«ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ

ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА ЧЕРЕЗ

ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ССУЗА».

 

Николаева Л.Н.,

ФГОУ СПО «Новгородский гидромелиоративный техникум»,

           

Анализ данных о состоянии преступности, наркомании, ВИЧ-инфекции, в регионе и стране приводит к выводу, что нравственное, духовное и физическое развитие молодежи продолжает оставаться важнейшей проблемой. Сегодня кажется, что студенты стали более агрессивными, невоспитанными и невежественными…

Да, в обществе очень много негатива, наши дети как губки, впитывают этот негатив и возвращают его нам. Сегодня за парты сели дети, родившиеся в период разрушения. Они увидели не «будни великих строек» и не «страну героев», а умирающие деревни, ветшающие здания больниц и школ… Детей перестройки называют «потерянным поколением», потому что взрослые лишили их идеалов, ориентиров, целей.

Любого думающего человека не может не тревожить насаждаемое СМИ неудержимое стремление обладать материальными богатствами любой ценой, презрение к упорному ежедневному труду. Духовный кризис наиболее тяжело отражается на подрастающем поколении, молодежи. Вот почему  в процессе подготовке молодых специалистов в ССУЗах особенно остро встали вопросы воспитания духовности и формирования нравственных ценностей.

Без необходимого уровня развития нравственных качеств самый высококвалифицированный специалист будет работать только тогда, когда это будет выгодно лично ему. Какой смысл имеет подготовка специалистов, не обладающих необходимым уровнем патриотизма, честности, ответственности, порядочности, инициативности?

Поэтому среди множества проблем и направлений в области управления, улучшения, оценки качества образования, улучшению качества воспитательной деятельности, ее результативности в настоящее время уделяется большое внимание.

Важнейшим условием формирования профессионально значимых качеств является создание воспитательного пространства, представляющего систему ценностных отношений, способствующих профессиональному становлению личности (Приложение 1).

Ведущим видом деятельности студентов является обучение, содержание которого определено Государственным образовательным стандартом. 99% времени нахождения студентов в учебном заведении - это учебные занятия. Основными носителями этого содержания и его передатчиками в процессе обучения являются преподаватели. Воспитательный потенциал разных групп учебных дисциплин неравнозначны. Наибольшими воспитательными возможностями располагают социально-экономические, общие гуманитарные, математические и общие естественно научные дисциплины. Каждая из этих групп представляет собой систему знаний, посредством которых студенты имеют возможность формировать научные взгляды на природу, различные стороны общества, государства и человека, а также вырабатывать соответствующие отношения: экологические, политические, социально-экономические, правовые, психолого-педагогические, гуманистические и другие.

Вырабатываемые в процессе обучения взгляды позволяют понять ценность природы и общества, высшую ценность – человека, а также формировать соответствующее отношение к этим объектам и предметам изучения. Учебные дисциплины отражают реальную действительность, в конечном счете, деятельность общества, трудовых коллективов, отдельных личностей. Эти виды деятельности имеют моральный аспект. Следовательно, содержание дисциплин несет в себе огромный нравственно-воспитательный потенциал, который может и должен служить нравственному воспитанию студентов. Поэтому, в стратегии воспитания, одним из важных направлений  считаем принцип - ПОСТОЯННОЕ УЛУЧШЕНИЕ. Постоянное улучшение деятельности должно быть целью каждого преподавателя. И это, прежде всего - совершенствование профессиональных качеств в целях улучшения учебно-воспитательного процесса. Задача педагога сводится к тому, чтобы не столько наполнить «сосуд студента» нужными образовательными и профессиональными знаниями, сколько научить его ориентироваться в новых условиях, активизировать познавательный интерес к самостоятельному получению знаний на основе их, принимать нестандартные решения. Таким образом, учитель должен быть не только хорошим преподавателем, но и интересной личностью, духовно развитой, разносторонней и гармоничной, обладающей высокой общей культурой, системными знаниями.

Здесь уместно вспомнить слова Конфуция:    

                           Если ты хочешь изменить государство, начни с провинции.

                           Если ты хочешь изменить провинции, начни с районов.

                           Если ты хочешь изменить районы, начни с городов.

                           Если хочешь изменить города, начни с улиц.

                           Если хочешь изменить улицы, начни с домов,

                           Если хочешь изменить дома, начни с семьи.

                           Если хочешь изменить семью, начни с себя.

Воспитанию профессионально значимых качеств во многом служит планомерная внеучебная воспитательная работа, она проводится в форме запланированных классных часов (вторая среда каждого месяца).

