НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОЛЛЕДЖЕ

 

Пидодня Т.Е.,

ГОУ СПО «Сызранский политехнический колледж»,

 

В нашем колледже большое внимание уделяется научно-исследовательской деятельности студентов и преподавателей. В 2005-2006 учебном году было создано научное общество колледжа (НОК). Разработано положение общества, назначен научный руководитель. Членами общества являются студенты и преподаватели. Создание общества не было шагом «для галочки». Ежегодно в городе проходит форум «Молодежный потенциал 21 веку». Студентам было предложено представить свои работы на конкурсы научно-исследовательских работ. В первый же год наши студенты получили дипломы лауреатов в области информационных технологий и в области экономических исследований. На следующий год количество студентов, желающих показать свои исследования, увеличилось в несколько раз. Необходимо было оказать помощь соискателям в подготовке к участию в конкурсах. Научно-исследовательские работы нужно было правильно оформить и представить. Кроме того, преподавателям, для оказания помощи студентам, самим нужно владеть методикой и методами научного познания, видами научных работ, общей схемой хода научного исследования, общими правилами оформления текста научно-исследовательской работы и умением представлять результаты исследований. Научное общество колледжа было создано для решения возникших проблем. Научной работой занимаются не только студенты, но и преподаватели.

Проработав в колледже свыше двадцати лет и будучи председателем цикловой комиссии математических и общих естественнонаучных дисциплин свыше 15 лет, накопив опыт методической работы, появилось желание заниматься научно-исследовательской работой. Разработала методическую разработку «Анализ и самоанализ уроков», получившую гриф УС ИПР СПО в 2004 году. Провела исследование по применению этой разработки в практику, получила положительные результаты. Сейчас в колледже система анализа и самоанализа получила широкое применение.

Далее занялась разработкой проведения и оформления открытого урока. План-конспект урока стал выглядеть как методическая разработка урока. В ней предусмотрен и план конспект и методические указания по каждому моменту урока. По данной методике уже разработаны и проведены открытые уроки. Методическая разработка отправлена для рассмотрения УС ИПР СПО с целью получения грифа.

В данный момент меня заинтересовали психологические проблемы образования. Эта научная работа находится сейчас на стадии исследования, поэтому просто хочу поделиться некоторыми предварительными выводами.

В системе образования необходимо развивать индивидуальность человека и сотрудничество с другими, а не чувство коллективизма. Современная система образования строится на развитии чувства коллективизма. Что это дает в конечном итоге? Работая в коллективе, как правило, один человек может пользоваться плодами трудов другого члена коллектива, более того, он может выдавать работу другого за свою. Начиная с начального этапа обучения, дети часто списывают задания, выполненные другими. Они выдают чужой труд за свой. Постепенно это приводит к необязательности и лени. В коллективе необходимо развивать личность, причем личность каждого члена коллектива. Развивать не коллективизм, а сотрудничество членов коллектива.

Дети с самого раннего этапа обучения должны готовиться к жизни. Во взрослой жизни их ждет работа, которую они смогут получить в зависимости от своего образования, интеллекта, часто на конкурсной основе. В конкурсе участвуют отдельные индивидуумы, а не коллектив. После окончания школы дети встречаются с первым серьезный конкурс. Школьник желает продолжить свое обучение. Поступить в любое учебное заведение он может только на конкурсной основе. Даже к этому многие школьники не всегда бывают готовы. К конкурсу необходимо готовить заранее в процессе получения образования. Соревнования необходимо исключить, особенно на начальных этапах обучения. Да и на более поздних ступенях соревнования необходимо проводить очень осторожно и продуманно.

Проходит конкурс в колледже на дне первокурсника. Каждая вновь набранная группа готовит программу по представлению своей профессии. Победители довольны. Каждый побежденный считает, что судьи поступили несправедливо, судили с пристрастием. Желания участвовать в следующем конкурсе, уже нет. Студенты считают, что победители определены заранее. Активность студентов падает. Точно также и с конкурсами на занятиях. Всегда считалось, что соревнования стимулируют процесс познания. Да это верно, но только на определенном этапе, пока идет подготовка к оценке результата. После проведения конкурса появляется неудовлетворенность результатами, занижение самооценки, апатия.

Для проведения конкурса необходимо продумать все его этапы, оценку результатов и главное возрастные и психологические основы участников. Конкурс необходимо проводить таким образом, чтобы каждый его участник уже в процессе достижения конечного результата мог оценивать свои возможности и свои промежуточные результаты. Итоги конкурса в этом случае будут восприниматься правильно. Ребенок уже оценил свою деятельность, увидел свои слабые стороны, определил цели устранения недостатков. По ходу конкурса каждый строит для себя программу достижения лучших результатов, получения недостающих знаний и умений. Для каждого участника такого конкурса может быть только один из двух результатов;

победил – выполнил все условия конкурса;

не победил – не выполнил всех условий конкурса.

И каждый участник должен стремиться стать победителем. Это является мотивацией учебной и вне учебной деятельности. Стимулом к дальнейшему совершенствованию, ликвидации пробелов и получению новых знаний будет правильная оценка результатов конкурса и награды. Наградой может быть простая похвала. Нужно отметить каждого, пусть он не победил, но показал положительную динамику по сравнению с обычными успехами. В этом случае ребенок уже «победитель» в соревновании с самим собой.

