2.ТРЕБОВАНИЯ,  ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ  К  ДЕТСКОЙ  ОДЕЖДЫ

 
 

       Комплекс  требований,  предъявляемых  к  детской  одежде,  состоит  из  потребительских  (социальных,  функциональных,  эргономических,  эстетических,  эксплуатационных)  и  производственных  (экономических,  конструкторско-технологических).
     Социальные  требования отражают  спрос  покупателей  на  детскую  одежду  целесообразного  ассортимента,  отвечающую  основам  общественного  воспитания  детей  и  выдерживающую  конкурентоспособность  на  внутреннем  и  внешнем  рынках. 
    Функциональные  требования  выражают  требования  соответствия  одежды  конкретному  назначению  по  композиционному  строю  модели,  конструкции  и  материалам,  возрастным  особенностям  телосложения  детей,  их  облику  и  психологическому  развитию.  Кроме  того,  характер  модели,  ткань,  отделка,  цветовое  решение  должны  отвечать  вкусам  детей.  Также  детская  одежда  должна  создавать  настроение  оптимизма  и  радости.
      Эргономические  требования  включают  комплекс  антропометрических,  гигиенических  и  психофизиологических  требований.
     Антропометрические  требования  касаются  соответствия  одежды  размеру,  форме  тела,  пропорциям,  особенностям  строения  детской  фигуры  разных  возрастных  групп,  характеру  выполняемых  движений.  Большое  внимание  следует  уделить  покрою  рукавов  как  наиболее  подвижных  частей  костюма.  Неудобная  одежда  лишает  детей  активности,  мешает  двигаться,  сковывает  движения.  Тесный  костюм  отрицательно  действует  на  рост  и  развитие  организма  -  нарушает  кровообращение,  травмирует  кожный  покров.
   Исследования  японских  ученых  доказывают,  что  температура  верхних  и  нижних  конечностей  увеличивается  при  носке  давящей  одежды.  Сдавливание  конечностей  одеждой  изменяет  механизм  регулирования  температуры  тела  как  следствие  раздражения  нервных  окончаний  в  коже,  реагирующей  на  давление.
    При  оценке  качества  конструкции  швейных  изделий  наиболее  употребительными  является  понятия  «удобство»  и  «комфорт».  Статическое  соответствие  является  исходным  для  определения  рациональных  размеров  и  формы  участков  конструкции  одежды  при  ее  проектировании.  Вместе  с  тем,  что  дети  находятся  в  покое  реже,  чем  в  движении,  при  оценке  качества  одежды  на  первый  план  выходят  показатели  динамического  соответствия.  Данная  задача  относится  к  рассматриванию  множества  альтернатив  с  последующей  их  сравнительной  оценкой  и  выбором  наилучшей.  Для  установления  показателей  динамического  соответствия  детской  выбраны  наиболее  характерные  движения  и  позы  детей.  Все  движения  разделены  на  две  большие  группы:  выполняемые  в  положении  «стоя»  и выполняемые  в  положении  «сидя».  Движения  верхних  конечностей  разнообразны,  но  основными  являются  сгибание  и  раздвигание  в  локтевом  суставе,  отведение  в  плечевом  суставе  (вперед  -  назад,  в  сторону).  Основные  движения  нижних  конечностей:  движения,  связанные  с  опорной  функцией;  движения,  посредством  которых  нижняя  конечность  выполняет  рессорную  функцию;  локомоторные  движения  (в  ходьбе, беге,  прыжке).  К  движениям,  совершаемым  туловищем,  относятся  сгибание и  разгибание  (наклоны  вперед и назад, в стороны).  Из  большого  числа  движений,  выполняемых  детьми,  как  в  помещении,  так  и  на  улице,  были  выбраны  наиболее  типичные.  На  представленной  эргономической  схеме  видно,  что  наиболее  разнообразными  у детей  являются  движения  рук.  Так,  например,  при  движении  рук  вперед,  вверх  (1, 2, 5 и 6)  происходит перемещение  рукава  и  соответственно деформирование  соединенных  с  ними  участков  деталей  спинки  и  переда,  которые  перемещаются  вверх.  Это  наиболее  отчетливо  видно  у  детей  дошкольного  возраста,  имеющих  незначительное  выступание  вперед  живота.  Когда  ребенок  этого  возраста  занят  игрой,  он  пребывает  в  положениях  «сидя  на  корточках»  и  «сидя»,  поэтому  необходимо  рассматривать  не  только  верхнюю,  но  и  нижнюю  часть  одежды,  ее  деформацию  и  давление  на  соответствующие  части  тела.  Из  эргономических  схем  видно, что  в  основном  деформации  и  перемещению  подвергаются  спинка,  узел  пройма  -  рукав,  а  также  передние  и  задние  половинки  брюк.  При  этом  давление  одежды на  спину  наблюдается  во  всех  случаях,  а  давление на  нижние  конечности  -  в  зависимости  от позы.  Так,  если  ребенок  сидит  или  стоит  на  коленях  (8, 9 и 10),  изделие  деформируется  в  области  колена,  здесь  же  наблюдается  и  максимальное  давление  одежды.  Очевидно,   что  эргономические  исследования,  предполагающие  моделирование  реальной  деятельности  ребенка,  характерной  для  эксплуатации  конкретного  вида  одежды,  следует  проводить  именно  для  выделения  движений.
      Гигиенические  требования,  прежде  всего,  определяют  основное  назначение  одежды,  обеспечивающей  необходимое  тепловое  состояние  организма  путем  создания  вокруг  него  оптимального  микроклимата  и  защищающей тело человека от неблагоприятных климатических воздействий,  загрязнений и повреждений. Для детей это особенно важно, так  как организм их еще не окреп, а температурные механизмы менее совершенны, чем у взрослых. Температура кожного покрова детей на 0,3 – 0,4  С выше, чем у взрослых, артериальное давление равно 90…120 мм рт.ст.
     Психофизиологические требования  реализуются в свойствах одежды, воспринимаемы человеком в ощущениях. Одежда не должна вызывать у детей отрицательную реакцию и неприятные симптомы. Отрицательное  воздействие на организм и тело ребенка могут оказывать излишняя масса  изделия, его толщина, колючесть ткани, грубая обработка швов, резинки, туго стягивающие талию, запястья или щиколотки. Кроме того, детская одежда должна отличаться комфортностью надевания и снимания, а также удобством пользования ее отдельными элементами.

 
   
   
   
   
   
Электронный учебник. Артемова Жанна Яковлевна "Проектирование детской одежды" 2009 год