12.ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОДЕЖДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ЗАКОНОВ
ГАРМОНИЗАЦИИ

 
 

Общеизвестно, что комфорт для ребенка имеет особое значение,
но модная одежда не всегда бывает удобной. Одежда не должна
препятствовать физическому развитию детей и должна быть удобной
с точки зрения не только эргономики, но и пользования отдельными ее
элементами. Поэтому при проектировании одежды целесообразно
соизмерять расположение функциональных элементов с особенностями
телосложения и пропорциями фигур детей.
Слово «пропорция» ввел в употребление Цицерон в I веке до н.э.,
переведя на латынь платоновский термин «аналогия», который означал
«соотношение». С тех пор вот уже две тысячи лет пропорцией в
математике называется равенство между соотношениями четырех
величин:      а\Ъ = с \ а
В качестве симметрии и асимметрии часто выступает пропорция.
Желаемое единство симметрии и асимметрии обеспечивается так
называемой «золотой серединой» или как назвал еще такое деление
Пифагор - «золотой пропорцией»:  а \ Ь = с \ а , где а + в = с,
т.е. целое с так относится к большему отрезку а, как больший
отрезок а относится к меньшему в. При последовательном делении
целого с в «золотой пропорции» имеет место геометрическая
прогрессия со знаменателем    , каждый член которой равен сумме
двух последующих членов прогрессии. Большинство канонов гармонично
сложенной человеческой фигуры основано на принципе «золотого
сечения» и ряде Фибоначчи.
А.Цейзинг определил, что высота тела относительно к длине его
нижней половины (то пола до пупка), как 13\8 =• 1,625 - для мужской
фигуры и как 8 \ 5 =- 1,6 - для женской. Цейзинг отмечал, что
отношение, равное 1,6, достигается к 13 годам.
В моделировании всех видов детской одежды действует основной
закон - зависимость формы и силуэта одежды от возрастных
особенностей   телосложения.   Наиболее   важным   фактором   в
определении силуэта, формы и длины детской оде'жды является
соотношение длины торса, рук и ног и степень выявленности
естественного положения линии талии. Современное промышленное
проектирование требует детального анализа пропорций по возрастным
группам, иначе говоря, нахождения критериев соразмерности частей
тела ребенка. Наиболее стабильной пропорцией, с точки зрения законов гармонизации, является отношение роста фигуры к высоте линии
талии. Для детей дошкольной, младшей школьной, старшей школьной,
а также  подростковой групп  отношения  этих  чисел равны
соответственно:   1,68;    1,60;    1,59;    1,59.   Этот ряд чисел
приближается к известной пропорции «золотого сечения».
Так как соотношение частей тела ребенка во всех возрастных
группах имеет ряд отклонений от соотношений пропорционально
сложенной фигуры взрослого человека и лишь у подростков эти
отклонения выражены в меньшей степени, то для определения
гармоничных членений одежды, связанных с пропорциями детской
фигуры. Необходимо с помощью коэффициентов пропорционирования,
известных в теории искусства и художественного проектирования,
выявить места этих членений. Эта задача была решена с помощью
одного из таких коэффициентов - числа (ряд Фибоначчи) и закона
«золотого сечения».
Если рост ребенка обозначить п, а расстояние от вертекса
(верхушечной точки) до пупка - т, расстояние от пупка до земли - п,
то в соответствии с правилом «золотого сечения» получается
пропорция:             п\т = п\п = 1,618.
Число 1,618 справедливо для фигур детей всех возрастных групп.
Таким    образом,    в соответствии    со    шкалой   построения
пропорциональной фигуры по ряду  Фибоначчи можно получить
пропорции для нахождения горизонтальных членений торса: высоту
линии талии, высоту низа коленной чашечки, высоту конца опугценной
руки, высоту лобковой точки, высоту точки основания шеи.
Данные приведены в таблице и на рисунке электронного учебника.
Данные, приведенные в таблице, показывают что длины участков
рассчитанных с использованием ряда Фибоначчи, несколько отличается
от основных антропометрических признаков детской фигуры. Линия
талии, в соответствии с законами пропорционирования, должна
находиться на 3,5 см выше ее естественного уровня. Расстояние
между точкой основания шеи и линией талии, между точкой основания
шеи и лобковой точкой также отличаются от антропометрических
уровней на 1,7 и 2,2 см соответственно.
Таким образом, особенности пропорций детской фигуры диктуют
необходимость увязки ее антропометрических данных с фактором
удобства   и   моды   в   костюме   средствами  художественного
проектирования.

