ТВАРДОВСКИЙ Александр Трифонович  (21.VI.1910,  хутор  Загорье ныне Починковского района Смоленской области – 18.ХII.1971,  Москва), великий поэт, пятикратный лауреат  Государственных  премий. Участник Великой  Отечественной  войны.  Редактор  "Нового  мира" (1950-54 гг.,  1958-70  гг.) – лучшего  послевоенного  литературно-художественного и общественно-политического  журнала,  определявшего лицо подлинной реалистической литературы.

                До 1936 г. жил и творил на  Смоленщине.  Печатался  в  газетах "Юный товарищ", "Смоленская деревня", "Рабочий путь", "Большевистский молодняк", в журнале "Наступление". Был ответственным  секретарем журнала "Западная область". Опубликовал 260  произведений в стихах и прозе, в т.ч. 3 поэмы. Учился в  Смоленском  педагогическом институте. Состоял в Ассоциации писателей до марта 1931 г. Исключен за "неправильное освещение классовых отношений" в произведениях и в связи с раскулачиванием и высылкой из Загорья семьи.

                Основу поэтики Т. составляет мощный этнический пласт,  обнаруживающий себя не только в содержании, но и в языке и стиле произведений, в которых постоянно упоминаются названия городов, районных центров, поселков, сел, деревень Смоленщины:  Загорье,  Починок, Ельня, Каспля, Колодня, Кардымово,  Глинка.  Местожительство Никиты Моргунка – "деревня Васильково",  Касплянский  сельсовет". Персонажи большинства его довоенных произведений –  это  смоленские люди, прежде всего мать, отец, родные братья, соседи по  дому, Поля Казакова, дед Данила со своей Марковной, Дмитрий  Прасолов и др. Они не исчезают из его произведений  военных  и  послевоенных лет. Не только знакомые места и наши люди находятся в поле зрения поэта. Обстоятельно раскрываются их  обычаи,  привычки, воспроизводится речь – с прибаутками, пословицами, поговрками,бытующими на Смоленщине. В его художественном арсенале много  выражений и слов, которые можно услышать только на  Смоленщине:  "копец", "тверезый", "каюк" и др. Для художественной манеры  Т.  характерен диалогический план: с одной  стороны,  устремленность  в будущее в духе того времени, с другой – осознание великих жертв и утрат, ломка основ крестьянского быта.  Первая  творческая  линия ведет начало от стихотворения "Новая изба" (1925 г.); другие стихотворения опираются на рассказ лирического героя о "родной стране" и о "крае любимом", органически сливающихся воедино  в  понятие "большой" и "малой" родины. Достигнутые на этом пути творческие успехи закреплены в поэме "Страна Муравия"  (1936  г.),  свое завершение эта линия приобретает в поэме "За далью – даль"  (1960 г.). Вместе с тем с самого  начала  творчества  не  менее  сильно проявляется и вторая линия, связанная с  трагическим  восприятием жизни, опирающаяся на глубинные процессы, происходивше в  пореволюционной русской деревне ("Селькор", "Селькоровское",  "Селькорка", "Путь Василия Петрова", "Любимой" и др.). Трагический  мотив в ранних произведениях Т. усиливается – в предвосхищении грядущей войны. Тема мук и страданий накатывалась не только извне;  вскоре она, как молния, прожгла поэта  изнутри.  Сын  кулака,  "кулацкий подголосок" – так будет отзываться о нем  местная  критика.  Годы "великого перелома" обернутся трагической стороной для  многодетной крестьянской семьи Твардовских. А через 10 лет "большая" война потрясет его ужасами и страшными картинами человеческих  страданий, поэт-фронтовик, "петь привыкший на войне", создаст ряд ярких произведений: "Василий Теркин" (1941-45 гг.), "Дом у  дороги" (1942-46 гг.), “Я убит подо Ржевом" (1946 г.) и др. "Жестокая память о войне", о погибших товарищах,  как  незарубцованная  рана, кровоточила, болела, напоминала о себе до конца дней поэта,  последние годы которого характерны  сближением,  а  затем  и  полным слиянием в его творчестве  двух  разновидностей  единой  огромной трагической темы: внешней с ее войнами и катаклизмами, и внутренней – мощно пробивающейся от самого сердца, воплотившейся в  цикле "Памяти матери" (1965 г.) и поэме "По праву  памяти"  (1966-69 гг.), сконцентрировавших в себе целую  эпоху.  Трагедийный  смысл имеет и сатирическая поэма "Теркин на том свете"  (1954-63  гг.), характеризующая автора как художника "государственного мышления", по словам Ф. Абрамова.

