ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ КОЛЛЕКЦИИ ЕКАТЕРИНЫ НИКОЛАЕВНЫ КЛЕТНОВОЙ,
В СМОЛЕНСКОМ МУЗЕЕ

Екатерина Михайловна Клетнова     Что же осталось нам в наследство от Екатерины Николаевны Клетновой - этнографа, от ее собирательской и научной деятельности в этой области? В Смоленском музее хранится довольно большое - количество этнографических предметов из собрания Е.Н. Клетновой. Все они - предметы женского рукоделия: крестьянская одежда, образцы вышивки, ткачества, плетения, вязания, собранные Клетновой в конце XIX - начале ХХ вв. в Вяземском уезде (частично - в Духовщинском) Смоленской губернии. Эти две коллекции разные по своему составу и назначению (вероятно, так изначально было задумано и самим собирателем).
     Почти 900 единиц хранения насчитывает коллекция образцов украшения ("справы") крестьянских бытовых предметов XIX - начала XX вв. В ее составе спороши украшений со старых и заготовки для новых крестьянских рубах; концы праздничных и ритуальных полотенец и спороши, фрагменты с них: кружево, образцы плетения, вязания крючком и на спицах (концовки, прошивки для полотенец, скатертей); концовки в виде бахромы ("бухмара"); несколько образцов украшений ("коморы") из Духовщинского уезда для декорировки боковых швов верхних женских рубах "насовок".
     Значительную часть из перечисленного составляют спороши с плечевых вставок женских рубах ("поляки") и с полотенец ("прошивки"), тканые ("переборы") и шитые ("строки)"). На основе изучения орнамента этих образцов ткачества и вышивки Е.Н .Клетновой написана статья "Символика народных украс Смоленского края".
     Работа Клетновой - библиографическая редкость. Оперируя своими познаниями в области истории, археологии, этнографии, во вступительной части статьи автор отмечает, что - Смоленская земля в древности "являлась местом продвижения многих племен и народов", что и позже она испытывала на себе влияние разных культур. Эти влияния, по мнению Клетновой, создали "своеобразный характер уездов, выраженный главным образом в разделении их на уезды белорусские и великорусские...". Отголоски этих многочисленных влияний на Смоленской земле проявляются, в частности, и в "местном искусстве, особенно в той его отрасли, которая в народном говоре носит название "украс", т. е. украшения или орнамента, каковой везде и всегда является наиболее устойчивой формой образного искусства..."
     Орнамент Смоленского края (тканый и шитый) Клетнова относит "к разряду орнамента линейного или геометрического". Основой его автор называет ромб ("круг"), "различные сочетания и видоизменения коего, составляют огромное большинство узоров, <...> и который не только возглавляет, но как бы втягивает в себя все остальные элементы" орнамента. Клетнова заключает, что "круг" наших украс, изображаемый в силу технических условий в виде ромба, есть ничто иное как символ бога-Солнца".
     Значительная часть статьи посвящена представлению орнаментальных знаков, их разнообразию, вариантности, систематизации. Автор разделяет местные орнаментальные знаки на пять типов: "круговые", "крюковые", "пальчатые", "лопастные", "крестовые"; дает и названия отдельным знакам-узорам. Коллекция тканых и шитых образцов использована Клетновой и как иллюстративный материал.
     На Смоленщине в украшении женских рубах акцент делался на оплечье, т.е. на плечевые вставки и верх рукавов. Композиция украшения оплечья обычно строилась из горизонтальных орнаментированных и простых полос, тканых и шитых. И среди них одна - "главная": широкая, с крупным орнаментом, насыщенная по цвету. Часто эта полоса располагалась на плечевой вставке, на стыке с рукавом, и делалась часто отдельно от плечевой вставки, украшалась ткачеством или вышивкой, а потом вшивалась или нашивалась на нее. Швы вокруг поликов декорировались вышивкой или узкими полосочками яркого ситца, тесьмой, позументом. Полик получался в обрамлении, как в рамочке, и тем самым еще больше выделялся на оплечье. От полика по верху рукава вниз шли тоже орнаментированные полосы, но более узкие, и заканчивалась композиция украшения оплечья полосочками затканки красным.
     Какие же вышивальные швы использовались в вяземском уезде в XIX - начале XX вв. для украшения изделий из тканей и рубах? Коллекция образцов Е.Н.Клетновой в этом отношении -прекрасный материал и позволяет сделать вывод о двух видах вышивки и нескольких, традиционно бытовавших в этом регионе вышивальных швах:
    
1. Вышивка по целой ткани исполнялась по счету нитей ткани. Швы: "крест", роспись", "набор", "настил", "косичка"...
    
2. Вышивка  по  разреженной  ткани   исполнялась   по  специально   подготовленной  ткани  -выдергивалась часть нитей по вертикали и горизонтали, по утку и по основе. (Например, две выдергивались, три оставлялись). Вышивка по разреженной ткани - "строки". (В словаре В.Н. Добровольского: "Паляки страченые (рубашки), род вышивки, строчить - вышивать").
     Кроме строчки ("строки"), когда разреженная ткань согласно орнаменту покрывалась мелкими стежками, обычно белыми нитками, применялась и техника перевити. Оставшиеся от орнаментальных знаков, исполненных строчкой, нити ткани перевивались цветными нитями, в основном красными, и образовывали тоже орнамент, но сетчатого, прозрачного характера в отличие от плотной: и непрозрачной строчки.
     Иногда нити основы продергивались не по всей заготовке полика, а согласно орнаменту, т.е. нити в нужных местах подрезались, оставшаяся нетронутой

.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.

