ТВАРДОВСКИЙ Александр Трифонович (21.VI.1910, хутор Загорье ныне Починковского района Смоленской области – 18.ХII.1971, Москва), великий поэт, пятикратный лауреат Государственных премий. Участник Великой Отечественной войны. Редактор "Нового мира" (1950-54 гг., 1958-70 гг.) – лучшего послевоенного литературно-художественного и общественно-политического журнала, определявшего лицо подлинной реалистической литературы. До 1936 г. жил и творил на Смоленщине. Печатался в газетах "Юный товарищ", "Смоленская деревня", "Рабочий путь", "Большевистский молодняк", в журнале "Наступление". Был ответственным секретарем журнала "Западная область". Опубликовал 260 произведений в стихах и прозе, в т.ч. 3 поэмы. Учился в Смоленском педагогическом институте. Состоял в Ассоциации писателей до марта 1931 г. Исключен за "неправильное освещение классовых отношений" в произведениях и в связи с раскулачиванием и высылкой из Загорья семьи. Основу поэтики Т. составляет мощный этнический пласт, обнаруживающий себя не только в содержании, но и в языке и стиле произведений, в которых постоянно упоминаются названия городов, районных центров, поселков, сел, деревень Смоленщины: Загорье, Починок, Ельня, Каспля, Колодня, Кардымово, Глинка. Местожительство Никиты Моргунка – "деревня Васильково", Касплянский сельсовет". Персонажи большинства его довоенных произведений – это смоленские люди, прежде всего мать, отец, родные братья, соседи по дому, Поля Казакова, дед Данила со своей Марковной, Дмитрий Прасолов и др. Они не исчезают из его произведений военных и послевоенных лет. Не только знакомые места и наши люди находятся в поле зрения поэта. Обстоятельно раскрываются их обычаи, привычки, воспроизводится речь – с прибаутками, пословицами, поговрками,бытующими на Смоленщине. В его художественном арсенале много выражений и слов, которые можно услышать только на Смоленщине: "копец", "тверезый", "каюк" и др. Для художественной манеры Т. характерен диалогический план: с одной стороны, устремленность в будущее в духе того времени, с другой – осознание великих жертв и утрат, ломка основ крестьянского быта. Первая творческая линия ведет начало от стихотворения "Новая изба" (1925 г.); другие стихотворения опираются на рассказ лирического героя о "родной стране" и о "крае любимом", органически сливающихся воедино в понятие "большой" и "малой" родины. Достигнутые на этом пути творческие успехи закреплены в поэме "Страна Муравия" (1936 г.), свое завершение эта линия приобретает в поэме "За далью – даль" (1960 г.). Вместе с тем с самого начала творчества не менее сильно проявляется и вторая линия, связанная с трагическим восприятием жизни, опирающаяся на глубинные процессы, происходивше в пореволюционной русской деревне ("Селькор", "Селькоровское", "Селькорка", "Путь Василия Петрова", "Любимой" и др.). Трагический мотив в ранних произведениях Т. усиливается – в предвосхищении грядущей войны. Тема мук и страданий накатывалась не только извне; вскоре она, как молния, прожгла поэта изнутри. Сын кулака, "кулацкий подголосок" – так будет отзываться о нем местная критика. Годы "великого перелома" обернутся трагической стороной для многодетной крестьянской семьи Твардовских. А через 10 лет "большая" война потрясет его ужасами и страшными картинами человеческих страданий, поэт-фронтовик, "петь привыкший на войне", создаст ряд ярких произведений: "Василий Теркин" (1941-45 гг.), "Дом у дороги" (1942-46 гг.), “Я убит подо Ржевом" (1946 г.) и др. "Жестокая память о войне", о погибших товарищах, как незарубцованная рана, кровоточила, болела, напоминала о себе до конца дней поэта, последние годы которого характерны сближением, а затем и полным слиянием в его творчестве двух разновидностей единой огромной трагической темы: внешней с ее войнами и катаклизмами, и внутренней – мощно пробивающейся от самого сердца, воплотившейся в цикле "Памяти матери" (1965 г.) и поэме "По праву памяти" (1966-69 гг.), сконцентрировавших в себе целую эпоху. Трагедийный смысл имеет и сатирическая поэма "Теркин на том свете" (1954-63 гг.), характеризующая автора как художника "государственного мышления", по словам Ф. Абрамова. Трагедия и сатира, героизм народа в дни испытаний, сильнейший лирический накал - все это в единстве явилось художественным открытием Т., проявлением его острого, яркого и самобытного таланта: поэт оставил нам произведения не только грусти и печали, но и радости и большого торжества. Все это стало возможным в силу того, что он никогда не становился в позу "постороннего судьи", а выставлял себя "совиновником" во всем добре и зле, совершенным над его народом и над ним самим. Т. – яркий представитель Смоленской поэтической школы (см.); в 1930-е гг., в связи с отъездом в Москву М.В. Исаковского, становится ее поэтическим центром. Именно Т. четко определил особенности "школы" в стихах: "Мы все – почти что поголовно – / Оттуда юди, от земли...". B художественных произведениях Т. и его школы тема земли, труда, в поэтическом и в эстетическом преломлении, связана с понятием чистоты, честности, "правдивости во взаимоотношениях с землей". О чем бы ни писал Т. в самом расцвете поэтического таланта, когда уже жил в Москве, русская деревня маячила, вставала в его художественном сознании как нечто родное и близкое, она занимала все творческие замыслы Т. – "и в самый канун коллективизации, в ходе потрясений и новшеств", составляя в своей совокупности особенности художественного видения мира; пробудившаяся деревня служит у него "преимущественно" точкой для развертывания тех или иных ситуаций, сюжетов, обрисовки характеров. Таков нравственный, психологический и социально-исторический аспект народности, составляющий основу основ смоленской поэтической школы. Наряду с такими важными компонентами, как сложившаяся исторически в процессе борьбы за национальную самобытность психологическая особенность характера русского человека, крестьянина по преимуществу, его особый взгляд на жизнь, его привычки, выработанные веками, доброта, душевная отзывчивость, участие в чужой беде, жалость, – следует указать на особую приверженность Т. и поэтов смоленской школы к живому разговорному языку своего родного края и его своеобразной природе. Отношение к языку для Т. было мерилом эстетических и нравственных ценностей. Ему принадлежат слова в защиту родного языка как важнейшей "экологической" задачи в масштабе всей страны, в непримиримой борьбе против засорения живой речи газетными штампами и другими пошлыми выражениями. Т. и как редактор "Нового мира" и как литературный критик решительно выступил против словесной лжи и лицемерия в литературе и публицистике. Литературно-критическое наследство Т. составляет большой том в собрании его сочинений, около 25 печатных листов. Литературный талант Т. оказался, что совершенно очевидно в наше время, неисчерпаемым и могучим и направлен был на решение главных задач реалистического искуства. С оч.: Собр. соч. – В 6 тт. – М., 1976-1983; Избранные сочинения. – М., 1981; Письма о литературе. – М., 1985. Лит.: Выходцев П.С. А. Твардовский. – М., 1958; Кондратович А. Александр Твардовский. – М., 1978; Македонов А. Творческий путь Твардовского.– М., 1981; Ильин В.В. Ал. Твардовский. – Смоленск, 1990; Ильин В.В. Не пряча глаз: Александр Твардовский. Литературное окружение. Творческие связи. – Смоленск, 2000. В.В. Ильин |