                Трагедия и сатира, героизм народа в дни испытаний,  сильнейший лирический накал - все это в единстве явилось художественным  открытием Т., проявлением его острого, яркого и самобытного  таланта: поэт оставил нам произведения не только грусти и печали, но и радости и большого торжества. Все это стало возможным в силу  того, что он никогда не становился в позу "постороннего  судьи",  а выставлял себя "совиновником" во всем добре  и  зле,  совершенным над его народом и над ним самим.

                Т. – яркий представитель Смоленской поэтической школы (см.); в 1930-е гг., в связи с отъездом в Москву  М.В. Исаковского,  становится ее поэтическим центром. Именно Т. четко  определил  особенности "школы" в стихах: "Мы все – почти что поголовно – /  Оттуда юди, от земли...". B художественных произведениях Т. и его  школы тема земли, труда, в поэтическом и в эстетическом преломлении, связана с понятием чистоты, честности, "правдивости во  взаимоотношениях с землей". О чем бы ни писал Т. в самом расцвете  поэтического таланта, когда уже жил в Москве, русская деревня маячила, вставала в его художественном сознании как нечто родное  и  близкое, она занимала все творческие замыслы Т. – "и  в  самый  канун коллективизации, в ходе потрясений и новшеств", составляя в своей совокупности особенности художественного видения мира;  пробудившаяся деревня служит у него "преимущественно" точкой для  развертывания тех или иных ситуаций, сюжетов, обрисовки характеров. Таков нравственный, психологический  и  социально-исторический  аспект народности, составляющий основу основ  смоленской  поэтической школы. Наряду с такими важными компонентами, как  сложившаяся исторически в процессе борьбы за национальную самобытность психологическая особенность характера русского  человека,  крестьянина по преимуществу, его особый взгляд на жизнь, его привычки,  выработанные веками, доброта, душевная отзывчивость, участие в  чужой беде, жалость, – следует указать на  особую  приверженность  Т.  и поэтов смоленской школы к живому разговорному языку своего родного края и его своеобразной природе. Отношение к языку для Т.  было мерилом эстетических и нравственных ценностей.  Ему  принадлежат слова в защиту родного языка  как  важнейшей  "экологической" задачи в масштабе всей страны, в непримиримой борьбе против засорения живой речи газетными штампами и другими пошлыми  выражениями. Т. и как редактор "Нового мира" и как литературный критик решительно выступил против словесной лжи и лицемерия в литературе и публицистике. Литературно-критическое  наследство  Т.  составляет большой том в собрании его сочинений, около 25  печатных  листов. Литературный талант Т. оказался, что совершенно очевидно  в  наше время, неисчерпаемым и могучим и направлен был на  решение  главных задач реалистического искуства.

С             оч.: Собр. соч. – В 6 тт. – М., 1976-1983; Избранные сочинения. – М., 1981; Письма о литературе. – М., 1985.

                Лит.: Выходцев П.С. А. Твардовский. – М., 1958;  Кондратович  А. Александр Твардовский.  – М., 1978; Македонов  А.  Творческий  путь Твардовского.– М., 1981; Ильин В.В. Ал.  Твардовский. –  Смоленск, 1990; Ильин В.В. Не пряча глаз: Александр Твардовский. Литературное окружение. Творческие связи. – Смоленск, 2000.

В.В. Ильин