ОПЫТ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

 

Ноздрюхина С.О.,

ГОУ СПО «Оренбургский государственный

 профессионально-педагогический колледж»

 

Под педагогическими условиями понимают взаимосвязанную совокупность мер в образовательном процессе, которая должна обеспечить достижение студентами поставленной задачи. Педагогические условия воспитания культуры профессиональной деятельности представляют собой взаимосвязанную совокупность мер в образовательном процессе, которая должна обеспечить достижение студентами необходимого уровня воспитанности культуры профессиональной деятельности. Следует выделить следующие педагогические условия эффективного воспитания культуры профессиональной деятельности:

- актуализацию диспозиции личности студента в профессиональной деятельности;

- создание культуротворческой среды самоопределения и самореализации личности;

- создание учебно-методического обеспечения воспитания культуры профессиональной деятельности. 

Актуализация диспозиции личности студента в профессиональной деятельности рассматривается как осуществление перехода профессиональных интересов, намерений, мотивов и целей будущего специалиста из состояния возможности в состояние действенности. Этот процесс предполагает с одной стороны самоопределение в рамках уже избранной профессии и осознание личностью себя как субъекта профессиональной деятельности, а с другой формирование профессиональной мотивации, которая выступает движущей силой процесса воспитания культуры профессиональной деятельности.

Мотивация обеспечивает поведенческую активность, представляет собой систему факторов (потребности, мотивы, намерения, цели, интересы), вызывающих активность субъекта и определяющих направленность поведения. Деятельность педагога в организуемом процессе проявляется в мотивировании. В контексте рассматриваемой темы - это процесс побуждения студентов к деятельности и общению для достижения личностных целей (внутренних) или целей организации (внешних). Смотивировать будущего специалиста на освоение культуры профессиональной деятельности, значит помочь студентам осознать особенности избранной профессии, соотнести их с индивидуальными особенностями личности и создать им условия для творческой самореализации в воспитательном пространстве профессионально-педагогического колледжа и в будущей профессии: создание ситуации для свободы творческого самоопределения (ситуации выбора, ситуации успеха, ситуации творчества). Вместе с тем нужно, чтобы в этих ситуациях студент мог сформулировать цели личностного и профессионального развития. Достижение их в учебно-познавательной и воспитательной деятельности позволяет будущему специалисту осознать себя как личности и как профессионалу.

Актуализация диспозиции личности студента в профессиональной деятельности, обеспечивается комплексом мероприятий образовательного процесса учебного заведения, в задачи которого входило увлечь профессией будущих специалистов: помощь в самоопределении в рамках уже избранной профессии, в формировании профессиональной мотивации.

С этой целью на основании результатов входной диагностики, проводимой психологом во время работы приемной комиссии и в первый месяц учебного года, на совещании кураторов давались рекомендации по развитию личностных качеств студентов, необходимых для их будущей профессиональной деятельности. При этом, ставился акцент на уже сформированные качества, такие как (вежливость, тактичность, дисциплинированность, пунктуальность и т.д.) и на качества, характеризующие профессиональную направленность личности, которые необходимо формировать в процессе подготовки к будущей профессиональной деятельности (увлеченность профессией, целеполагание самосовершенстование, самореализация, самоанализ, рефлексивность и т.д.).

Первоначальный специфический профессиональный опыт приобретается студентами в совместной деятельности с педагогами на уроках общепрофессиональных дисциплин («Введение в специальность», «Менеджмент», «Теория и практика общения», «Психология и этика профессиональной деятельности» и т.д.) и специальных дисциплин («Управление персоналом», «Профессиональная этика», «Культура питания», «Культура дома», «Основы педагогического мастерства», «Психолого-педагогический практикум» и т.д.).

Для студентов, испытывающих затруднение в актуализации диспозиции в выбранной профессиональной деятельности, проводятся тренинги общения и профессионального роста в клубном объединении «Познай себя». Результатом такой работы становится осознание студентами своих индивидуальных особенностей, соотнесение их с будущей профессиональной деятельностью, развитие коммуникативной активности, организаторских способностей, эмпатии, толерантности и т.д.

Студенческие научно-практические конференции способствуют формированию мотивации на профессию. В результате выступлений на конференциях у будущих специалистов развиваются навыки общения, самоанализа, самокритичности.

Особое внимание при актуализации диспозиции личности студента в профессиональной деятельности уделяется работе отделения дополнительного образования. Принимая участие в работе творческих объединений (театр моды, студенческий театр, творческая лаборатория, вокальная и танцевальная студии), клубах по интересам (клуб «Познай себя», «Пресс-клуб»), кружках, студенческом совете, будущие специалисты выполняют роли ораторов, педагогов, наставников, организаторов, общественных деятелей, шефов, что требовало от студентов умений ярко и лаконично говорить,  проектировать свои поступки, ориентируясь на личностно и профессионально значимые ценности, вступать в диалог, проявляя такие качества, как принципиальность, настойчивость, отзывчивость, тактичность, доброжелательность, стремление к сотрудничеству и т.д.