Конкурсы, в которых присуждают 1,2 и т. д. места, можно проводить только тогда, когда дети к этому подготовлены. Это может быть на этапе получения образования в старших классах, на старших курсах колледжа. Подготовленным каждый участник должен быть не только физически, но и морально. Участником такого конкурса может быть каждый, прежде всего, желающий, заранее подготовленный к восприятию результатов победы и поражения. Очень большая роль в этом вопросе отводится роли психологов. Уже сегодня вводятся в учебные заведения должности психологов. Это шаг к образованию будущего.

Изучив психологические особенности различных видов, основные процессы, законы, способы развития памяти, мною разработаны наглядно-практические методы преподавания дисциплин.

Методам обучения даны условные названия:

«Разложить по полочкам»;

«Соревнование с самим собой»;

«Нарядить елочку»;

«Древо познания»;

«Узелок на память»;

«Иди по выбранному пути».

Все эти методы спорные, применялись только в виде эксперимента, но уже вызывают интерес и дают положительные результаты. Объем статьи не позволяет описать подробно все методы, поэтому описываю только некоторые.

«Разложить по полочкам»

Метод основан на развитии памяти на уровне подсознания. Предположим, в вашем шкафу весит вещь, о существовании которой вы уже забыли. Шкаф переполнен, и вы решили разобрать вещи и выбросить ненужные. Вот в ваших руках, забытая вами вещь. Глядя на нее, из вашей памяти всплывают, причем очень отчетливо события, связанные с этой вещью – работает память на уровне подсознания. Значит, чтобы подсознание работало, необходимо иметь «вещь», заставляющую его работать. То есть «вещь» должна попадать вам на глаза в нужное время и в нужном месте. Вы должны привязать определенные события к определенной вещи. Часто происходит наоборот. Вы встретили старого знакомого, и он сказал вам фразу: «А помнишь на выпускном вечере …». Вместе с событиями из памяти всплывают и вещи, связанные с этим событием. Вы вспоминаете, какое платье было на вас, какая была обувь. Значит можно привязать к событию вещи. На этом и основан метод.

Пример. Роль вещи будут выполнять цвета радуги, а роль событий геометрические фигуры. Берем 7 произвольных фигур и ставим каждой фигуре в соответствие один из цветов радуги:

Цвет

Фигура

1

Красный

 

Шар

2

Оранжевый

 

Треугольник

3

Желтый

 

Ромб

4

Зеленый

 

Круг

5

Голубой

 

Квадрат

6

Синий

 

Куб

7

Фиолетовый

 

Пирамида

 

Просим испытуемых закрыть глаза, расслабиться, не думать ни о чем. Испытуемых просим мысленно взять шар и положить его на красную полку, взять треугольник и положить его на оранжевую полку, ромб на желтую полку и т. д. Просим открыть глаза. Спрашиваем, что вы положили на красную полку? Что положили на оранжевую полку? …

А теперь, наоборот: на какой полке лежит шар? На какой полке лежит треугольник?...

Проводим проверку. Показываем цветные карточки. При виде цвета испытуемый вспоминает фигуру. Для контроля фигуры нарисованы на обратной стороне карточки. Затем показываем фигуры, и испытуемые называют цвет. С первого раза запоминается более 50% связей. По истечении определенного времени, память воспроизводит связи безошибочно. Причем, чем больше прошло времени, тем легче восстанавливаются связи.

«Древо познания»

Ствол – основа определенных знаний (цель). Ветви – определяющие моменты: левые – знания; правые – умения. Листочки – разъяснения.

Построим древо познания на примере, взятом из дисциплины «Информатика». Рассмотрим понятие алгоритма. Для лучшего понимания хотелось бы привести полностью теорию из учебного пособия «Алгоритмический язык» по данному пункту, но в целях экономии объема информации, привожу только те моменты, на которые опирается результат.

Понятие алгоритма

Под алгоритмом понимают точное и понятное указание исполнителю совершить последовательность действий, приводящих к достижению указанной цели.

Примеры алгоритмов показывают, что запись алгоритма распадается на отдельные указания исполнителю выполнить некоторое законченное действие. Каждое такое указание называется командой. Команды алгоритма выполняются одна за другой. Поочередное выполнение команд алгоритма за конечное число шагов приводит к достижению цели.

Совокупность команд, которые могут быть выполнены исполнителем, называется системой команд исполнителя.

Алгоритм должен быть понятным исполнителю, т. е. каждая его команда должна входить в систему команд исполнителя.

Исполняя алгоритм, исполнитель может не вникать в смысл того, что он делает, и вместе с тем получать нужный результат. В таком случае говорят, что исполнитель действует формально, т. е. отвлекается от содержания поставленной задачи и только строго выполняет некоторые правила, инструкции.

Рассмотрим пример игры «отгадывания» задуманного числа. Пусть кто-либо задумает произвольное натуральное число. Предложите произвести с этим числом следующие действия:

умножить задуманное число на 5;

прибавить 8;

сумму умножить на 2;

сообщить результат.

