ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ  - ЗАЛОГ ПОДГОТОВКИ

СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА

 

Наумова Н.Н.,

Семенова Л.Д.,

ФГОУ СПО «Иркутский аграрный техникум»

 

«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» определяет такие основные черты современного специалиста как квалифицированный, конкурентоспособный, компетентный, ответственный, готовый к профессиональному росту, мобильный.

Существующая система образования не позволяет достичь поставленной цели и вызывает необходимость сегодня переоценить и перестроить подходы, способы обучения.

Обучение через деятельность – основной путь решения поставленной задачи и пройти по нему под силу только творческим, ищущим педагогам.

В нашем техникуме каждый преподаватель реализуется через свою творческую лабораторию. Тематика творческих лабораторий прежде всего направлена на развитие навыков самостоятельной и творческой деятельности студентов.

«Применение технологии разноуровневого обучения в преподавании иностранных языков» тема работы преподавателя английского языка Рудаковой М.В. позволяет развить познавательные и творческие способности студентов с различным уровнем подготовки, достичь таких результатов владения английским языком, которые побуждают их к самостоятельной деятельности и этим внести свой вклад в формирование современно-образованного специалиста. Создаются условия для коммуникативного подхода в обучении (коммуникативные речевые ситуации) и самостоятельной работы студентов, внедрен тестовый контроль аудирования, позволяющий выявить уровень понимания студентами иноязычной речи, активизируется речевая деятельность посредством проведения современных форм урока (конференция, экскурсия и т.п.).

«Контроль, углубление и корректировка знаний студентов с применением ПК» - проблема творческой лаборатории преподавателя информационных технологий Юрчук М.Ю. Решается путем внедрения в учебный процесс тестируюшей программы Mirax Test и опросных листов созданных с помощью языка программирования Visual Basic 6.0.  Данные тестирующие программы применяются и на других дисциплинах. С помощью языка программирования Visual Basic 6.0 создана программная оболочка урока «Этот увлекательный мир экономики», которая также использована при изучении дисциплины «Тракторы и автомобили» и при проведении мастер-класса «Этот удивительный мир педагогики» на научно-практической конференции преподавателей техникума «Использование прогрессивных методов обучения для активизации познавательной деятельности студентов». Наиболее эффективным методом контроля и углубления знаний студентов преподаватель считает использование прикладных программ в создании творческих проектов с реализацией междисциплинарных связей. Параллельно с этим, для удобства работы классного руководителя, с помощью программы СУБД МА Аccess создана «Информационная модель студентов группы».

«Не заставлять студентов запоминать учебный материал, а научить учиться, чтобы в течение всей жизни самостоятельно совершенствоваться и самореализовываться» - цель творческой лаборатории преподавателя ветеринарных дисциплин Ивкиной З.И.. Через сочетание творческих, исследовательских, информационных проектов с ориентацией на межпредметные связи, технические средства обучения и научно-экспериментальную работу со студентами преподаватель достигает поставленную цель. Под руководством Зои Ивановны несколько творческих групп студентов работает над вопросами целесообразности использования гомеопатических препаратов в ветеринарной практике, проблемами стерилизации плотоядных, лечения гинекологических заболеваний сельскохозяйственных животных.

Материалы, создаваемые в процессе работы, оформляются в виде презентаций, электронных учебников, справочников, учебных фильмов и широко используются в учебном процессе. Результаты работы представляются участниками творческих групп на учебно-практической конференции «Студент и творчество», ежегодной региональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы ветеринарной медицины» и публикуются в сборниках материалов проводимых  конференции. Как считает педагог: «Не практикующий педагог – мертвый педагог». Работа в учебной ветеринарной клинике, курсы дополнительного обучения «Лечение плотоядных», проведение акций, гуманно решающих социальные проблемы населения г.Иркутска в области ветеринарии, мастер-классы на научно-практических конференциях в г.г.Иркутске, Улан-Удэ, Новосибирске, Москве – поле деятельности Ивкиной З.И, с активным привлечением студентов.

В творческих лабораториях преподавателей решаются проблемы, которые в последствии находят применение на предприятиях аграрного комплекса Иркутской области. В процессе работы творческой группы под руководством преподавателя агрономических дисциплин Кирпиченко И.Н. по теме «Изучение сортов овощных культур защищенного грунта и внедрение их в сельскохозяйственное производство» на базе ОАО «Тепличное» были выявлены наиболее урожайные для местных условий сорта томатов и огурцов и рекомендованы для выращивания тепличным хозяйствам. Исследование рынка молочной и мясной продукции студентами специальности Коммерция под руководством преподавателя Бабицкой В.Н. позволило выявить факторы, влияющие на спрос данной продукции, результаты доведены до предприятий производителей. Реализация творческой работы «Макетные пособия по дисциплине «Хранение и переработка продукции растениеводства»» руководители Пинигина Н.В. и Жуков М.Ф. позволила студентам освоить азы проектной деятельности, реализовать навыки слесарных работ и укрепить учебно-материальную базу по дисциплине. Выявление социально-профессионального статуса и уровня дохода семей студентов, их увлечений в свободное время, понимания успеха и видимых путей его достижения позволило выработать и реализовывать классным руководителям более конкретную воспитательную программу. Результатами творческой деятельности стали и разработка проекта анатомического музея, создание электронных учебных пособий, анализ речи студентов, их отношения к чистоте и т.д.

Оценка общего профессионального уровня преподавателей проводится по рейтинговой системе через методический, организационный, научно-исследовательский и учебный модули., а выявление сильнейшего, на конкурсе «Лучший преподаватель года», после прохождения четырех этапов: «Визитная карточка и хобби», «Урок», «Творческая лаборатория», «Профессиональный рейтинг преподавателя».

Использование в учебном процессе вышеуказанных подходов и способов обучения, полученные результаты государственной аттестации и востребованности специалистов  подтверждают целесообразность развития творческих лабораторий педагогов.