Основным результатом такого рода деятельности было повышение у будущих специалистов мотивации к избранной профессии.

Воспитание культуры профессиональной деятельности будущего специалиста предусматривает организацию его взаимодействия не только со специфической социокультурной средой внутри учреждения профессионального образования, но и за ее пределами, так как «закрытость» воспитательной системы колледжа может привести к отчуждению студента от реальной жизни. Необходимым является создание такой среды, которая позволила бы выйти за рамки и пределы конкретного мира, в котором жил индивид, расширить его социальный и профессиональный опыт, предоставить возможность будущему специалисту с помощью общения, игры, учебной и творческой деятельности ощутить и понять многообразие этого мира, воспользовавшись различными специально для этого созданными средствами и технологиями, а также услугами тех лиц, которые призваны способствовать этому процессу усвоения культуры прошлого и настоящего, ее узнаванию, воспроизведению, творческому использованию и самореализации в ней.

С этой целью необходимым представляется создание культуротворческой среды самоопределения и самореализации личности.

Создание культуротворческой среды самореализации и самоопределения личности студента основывается на: ориентации будущих специалистов на самореализацию творческой деятельности и обеспечении их сапоопределения.

Ориентации будущих специалистов на самореализацию творческой деятельности обеспечивается посредством:

-       анализа профессиональных знаний, умений, возможностей будущих специалистов, причин затруднений при решении профессиональных задач. Составлялся индивидуальный рейтинг (оценочная шкала, классифицирующая уровень сформированности знаний, умений); определялся уровень профессиональных знаний и умений будущего специалиста;

-       решения следующих задач: формирования у будущего специалиста умений анализировать и оценивать свою профессиональную деятельность и осуществлять ее корректировку; содействия раскрытию и развитию культуры профессиональной деятельности; обучения прогнозированию;

-       выполнения будущими специалистами творческих заданий (определения понятий; ответов на вопросы; планирование, анализа профессиональных ситуаций; подготовки сообщений, докладов и т.д.).

В процессе изучения дисциплин в экспериментальных группах проводятся теоретические семинары, семинары-практикумы с использованием активных методов обучения (деловые игры, тематические дискуссии, решение творческих задач), семинары-тренинги.

Выполнение творческих заданий требует организации учебной деятельности в соответствии с особенностями профессиональной направленности студентов профессионально-педагогического колледжа, спецификой изучаемой дисциплины, проблемно-поисковых, эвристических способов решения, обеспечивающих включение в работу логических и интуитивных механизмов творчества. В качестве дидактического материала использовались задания по развитию психических процессов, лежащих в основе развития творческих способностей, заданий, предполагающих самостоятельное творчество. 

Использование активных методов обучения позволяет сократить переходный период от теоретических знаний к практическим умениям, обеспечить творческую атмосферу в процессе развития личности будущего специалиста как носителя культуры профессиональной деятельности. Творческое мышление предполагает умение ставить проблемы и решать их нетрадиционными методами, порождать нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью.

Для образования интеллектуальной структуры создавалась смысловая основа. Предпосылкой развития творческого мышления будущих специалистов выступает структурирование знаний. Всякое знание, как первично усвоенная информация, реализуется, если она применяется в совокупности с другими знаниями. Применение полученной информации – необходимое условие первоначального осмысления и все более глубокого усвоения. При этом внимание будущих специалистов обращается на три группы действий, подлежащих усвоению: первичное усвоение информации; применение усвоенных конкретных знаний; усвоение общих способов деятельности.

Введение в процесс подготовки будущих специалистов, наряду с теоретической информацией, семинаров-практикумов и консультаций обеспечило самореализацию творческой деятельности через практический показ, закрепило соответствующее положение теории практикой, создало возможность для научного руководства данным процессом.

С целью обеспечения самоопределения студентам предоставлялась свободы выбора в образовательном процессе, которая заключалась в готовности владеть системой знаний и умений и творчески их использовать в профессиональной деятельности и самообразовании; квалифицированно и независимо решать профессиональные задачи; видеть, самостоятельно формулировать проблемы, выбирать способы и средства их решения; самостоятельно строить и корректировать свою профессиональную деятельность; осуществлять саморефлексию для дальнейшего профессионального, творческого роста и социализации личности.

Воспитание культуры профессиональной деятельности будущего специалиста предусматривает организацию его взаимодействия не только со специфической социокультурной средой внутри учреждения профессионального образования, но и за ее пределами, так как «закрытость» воспитательной системы образовательного учреждения может привести к отчуждению студента от реальной жизни. Необходимым является создание такой среды, которая позволила бы выйти за рамки и пределы конкретного мира, в котором жил индивид, расширить его социальный и профессиональный опыт, предоставить возможность будущему специалисту с помощью общения, игры, учебной и творческой деятельности ощутить и понять многообразие этого мира, воспользовавшись различными специально для этого созданными средствами и технологиями.

