ЖЕНСКИЙ КРЕСТЬЯНСКИЙ КОСТЮМ
БЕЛОРУССКОЙ СМОЛЕНЩИНЫ КОН. XIX - НАЧ. XX вв.
На Смоленщине сходятся разные в историческом, экономическом и
этническом отношениях регионы. Поэтому в этнографическом плане она очень
разнообразна, что наглядно проявляется в народном костюме и особенно в
женском, как в наиболее устойчивой и наиболее сохранившейся форме
материальной культуры.
В результате экспедиций,
изучения музейных коллекций выявлены виды, комплексы народного костюма
различных этнических групп, бытовавших на Смоленщине, определены их
территории, границы.
Белорусская Смоленщина -
это значительная часть Смоленской губернии XIX - нач. XX вв. В ее составе
были Краснинский, Духовщинский, Смоленский, Поречский, Рославльский уезды
и частично — Вельский, Дорогобужский, Ельнинский.
Начало коллекции
крестьянской одежды белорусского региона (как и всей губернии) Смоленского
музея было положено на рубеже XIX - XX вв. М.К. Тенишевой. К сожалению, ее
собирательская деятельность была прервана революционными событиями в
России.
Значимость дошедших до нас
предметов одежды из собрания М.К. Тенишевой — большая: это самые ранние,
самые "старые" в музее предметы одежды Смоленской губернии.
О бытовании понев в этом
регионе меня информировали во время экспедиций. Так, Голисенкова Елена
Яковлевна (Род. 1906 г., дер. Переволочье Оршанского уезда - ныне
Руднянский район) вспоминала, по рассказам ее мамы, что в этой местности
женщины носили "поневки несшитые". Панова Прасковья Сазоновна (Род. 1902
г.) из дер. Жатомля Духовщинского района рассказала, что она в молодости
носила "сарахваны портяные и суконные", а мама ее носила "андарак и шапку
"молодушку" с кральками", а баба - "снованку и наметку", т.е. поневу и
полотенчатый головной убор. В начале XX в. поневы кое-где донашивали
старые женщины.
В кон. XIX - нач. XX вв.
на территории белорусской Смоленщины очень распространен был так
называемый прямой сарафан (местное название — саян). Шили его из 5-6
прямых полотнищ ткани домашнего изготовления, два передних полотнища,
поднятые высоко на груди, сосбаривались под планку или скреплялись
полоской-нашивкой ткани. Пазок, распах - на груди, в центре, по шву или
сбоку, у левой лямки. Боковые и задние полотнища сильно сосборивались
немного выше талии под узкий (10-12 см) лиф, который переходил в маленькую
спинку ("вилочку") и узкие лямки. Летний вариант сарафана (прозвище - "рябый")
изготавливался из льняной или с добавлением хлопчатобумажных нитей по утку
домотканины и был чаще всего в клетку, от 2-х до 6-ти "красок" цветов
нитей. Зимний - из овечьей шерсти ("суконник") или с портяной основой ("домотканник").
Были они и "рябые": "цветиками", "в искру", "в косары" (в северных уездах),
но чаще - однотонные (бордовые, вишневые, красные, зеленые, реже — черные).
В этот же период на
территории белорусской Смоленщины бытовал и комплекс с юбкой - андараком.
Наиболее распространенным был андарак с кабатом, особенно в средней и
южной части территории. Юбка из 5-ти полотнищ домотканины.
Вверху сзади и по бокам ее
полотнища закладывались мелкими складочками или сосборивались под
пояс-обшивку. Как и прямой сарафан: летний - из пестряди, зимний - из
шерсти в широкую вертикальную полоску (доминировал красный цвет) или -однотонный,
ярких цветов. Объемная, тяжелая юбка-андарак приметывалась к круговому
лифу-кабату (из холста - для будней, из фабричных тканей, парчи - для
праздничной одежды). В нижней части юбки нашивались два ряда узких
атласных лент, или полосочки из ткани, кружева.