Необходимо по результату «отгадать» задуманное число. Для этого нужно знать следующий алгоритм:

вычесть из результата 16;

в полученной  разности отбросить крайнюю правую цифру;

полученное число и есть «задуманное».

Исполняя алгоритм, вы не вникаете в смысл того, что делаете, и вместе с тем получаете «задуманное» число. Вы формально исполняете алгоритм.

Это очень важная особенность алгоритмов. Наличие алгоритма формализовало процесс «отгадывания» задуманного числа, исключило рассуждения. Если обратиться к алгоритмам, которые мы рассматривали ранее, то можно увидеть, что и они позволяют исполнителю действовать формально. Таким образом, создание алгоритма дает возможность решать задачу формально, механически исполняя команды в указанной последовательности

Вырастим «Древо познания». Из данного материала мы должны усвоить понятие алгоритма – это ствол нашего дерева.

 

Сначала появляется росток, он определяет основу наших знаний. В данном случае основным является понятие алгоритма. Ствол нашего дерева – понятие алгоритма. Появляется первый ряд веточек. Слева мы пишем, что должны знать, а справа, что должны уметь. Знать мы должны, что алгоритм, это указание исполнителю совершить действия – появился первый листок. Указание должно быть понятным – вырос второй листок. Указание должно быть точным – вырос третий листок. Указание должно приводить к цели – вырос четвертый листок. Цель может быть различной. Мы покупаем пачку чаю с различной целью: напиться чаю, подарить другу, попросила соседка. Алгоритм мы составляем для достижения конкретной указанной или поставленной цели. Из листочка «Достижение цели» вырос еще один – поставленной. Совершать действия нужно, конечно, в определенном порядке. Из листа «Совершать действия» вырос еще один лист – «В определенном порядке».

На ветке со стороны умений тоже вырастают листочки. Раз, алгоритм - это указание исполнителю, мы должны научиться составлять эти указания, на ветке так и напишем: «Составление указания». На ней вырос лист – для достижения указанной цели.

Изучая теорию дальше, мы узнаем, что указания называются командами. Обе веточки дали побеги (подросли). Это свежая поросль и есть «команды». Мы должны уметь составлять команды точные, краткие, понятные, последовательные. На росточке «Команды» появилось 4 листа.

Далее мы узнаем, что существует понятие системы команд. Что это такое мы должны знать. С левой стороны выросла новая ветка – «Система команд». Мы должны уметь выбирать систему команд для конкретного исполнителя. Справа выросла ветка «Выбор системы команд». Далее мы выясняем, что исполнять алгоритмы можно формально, растет листок «Формальное исполнение». Чтобы формально исполнять алгоритм нужно точно знать, как исполняется каждая команда. Из листа «Формальное исполнение» вырос лист «Умение правильно исполнять команды».

Мы построили «Древо познания». При построении работали различные виды памяти: зрительная, механическая, …

«Нарядить елочку»

Этот метод удобно использовать при повторении или проверке усвоения или контроля достигнутых результатов. Рассмотрим на конкретном примере. Урок по дисциплине «Информатика». Тема «Команда ветвления».

Определяем основные понятия, которые студенты должны усвоить при изучении данного материала.

Перечень знаний:

общий вид команды ветвления;

как работает команда ветвления;

блок-схему команды ветвления;

соответствие между отдельными блоками и служебными словами;

виды условий (простые и составные);

знаки отношений;

типы величин.

Перечень умений:

составлять алгоритмы с командой ветвления;

строить блок-схемы;

находить выражения, в которых присутствует ветвление;

подбирать условия для команды ветвления;

определять типы величин;

исполнять алгоритмы.

Нарядить елочку можно различными способами.

Способ первый предполагает выборочный индивидуальный опрос и выполнение индивидуального задания всей группой. Левая часть определяет перечень знаний, а правая перечень умений.

Рисуем елочку. На ветвях пишем вопросы. Слева вопросы по теоретическому материалу. Для ответов на эти вопросы вызывается студент к доске. Студент дает ответы. В случае правильного ответа на соответствующую ветку прикрепляется игрушка. Игрушек может быть несколько, если ответ предполагает перечисление понятий. Количество игрушек соответствует количеству ответов. Оценка за устный ответ ставится в соответствии с критериями оценивания усвоения материала

Затем предлагается выполнить задание. Из перечня выражений, необходимо найти выражение, содержащее в себе команду ветвления. Для этого выражения выполняются задания, записанные с правой стороны елки.

Для выбранного выражения необходимо построить алгоритм, блок-схему и исполнить его.  Выполняем поэтапно:

-   определяем типы используемых величин;

-   выделяем аргумент и результат;

-   даем алгоритму название;

-   оформляем заголовок;

-   определяем условие для команды ветвления;

-   выбираем команды, для записи за словом «то»;

-   выбираем команды, для записи за словом «иначе»;

-   записываем алгоритм;

-   чертим блок-схему;

-   исполняем алгоритм при данном значении переменной.

Способ второй предполагает тестирование всей группы по теоретическому материалу и выполнение практического задания.