Следующим педагогическим условием успешности и практической реализации задачи воспитания культуры профессиональной деятельности является создание учебно-методического обеспечения образовательного процесса по  усвоению норм, знаний, умений и навыков культуры профессиональной деятельности. Организуемый процесс предполагает усвоение студентами не только знаний, умений и навыков, заложенных в государственный образовательный стандарт, но и норм, знаний, умений культуры профессиональной деятельности.

Создание учебно-методического обеспечения образовательного процесса по воспитанию культуры профессиональной деятельности проходит на основе:

-использования витагенного опыта педагогов и студентов;

-направленности исследовательской деятельности педагогов и студентов на культурные особенности региона, города;

-расширения поля деятельности и круга общения;

-организации опыта творческой деятельности педагогов и студентов в социокультурном пространстве региона, привлечение их к участию в социально значимых акциях;

-создания условий для формирования культуры мышления, деятельности;

-создания условий для нравственного и эстетического воспитания;

-формирования потребности в физической активности.

Для реализации данного условия апробирован ряд комплексных программ, направленных на усвоение будущими специалистами не только знаний, умений и навыков, заложенных в образовательный стандарт, но и норм, знаний, умений культуры профессиональной деятельности.

Комплексная программа «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального и личностного развития будущего специалиста» своей целью ставит обеспечение нормального развития студента как личности и профессионала. Программа обеспечивает поэтапную поддержку абитуриента – студента – выпускника, способствуя сознательному освоению специальности, активизируя механизмы профессиональной самоидентификации. Содержание программы составляют мотивация на профессиональную самореализацию, обучение рефлексивному отношению к профессиональной деятельности, повышение компетентности в области личностного и делового общения, готовность выстраивать профессиональную карьеру.

Результатом является личность выпускника, обладающего высокой мотивацией на творческую самореализацию в профессиональной деятельности, компетентностью в вопросах межличностного и делового взаимодействия, способностью к рефлексии, самокоррекции, целеполаганию.

Программа «Формирование исследовательской позиции студентов». Цель: формирование исследовательской позиции студентов. Содержание: в условиях информационного общества особенно важно научить студентов самостоятельно подбирать, анализировать, систематизировать источники информации. Формирование исследовательской позиции (установки – знаний – умения – навыки), обеспечивает способность специалиста к саморазвитию и самореализации.

Результат: повышение качества всех видов учебно-исследовательских работ (рефератов, докладов, сообщений, курсовых и дипломных работ); результативность (теоретическая и практическая) студенческих работ.

Программа «Патриотическое воспитание студентов». Цель: формирование патриотического сознания и чувств гражданина у будущего специалиста. Содержание: культурный диалог между поколениями, эпохами, системами ценностей требует адекватной оценки современной действительности, знания истории, уважения к иной точке зрения. Патриотическое сознание и чувства – обязательные составляющие культуры гражданина; их сформированность – гарантия нравственной зрелости профессионала. Результат: воспитание нравственной личности  на основе общечеловеческих ценностей; формирование общей культуры личности студентов, их адаптация к условиям современного общества; осознание личной ответственности и ответственности поколения за будущее страны.

Комплексная программа «Имидж». Цель программы: создание условий для эффективного функционирования позитивного имиджа будущего специалиста. Основное содержание программы: индивидуальный имидж профессионала – это система личностных качеств (эрудиция, толерантность, тактичность, стремление к сотрудничеству, рефлексивность, эмпатия и т.д.) и психологических средств, к которым целенаправленно прибегает специалист с целью достижения культуры профессиональной деятельности. Результат программы: выпускник колледжа способный создать индивидуальный профессиональный имидж, соответствующий нормам и ценностям культуры профессиональной деятельности.

Программа «Формирование ответственного отношения к здоровью». Цель программы: формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, приобретение навыков по сохранению и укреплению здоровья». Содержание программы: осознание здоровья в ряду общечеловеческих и профессиональных ценностей, повышение компетентности будущих специалистов в области сохранения и укрепления здоровья, формирование у них умений и навыков по ведению здорового образа жизни.

Результат: повышение толерантности в стрессовых ситуациях, положительная динамика в оценке навыков конструктивного общения; повышение мотивации по сохранению репродуктивного здоровья; наличие потребностей в поддержании сформированных навыков ведения здорового образа жизни.

Программа «Развитие студенческого самоуправления». Цель программы: организация системы студенческого самоуправления. Содержание программы: нацеленность на создание условий для развития системы студенческого самоуправления, реализации творческой активности студентов, обеспечение студенческой демократии соответствующими правами, возможностями и ответственностью, социально-правовой защиты студентов.

Результат программы: создание системы студенческого самоуправления, способствующей развитию социального интеллекта студентов, развитию организаторских умений и повышению управленческой культуры.

Реализация комплексных программ легла в основу создания на их базе целостной программы по «Воспитанию культуры профессиональной деятельности будущего специалиста в образовательном пространстве профессионально-педагогического колледжа».