поверхность ткани строчилась, а в продернутых местах нити перевивались. Иногда в изделии применялась только одна техника -строчка или перевить. Для цветового решения в этой технике использовались традиционные цвета нитей. Главными, определяющими были красный и белый. В коллекции Клетновой имеется несколько образцов поликов, исполненных только в два цвета. Но часто они дополнялись еще желтым цветом и вкраплением в мелких деталях орнамента - синего. Сочетание красного с желтым создает "теплую" цветовую гамму, а соседство белого цвета и вкрапления "холодного" синего усиливают ее до мажора. Поэтому смоленская "строчка-перевить" получила название "солнечной".
     В конце XIХ-начале XX вв. цветовые традиции смоленской вышивки нарушаются в связи с обилием фабричных ниток, анилиновых красителей. Появляется в крестьянских "украсах" многоцветие, вводятся черные, зеленые, малиновые, фиолетовые цвета, используются фабричные шерстяные нити - гарус. Необходимо отметить, что вышивка "строчка-перевить" двусторонняя ("на оба бока"), т.е. изнанка тождественна с лицевой стороной.
     Прошивки для полотенец исполнялись так же. Они отличались от поликов для рубах длиной заготовки, она равнялась ширине холста. Тканые и шитые прошивки вшивались на концах полотенец, по краю которых пришивалось кружево или бахрома. Поляки и прошивки, исполненные техникой переборного ткачества, имели на оборотной стороне (в отличие от вышитых) негатив лицевой стороны.
     Вторая коллекция Е.Н. Клетновой в Смоленском музее - предметы крестьянской одежды, женской одежды (мужской - всего два предмета). Собиралась эта коллекция тоже в конце XIX-начале XX вв. в Вяземском и Духовщинском уездах. Коллекция сравнительно небольшая. Назвать точное количество предметов не представляется возможным по ряду причин. Коллекция поступала в 1920-х годах, в несколько приемов, в разные музеи. В сохранившихся книгах учета не везде есть отметка об источнике поступления. Поэтому несколько предметов остается под вопросом принадлежности их Клетновой. Атрибутированными в этом отношении является не менее 40 предметов. Изначально эта коллекция была больше, т.к, например, в книге учета 20-х годов значится восемь женских рубах из собрания Клетновой, сейчас - две.
     Настоящее богатство - четыре насовки Вяземского уезда. (Клетнова датирует их 1 половиной XIX века). Это тип древнего так называемого "глухого" сарафана, вышедшего из употребления во II половине XIX века. Насовки из отбеленного льняного холста, туникообразного покроя (из одного полотнища, перегнутого по утку на плечах), с выкройкой горловиной и проймами для рук, по бокам - по два клина. Горловина и подол украшены вышивкой (строчка, перевить, роспись), ткачеством, полосами крашеного холста. Данные насовки - летний вариант этой одежды (для жатвы, для обрядов...) По сведениям экспедиций - в этом регионе бытовали насовки и синего цвета".
     К глубокой древности восходит история бытования головных уборов из коллекции Клетновой. Женский головной убор в XIX в., как и костюм, был составным, из нескольких предметов. На традиционно причесанные волосы надевался "волосник" ("наволосник"), держащий прическу. Затем - головной убор, который придавал форму всему головному убору. В Вяземском уезде (по коллекции Клетновой) - это холщовые "шапочки" с жуткой высокой передней частью (из бересты, картона, дерева, льняного волокна), обтянутой холстом прямоугольной формы, иногда с заостренными верхними углами. Так называемые (по терминологии Клетновой) - "роги", "подубрусники", "колоды" (собиратель датировала их серединой прошлого столетия). Сверху на неё надевалась основная, завершающая часть женского головного убора - повойник, кика, сорока или повязывался убрус... (в зависимости от обычая в конкретной местности Вяземского уезда.
     Коллекция головных уборов 2-й половины XIX века из Духовщинского уезда - чепцы-волосники. По определению В. И. Даля, "волосник - наголовок, чепечник, косник, шлык, подубрусник, шамшура - род шапочки, иногда простеганой, надеваемой бабами под повой или платок". Для духовщинских чепцов-волосников использовались льняные или хлопчатобумажные нити. Плетеная из них прямоугольная заготовка, сложенная пополам, сшивалась по бокам. Край чепцов оформлялся тесьмой, вышивкой цветными нитями. Стянутый сзади шнурком, он плотно облегал голову. Вверху в уголки закладывались "рожки". Орнамент плетения этих чепцов - геометрический, основу которого составляют ромбы. Поверх чепцов в этом регионе повязывали полотенчатые головные уборы - убрусцы, намётки.
     Несомненно, Е. Н. Клетнова стремилась собрать, сохранить для истории в первую очередь то, что на рубеже веков "уходило из моды". Поэтому сейчас даже единичные предметы одежды ее коллекции очень ценны, порой - уникальны. К названным можно добавить: женский головной убор - "косыня", шитые золотыми и серебряными нитями налобники и затыльники к головным уборам, девичьи головные повязки, мужские набойчатые порты, синие с белым рисунком. Предметы этой коллекции не образуют полный комплект женского крестьянского костюма Вяземского или Духовщинского уездов, который был многопредметен и разнообразен в региональных и временных рамках. Но и отдельные предметы крестьянской одежды собрания Е. Н. Клетновой имеют большое значение для этнографической науки и музейной практики.

Л.М.КОЗИКОВА,
научный сотрудник Смоленского областного
музея-заповедника