Основными конструктивными началами  детского костюма,  в
котором присутствует определенное число членений, являются плечевой
пояс и область груди (различные кокетки и подрезы), область линии
талии   и   бедер   (конструктивно-декоративные   членения).   Они
составляют основу пропорциональности костюма. На местоположение
линий членения, расположение и размеры конструктивно-декоративных
элементов, а также на уровень линии низа значительное влияние будет
оказывать тот факт, будет ли линия талии располагаться на своем
естественном уровне либо на месте, рассчитанном по закону «золотого
сечения». При использовании правила «золотого прямоугольника» и при
допущении, что абрис одежды ребенка имеет форму прямоугольника,
были найдены положения линии низа и горизонтальных членений при
ширине прямоугольника, соответствующей плечевому диаметру.
Положение линий гармоничных горизонтальных и вертикальных
членений можно также в данных электронного учебника.
На основании расчетов можно сказать, что увеличение прибавки к
длине плеча вызывает необходимость увеличения прибавки к обхвату
груди, а с увеличением прибавки к обхвату груди линии талии, низа и
другие горизонтальные линии членения смещаются вниз.
Большое значение в построении формы изделия и в поиске
пропорционального членения деталей имеет кокетка. Она может иметь
разнообразные конфигурацию и размер и подсказать соответствующее
силуэтное решение. Так, линия короткой кокетки расчленяет одежду в
контрастном  соотношении,  а линия удлиненной кокетки -  в
сближенном.


Законы гармонизации и пропорционирования позволяют определить
положение линий внутрикомпозиционного членения (кокеток, рельефов,
подрезов) и конструктивно-декоративных элементов в зависимости от
формы, силуэтного решения, расположения линии талии и общего
объема   изделия.   Таким   образом,   нахождение   оптимального
месторасположения всех членений основных деталей с использованием
«золотого сечения» и ряда Фибоначчи можно свести к схеме,
расположенной в электронном учебнике. Информация о размерах
одежды и алгоритм выбора мест расположения и определения
размеров   ее   функционально-декоративных   элементов   создают
предпосылки для автоматизированного проектирования.
Можно привести следующий пример. В результате определения
рационального положения линий членений поверхности плечевой одежды
в зависимости от прибавки на свободное облегание по линии груди была разработана коллекция моделей курток для детей дошкольного
возраста, показанная на рисунке электронного учебника.
Для  выделенных  мест  конструктивно-декоративного  членения
определены интервалы зрительного безразличия (ИЗБ), внутри которых
изменение положения линии членения остается незаметным (или мало
заметным), но позволяет при выполнении раскладок лекал перемещать
при необходимости линии членения, добиваясь лучшей укладываемости
деталей в раскладках. Применение закона зрительного восприятия, в
частности использование ИЗБ, позволяет не только сократить расход
материала на детское изделие с помощью рациональных раскладок, но и
варьировать ширину и длину деталей до линий членения в пределах
установленных  величин.   Кроме того,  использование  ИЗБ  дает
возможность уменьшить объем лекального хозяйства, так как
помогает разработать унифицированные  детали конструкций с
нанесенными местами рациональных членений и указанными границами
их перемещений.
Таким   образом,   при   проектировании   одежды   для   детей
рекомендуется использовать закон гармонизации,  основанный на
применении коэффициентов пропорционирования. Разработанная схема
мест    расположения    линий    членения    дает    возможность
проектировщикам детской одежды сократить время на поиск размеров
и месторасположения конструктивных элементов изделий.

 
 
   
   
Электронный учебник. Артемова Жанна Яковлевна "Проектирование детской одежды" 2009 год