Каждый классный руководитель самостоятельно выбирает формы, методы и темы проводимых воспитательных мероприятий. На классных часах необходимо продолжать духовное развитие студента, воспитывать любовь, доброту, сострадание, честность, справедливость. Без сформированности понятий о «духовности», «нравственном идеале», а затем о добре и зле, совести, чести и достоинстве, свободе и ответственности, счастье и смысле жизни невозможно развитие человека. Каждый год в наш коллектив "вливаются" новые преподаватели, чаще всего не имеющие опыта работы. Поэтому мы подобрали примерную тематику и разработали классные часы, рассчитанные на три года. Ее цель - формирование у студента устойчивой нравственной позиции, умения счастливо жить в социуме. (Приложение 2).

На предприятиях, в организациях при подборе кадров на большинство вакантных должностей обязательными считаются такие качества, как развитые коммуникативные навыки, партнерские и лидерские способности, организованность, стрессоустойчивость, умение работать в команде. Такие качества формируются прежде всего в коллективе, в учебной группе. Установлено, что нравственные качества формируются интенсивнее, если в жизнь студенческого коллектива вводятся нормы и правила деловых отношений, которые затем являются основными нравственными нормами в процессе профессиональной деятельности.

Перечислю формируемые нормы поведения и общения у наших студентов:

-                 относиться к человеку так, как он относится к своему делу и своему данному слову;

-                 если стремиться к самосовершенствованию, любая работа станет радостью и удовольствием;

-                 человек прекрасен и безупречен, если в нем развивается талант. Труд и талант - две точки опоры на пути к успеху и карьере;

-                 чтобы состояться в качестве специалиста, надо действовать, использовать любой шанс, пробовать свои силы и научиться чему-то новому и полезному.

-                 умеренность - важная ценность. Все что чрезмерно- аморально, вредно, разрушительно;

-                 в человеке должно быть все прекрасно: и душа, и одежда, и мысли, и поступки;

-                 стараться жить по принципу – "Если не я, то кто же".

Подобные рекомендации являются не только жизненными позициями, но и основанием нравственного самосознания и нравственного отношения к делу, к будущей профессии, к самому себе. Если в коллективе происходит нарушение принятых принципов, то классный руководитель и актив группы анализируют ситуацию, решают что можно сделать, как и в каком направлении дальше вести, работу со студентом, или студентами.

Организация и развитие соуправления, как одного из эффективных условий формирования личности будущего специалиста приобретает сегодня еще большее значение. Передавая часть своих функций, педагог, с одной стороны, облегчает свой труд, а с другой, создает условия для приобретения студентами организаторского, управленческого и воспитательного опыта. Участие в органах соуправления способствует развитию инициативности, творчества, формирует активную жизненную позицию.

Основными задачами студенческого самоуправления является поиск оптимальных и эффективных средств и форм обучения и воспитания, обеспечения качественной подготовки специалистов, соответствующих требованиям современного общества. Создавая условия для развития студенческого соуправления, исходим из следующих положений:

-    соуправление - это совместное участие студентов и преподавателей в решении вопросов жизнедеятельности;

-    соуправление - это система, охватывающая все направления деятельности;

-    соуправление - это "культура юности", средство развития личности, где учебное заведение является очагом жизни.

Развитию личности студента способствует их активное участие в кружках по интересам и спортивных секциях. Это позволяет им активно проводить свой досуг, реализовать свои творческие возможности, совершенствовать себя, получать положительные эмоции. За активное участие в общезначимых делах техникума студентам объявляется благодарность, они поощряются материально, успехи отражаются в фотогазете и радиопередачах, их деятельность приносит баллы, которые учитываются при подведении рейтинга группы. Два года назад, было разработано Положение об именной стипендии (три отделения - три стипендиата), обязательным условием ее получения является не только отличная учеба, но и участие в общественной жизни группы и техникума.

Подводя итоги всему выше сказанному, хочу привести хорошо известные слова В.Г. Белинского: «Воспитание - великое дело: им решается участь человека». Это высказывание не только не потеряло своей актуальности, но и приобрело еще большую значимость в наше нестабильное время.

 

 

 

                                                                                                                Приложение 1.

Овал: Формирование профессионально значимых качеств личности будущего специалиста через воспитательную деятельность ССУЗа
Подпись: ПРЕПОДАВАТЕЛИ ДИСЦИПЛИН
Подпись: КЛАССНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ
Подпись: КОЛЛЕКТИВ ГРУППЫ
Подпись: КРУЖКИ
СЕКЦИИ
Подпись: СОУПРАВЛЕНИЕ
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 Приложение 2.

