КОНЕНКОВ  Сергей  Тимофеевич  (28.VI.1871  г.,  дер.  Караковичи Ельнинского уезда Смоленской губернии – 9.Х.1971, Москва; похоронен на Ново-Девичьем кладбище), выдающийся скульптор современности, народный художник СССР (1958 г.), действительный член  Академии художеств СССР  (1954  г.),  Лауреат  Государственной премии (1951 г.) и Ленинской премии (1957 г.).  Герой  Социалистического Труда (1964 г.), автор более 700 скульптур, находящихся в 40  музеях нашей страны и во многих зарубежных музеях.

                Родом из крестьянской семьи, учился  в  Рославльской  гимназии (1885-1892гг.), в Московском Училище живописи, ваяния  и  зодчества (1892-1896 гг.) у С.И. Иванова и С.М. Волыухина, в Высшем художественном училище при Академии художеств в Петербурге (1899-1902 гг.) в мастерской В.А. Беклемишева. С 1902 г. жил и работал в Москве, принимал участие в революционных событиях  1905  г.,  создал серию произведений, посвященных борцам  революции:  "Нике"  (1906 г.), "Рабочий-боевик Иван Чуркин" (1906 г.), "Атеней" (1906  г.). Обращается к народным характерам в скульптурах "Крестьянин" (1906 г.), "Славянин" (1906 г.), "Детсакие  грезы"  (1906  г.),  "Нищая братия" (1913 г.). С 1909 г. создает серию деревянных работ, связанных с русским фольклором: "Лесовик" (1909 г.), "Старичок-полевичок" (1910 г.), "Стрибог" (1910 г.), "Вещая старушка" (1916 г.).

                В 1912 г. совершает поездки в Грецию и Египет, которые оставили заметный след в творчестве  скульптора и в этом же году создал произведения, перекликающиеся с античными образами: "Кора", "Друза", "Эос", "Архаическая голова", а также цикл изображений  обнаженного женского тела: "Сон" (1913  г.),  "Крылатая"  (1913  г.), "Примитив" (1915 г.), "Айседора Дункан" (1916 г.). В эти же  годы создает порт реты людей творческого труда,  известных  писателей, музыкантов, художников: "Паганини" (1908, 1916 гг.),  "А.П. Чехов" (1908 г.), "Бах" (1910 г.), "Автопортрет" (1916 г.).

                За заслуги в области скульптуры избран  действительным  членом Императорской Академии художеств (1916 г.). В 1917-1918 гг., возглавляет московский Союз скульпторов-художников, участвует в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды,  выполняет мемориальную доску "Павшим в борьбе за мир и братство народов" на Спасской башне Кремля в Москве и "Памятник Степану Разину с ватагою" (1919 г.) на Красной площади в Москве (находятся  в  Русском музее в Санкт-Петербурге).  С  1918  по  1922  гг.  преподает  во ВХуТЕМАСЕ. Живет и работает в Нью-Йорке в  1924-1945  гг.  Лучшие работы этого периода - портреты Ф.И. Шаляпина (1925 г.),  Н.В. Плевицкой (1925 г.), И.П. Павлова (1930 г.), А.М. Горького (1928  г.), Ф.М. Достоевского (1933 г.), А.С. Пушкина  (1937  г.),  А. Эйнштейна

(1938 г.).

                В 1945 г. возвращается на родину, живет в Москве, работает как в области станковой скульптуры ("Портрет В. Маяковского", 1947 г.; "Портрет А.И. Герцена", 1951 г.; "Портрет Н. Белояниса",  1951  г.; "Сократ", 1953 г.; "Портрет М.П. Мусоргского", 1953  г.;  "Портрет Ч. Дарвина", 1954 г.), так и монументальной:  выполняет  фриз  для здания Института геохимии Академии  Наук  им.  В.И. Вернадского  в Москве и скульптрурное оформление Музыкально-драматического театра в Петрозаводске (1953-1954 гг.). В 50-70-е гг. широкую  известность приобретают его публицистические статьи в газетах и журналах, книги "Слово к молодым" (1958 г.), "Земля и люди" (1968 г.), "Мой век" (1972 г.).

                Жизнь и деятельность К. во многом связана со Смоленщиной:  переписка с односельчанами, материальная помощь  на  восстановление разрушенных войной домов, на одежду, продукты, лекарства. Поездки в Караковичи, встречи с земляками привели к созданию произведений "Портрет И.В. Зуева" (1947 г.), "Колхозница" (1954 г.),  "Бригадир Сеня Алексеев из деревни Караковичи" (1957 г.).  Скульптор  часто посещает Смоленск, где проходит выставка его работ  (1958  г.)  и открывается музей его скульптуры (1973 г.).

                В 1964 г. К. присвоено звание "Почетного гражданина г. Смоленска", его имя присвоено Смоленскому  областному  музею  изобразительных искусств, одной из центральных улиц Смоленска,  на  которой в 1974 г. был  установлен  бронзовый  вариант  "Автопортрета" 1954 г.                    Соч.: Коненков С.Т. Мой век. – М., 1972.

                Лит.: Каменский  А.А.  С.Т.Коненков,  1975;  Музей  скульптуры С.Т. Коненкова. Каталог. – Смоленск, 1974. 

Л.Л. Тубен