

- обеспечение учета требований работодателей к содержанию и качеству подготовки специалистов;

- упрощение процедуры корректировки учебных материалов и программ;

- расширение возможности трудоустройства выпускников.

Реализация всего многообразия форм и направлений социального партнерства несомненно зависит от ряда объективных и субъективных причин, в частности от состояния и специфики отрасли, социально-экономической обстановки в регионе, творческого и профессионального потенциала педагогического коллектива, которые мы стремимся учитывать при выстраивании плодотворных взаимоотношений с предприятиями, организациями и органами управления, как одного из важных условий профессиональной подготовки выпускников техникума.

Список использованной литературы

 

1.    Анисимов П.Ф. Развитие среднего профессионального образования в контексте модернизации российского образования // Среднее профессиональное образование – 2004. - №2. –с. 10-14.

2.    Васина Е.В. Социальное партнерство и содержание профессионального образования. // Инновация в российском образовании. Среднее профессиональное  образование 2000. – М.: Изд-во МГУП, 2000. – 80 с. – с. 28-32.

3.    Корчагин Е.А. Концепция практикоориентированной технологии обучения. // Среднее профессиональное образование. – 2004. - № 10. – с. 2-6

4.    Никулина И.Л. Реализация модели социального партнерства ССУЗА как условие совершенствования профессиональной подготовки  специалистов. // Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «Среднее профессиональное образование». - 2005. - №1. – с. 55-60.