В пограничье с нынешней
Могилевской областью, а именно в Рославльском уезде этот тип одежды (андарак
с кабатом) назывался поневой с кабатом, если юбка у него была клетчатая.
А вот в пограничье с
Витебской областью, на территории Руднянского и Велижского районов
Смоленской области (ранее Витебской губернии) андараки бытовали без
кабатов. В Смоленском музее имеется прекрасный образец такого андарака.
Пять полотнищ шерстяной домотканины вверху по бокам и сзади заложены
мелкими складочками, заглажены и скреплены между собой прочной льняной
нитью. Ниже складочки расходятся. Ткань юбки очень красива по цвету:
бордовый уток усложнен темно-синими нитями основы, придающими ткани
холодноватый, фиолетовый оттенок. Украшают основу юбки и череда узких и
широких горизонтальных полос - зеленых, красных, белых.
Внизу они сгущаются и
образуют кайму. Дополняет красоту ткани и ее фактура — ткачество с
диагональным переплетением нитей, образующее на лицевой стороне косой
рубчик.
Длинные, "долгие" юбки
этого региона имели разные названия, летняя юбка -"спадница", "спадняк", "спадница
дреличковая", то есть многоцветная, в клетку (Оршанский уезд), и "спадяк
рябый" (Велижский уезд). Зимние юбки были из овечьей шерсти (или только
уток шерсть). И были тоже "разных красок" - в полоску, в искру, клетку, "цветиками",
"в косары"... Но полушерстяные юбки чаще были одноцветные и назывались
по-разному: андарак ("андрак") - в Оршанском уезде, "саян" - в Велижском.
Словом, на территории
белорусской Смоленщины комплекс женского крестьянского костюма с
юбкой-андараком (с лифом-кабатом и без него) был широко распространен.
В Словаре В.Н.
Добровольского: "Андарак — верхняя юбка". И далее: "Андарашница — любящая
рядиться в юбки, это считалось признаком домовитости".
На рубеже веков, в начале
XX столетия наряду с традиционными видами одежды шло активное вторжение в
крестьянский костюм фабричных тканей, городских предметов одежды,
элементов городской моды. Но эволюционирование крестьянского костюма этого
периода в Смоленской губернии шло неравномерно в разных регионах.
Белорусские сарафаны-саяны,
юбки-андараки бытовали долго, и даже когда стало выгодно продавать лен, и,
на вырученные деньги, покупать для одежды фабричные ткани, крестьяне этого
региона шили из них одежду по старым образцам. Из фабричных тканей
особенно популярен был сатин. Еще в 30-х годах эта одежда бытовала широко,
но называлась уже - сарафан. Проникают в традиционную крестьянскую одежду
и отдельные элементы из городского костюма. Так, "модница" из
Духовщинского уезда в 20-х годах нижнюю часть (1/4 часть общей длины)
сарафана-саяна из льняной клетчатой ткани кроит по косой, образующей волан.
А Гимонова Ульяна Власьевна (1879 - 1944) из деревни Пожарь Ершичской
волости Рославльского уезда имела в своем "гардеробе" кроме андарака с
кабатом, поневы с кабатом еще модный "хвальбовник". Это тоже андарак с
кабатом , но полотнища его юбки расположены не вдоль, а поперек двумя
ярусами. Сильно сосборенная, широкая, дополненная иногда внизу лентами,
оборкой — этот наряд был очень эффектен, и носили его молодые женщины,
девушки.
В западной части
Велижского уезда была модернизирована юбка-андарак и превращена в "юбки с
хвостами". Для такой юбки использовалось только четыре полотнища
домотканины. Спереди - одно целое прямое, слегка сосборенное вверху под
пояс. По бокам - по 1/2 полотнища, разрезанного наискось. Сзади - два
полотнища, скошенные на стыке и заложенные глубокими мягкими складками,
они и образовывали сзади "хвост".