 


 

Примерная тематика классных часов (1-2 курс)

Раздел 1 (1курс)

 

Первый курс, возраст студентов 14- 15 лет, переходный период от обучения в школе к обучению в техникуме. Они еще слабо ориентируются в новой для  них системе обучения и воспитания (новый коллектив студентов и преподавателей, новые требования, взаимоотношения со старшекурсниками…)

В этот адаптационный период рекомендуем классному руководителю чаще проводить тематические классные часы, так как необходимо в коротки срок (два месяца) решить серьезные воспитательные задачи:

-         изучение каждого студента с целью оказания индивидуальной помощи;

-         формирование коллектива и вовлечение студентов в кружки и спортивные секции;

-         составление плана воспитательной работы на год, с учетом интересов студентов;

Если планирование и подбор тематических классных часов вызывает затруднения, мы предлагаем использовать имеющиеся в методической копилке разработанные ранее сценарии классных часов.

месяц

тема

форма

цели

сентябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Единые педагогические

требования».

беседа

 

Ознакомление с основными

требованиями, предъявляемыми учебным заведением к студентам. Формирование позитивного отношения к учебной и общественной деятельности.

«Кто я?»

 

 

анкетирование

 

 

Выявление интересов, пожеланий по проведению внеклассных мероприятий.

«Основные принципы построения коллектива»

деловая игра

Выработка единых целей

деятельности и особенностей личности, ценных для дальнейшего развития коллектива.

октябрь

«Я - лидер»

тестирование

Формирование лидерских качеств у студентов, выборы актива

Подготовка к конкурсу

«Алло, мы ищем таланты»

беседа

Выявить творчески активных

студентов для участия в конкурсе.

«Культура речи»

беседа

Убедить студентов в необходимости работать над культурой речи.

ноябрь

«Мой родной и близкий человек»

конкурс стихов и песен

Формирование уважения к

женщине- матери.

декабрь

«Никотин и здоровье»

ролевая конференция

Пропаганда здорового образа жизни

январь

«Мои ценности»

беседа с элементами ранжированием

Установление ценностных ориентаций личности, коллектива и всего человечества

февраль

«Настоящий мужчина, какой он?»

диспут

Воспитание у студентов гражданственности и патриотизма

март

«Взаимоотношение юношей и девушек»

беседа

Формирование этических и нравственных представлений об их взаимоотношениях

апрель

«Самооценка, что это такое?»

беседа с ранжированием

Выявление важности нравственных качеств

май

«Никто не забыт, ничто не забыто!»

конференция

Формирование патриотизма

июнь

«Экзамен на зрелость»

подведение итогов

рейтинга

Подведение итогов по формированию коллектива группы, оценка личной и общественной активности студента.

Раздел второй (2-ой курс)

 

Студенты стали на один год старше, у них сформировано представление о роли коллектива, о его влиянии на личность и личности на коллектив. В соответствии с возрастными особенностями студенты проводили большинство мероприятий при непосредственном  значительном участии классного руководителя.

Основная цель воспитательной работы на новом этапе стимулирование самостоятельности инициативы студентов, органов самоуправления, воспитание ответственности за порученное дело.

Основная тематика классных часов должна быть направлена на продолжение формирования основных нравственных качеств человека, нетерпимого отношения к вредным привычкам, ответственности за свои поступки.

 

Месяц

Тема

Форма

работы

Цели

сентябрь

«Я + ты = мы»

Классное собрание

Составление плана работы группы, наблюдением за взаимодействием  групп в коллективе, корректировка предложений

октябрь

«Славим людей труда»

Лит. – муз. композиция

Формирование уважения к людям труда, и его значение в жизни человека.

ноябрь

«Поговорим о странностях любви»

Лит. – муз. композиция

Осознание студентами широты и многогранности, как самого понятия любви так и ее проявления.

декабрь

Здоровый образ жизни.

«Я никогда не стану наркоманом»

Мини- конференция

Выявление индивидуального отношения к наркомании, уровня знаний по исследуемой проблеме; формирование нетерпимого отношения к вредным привычкам.

январь

20-е января

Освобождение Новгорода

Лит.- муз. композиция

Воспитание преданности и любви к своему народу. Формирование уважения к защитникам Отечества.

февраль

«Служу Отечеству»

Конкурс

Формирование ответственности за судьбу Отечества и готовность к её защите

март

«Гениальность - божий дар или естественный феномен»

Сообщения

Воспитание трудолюбия, формирование умений и навыков самообразования, самовоспитания, самоопределения.

апрель

«Природа обвиняет человека»

Лит. - муз композиция

Формирование нетерпимого отношения к бесхозяйственности, безответственности в использовании природных ресурсов.

май

«Мои сверстники за рубежом?»

Устный журнал

Развитие интереса к людям другой национальности, формирование толерантного отношения к другой религии, образу жизни, мировоззрения

июнь

«А что есть красота?»

Диспут

Развитие эстетического вкуса, систематизация понятия «красота» и осознание себя в системе «красота».