КЛИМЕНТ СМОЛЯТИЧ (ХII в.),  митрополит,  выдающийся  церковный деятель и просветитель. Ипатьевская летопись под 1147  г.  пишет: "Поставил Изяслав митрополитом Клима Смолятича, выведя из Заруба, где он был черноризцем-схимником; и был он книжник и философ  такой,каких в Русской земле не бывало". Из многочисленных  произведений С. сохранилось "Послание, написанное Климентом,  митрополитом русским, Фоме пресвитеру, истолковано Афанасием Мнихом".  Занимая митрополичью кафедру в Киеве, он называл  себя  Смолятичем, подчеркивая этим свои нерасторжимые  связи  со  Смоленщиной,  где долгое время был священником в Зарубе – большом, богатом и  процветающем селении на берегу Днепра, которым владели родная  сестра смоленского князя Ростислава  Мстиславича –  Рогнеда.  Переписка митрополита со смоленским князем и своими бывшими коллегами, служителями церкви, –  свидетельство  сохранившихся  прежних  тесных связей. Дерзко нарушив сложившуюся традицию – принимать  митрополитов из Византии, Киевский князь Изяслав, родной брат смоленского князя Ростислава, своей княжеской властью облек  К.  в  мантию русского митрополита: ему необходимо было иметь подле  себя  преданного человека. Избранный собором русских епископов,  К.С.  был человеком твердо сложившихся убеждений, одним из  образованнейших людей своего времени, "книжником", как назвала его летопись,  основательно знавшим не только богословскую литературу, но и античную философию и искусство. Такое основательное образование он получил в Смоленске, где существовало несколько училищ высшего ранга, в которых преподавали учителя, приглашенные из Греции и Рима. Став митрополитом, К.С. проводит свои идеи  просветительства.  Он считал, что общее богословское образование необходимо дополнить и углубить за счет введения светских гуманитарных дисциплин.  Именно эти вопросы были главным предметом его  переписки  со  смоленским князем Ростиславом Мстиславичем. Будучи одним из  просвещенных людей своего времени, К.С.  с  большим  увлечением  занимался библейской экзегетикой, толкованием тех  или  иных  выражений  из священных книг. Его вопросно-ответные произведения отличались живым изложением, были пронизаны единой связующей нитью, что свидетельствовало о большом таланте их автора. Как философ,  просветитель и писатель ХII в., он особое пристрастие имел к  прообразам, "к приточному" (образному, подчас  даже  символическому)  способу объяснения духовных и светских книг,что тогда,в период буквального истолкования священных книг, было явлением выдающимся.

                Лит.:Край Смоленский, 1991. – № 4. 

В.В. Ильин