Прямой сарафан,
юбка-андарак являлись определяющими предметами комплексов, видов женского
крестьянского костюма рассматриваемого региона Смоленщины. Поэтому в
сообщении им уделено основное внимание. Главным же предметом в
крестьянском костюме, как известно, была рубаха. Она использовалась не
только в комплекте костюма с другими предметами, но и как самостоятельная,
порой единственная домашняя одежда, особенно для девочек и старых женщин.
Несмотря на большое
разнообразие женских рубах, с ярко выраженным у них индивидуальным кроем и
"украсами", можно отметить и общее, объединяющее для всего этого вида
одежды большого региона белорусской Смоленщины. Как то: материалом служил
льняной холст (отбеленный и серый, с хлопчатобумажными нитями по утку),
использовался и посконный холст (для нижних частей рубах). Наиболее
распространенными были рубахи составные, рубахи из двух частей: верхняя -
"станушка", "чехлик", нижняя - "подставка". И составные, и цельные рубахи
в этом регионе были неширокие, из трех полотнищ, из четырех - редко.
Плечевые вставки "полики" - прямые, пришивались по утку. Ворот рубах - в
основном плотно облегал шею, сосборен под узкую обшивку.
Традиционно расположение "украс":
основная их нагрузка - оплечье (полик и верх рукава), немного украшены низ
рукавов и обшивка горловины. Виды украшений -ткачество, вышивка, иногда -
нашив (ситец, тесьма).
Если предметы одежды,
определяющие виды костюмов (сарафан и юбка в данном случае) были
распространены на больших территориях, то рубахи, отличные друг от друга,
бытовали на малых площадях. И таких микро-регионов бытования различных по
покрою и "украсам" рубах было много в 19 веке, а кое-где эта "индивидуальность"
сохранялась и в начале XX столетия.
Дополнял женский костюм
фартук — передник, состоящий из одного с половиной или двух полотнищ
холста. Верх его сосборивался под пояс, переходящий в завязки. Украшался
фартук чаще всего только внизу одной широкой или несколькими узкими
полосками наборного ткачества. В более поздних экземплярах и, особенно из
фабричных тканей украшений больше — вышивка, ткачество, прошвы,
кружево, сборки.
Женский головной убор, как
обычно, был составным, из нескольких предметов. Обязательным предметом его
был чепец ("чапец", "цапец"), держащий специальным образом уложенные
волосы. Чепцы были разные - плетеные, вязаные, шитые. Праздничные
украшались спереди.
Традиционной составной
частью головного убора белорусской Смоленщины было полотенце, полотнище —
намётка (наметка). Концы белого холщового полотнища украшались по-разному,
в зависимости от "моды" в конкретной местности: от узких, скромных тканых
или шитых полосочек-концовок, до ярких, многоярусных "хвостов".
Полотенчатые головные уборы постепенно вытесняются фабричными платками,
хустками.
Верхняя женская одежда (для
улицы) - сермяги, шубы, украшенные сафьяном и "кривульками", курты белые с
узорами, чекмени, безрукавки. Универсальной обувью крестьянок были лапти:
белорусские, польские, русские (отличались формой головки), "христатики",
"каверзни", "похлопни" (различие по технике плетения). Праздничные
украшались, раскрашивались. Носили лапти с холщовыми и шерстяными онучами,
с пеньковыми сборами. В некоторых местах праздничными были шерстяные
черные сборы. Бытовала и кожа.
Обувь привозная и местного изготовления (туфли, сапожки). И,
конечно, валенки, но только там, где держали крестьяне много овец.
Все эти предметы крестьянской одежды в комплекте и
представляли женский костюм белорусской Смоленщины рубежа XIX-XXв.в.
Можно отметить, что для традиционного женского костюма этого региона было
характерно обилие белого цвета. Яркие сарафаны-саяны, юбки-андараки в
сочетании с белыми рубахами, фартуками, полотенчатыми головными уборами,
кругами, чекменями являлись цветовой доминантой, придавали всему костюму
нарядный, праздничный вид. Л.М. КОЗИКОВА,
Смоленский областной краеведческий музей
|