Л.М.Козикова
Комплекс женского крестьянского костюма
с косоклинным сарафаном Смоленской губернии
кон. Х1Х-нач. XX вв.
Среди многообразия этнографических коллекций Смоленского музея
собрание крестьянского костюма Смоленской губернии - одно из значительных.
Основу его составляет женская крестьянская одежда. Представлена одежда
праздничная, повседневная, ритуальная, домашняя и для улицы, а также -
головные уборы, обувь, украшения. Начало коллекции положила М.К.Тенишева,
которая в кон. XX века начала собирать древности, древнерусское искусство.
Но вскоре по совету В.И.Сизова она обращается к этнографии, а в частности
к смоленской, "которая уже сама по себе чрезвычайно интересна"
[1]. Революционная обстановка в
России прекратила собирательскую деятельность Тенишевой. Смоленская
этнография поступила (а точнее, начала поступать) только из нескольких
уездов. Почти за 90-летний период со времени передачи тенишевского музея
"Русская старина" Смоленску коллекция крестьянской одежды значительно
уменьшилась. Но значимость ее в общем собрании нашего музея велика - это
самая "старая", самая ценная ее часть.
В истории комплектования
коллекции крестьянского костюма Смоленщины можно отметить и другие
источники. Так, в 1920-х годах поступили от Е.Н.Клетновой
* насовки
Вяземского и Духовщинского уездов и другие предметы и фрагменты одежды. В
1960-х годах часть своей этнографической коллекции (головные уборы,
нагрудные украшения из Ельнинского уезда) передал музею М.И.Погодин
**.
Пополнялось собрание экспедиционными сборами сотрудников музея, частными
передачами.
Смоленский этнографический
регион сформировался из великорусов и белорусов. Поэтому и в
рассматриваемый период (кон. XIX- нач. XX в.) на Смоленщине бытовали
разные комплексы женского народного костюма. В северо-восточной части
Смоленской губернии бытовал комплекс с косоклинным сарафаном. Во время
экспедиций была выявлена территория его бытования, определены его границы
с другими комплексами костюмов.
Женский костюм с косоклинным сарафаном бытовал в
Сычевском., Вяземском, Гжатском и Юхновском уездах и частично - в
Вельском, Дорогобужском и Ельнинском (здесь и далее
экспедиционные сведения автора).
Главным, определяющим
предметом костюма данного региона был косоклинный сарафан. В собрании
Смоленского музея их 37, и большинство 113 них (кроме поступивших из
тенишевского музея) датируется концом XIX - нач. XX в. В некоторых местах
такой сарафан бытовал довольно долго. В конце 1920-х годов, например, были
исполнены в Знаменском районе сарафаны СМИ № 2901 и СМЗ 23966
(шифры Смоленских музеев).
Косоклинный сарафан
этнографы считают ранней формой русской одежды и относят его сложение ко
времени образования Московской Руси [2]. Общий силуэт этого типа сарафана
- трапециевидный, кроме основных полотнищ спереди и сзади обязательно
наличие косых боковых клиньев (отсюда и его название - косоклинный).
На Смоленщине косоклинный
сарафан в зависимости от типа его, места бытования, покроя, материала,
украшения называли по-разному: "ферязь" ("хверзя"), "сумкан",
"полбумажник", "клинастик", "синикин", "китайка" ("титайка"),
"сорококлин"...
В музейной коллекции
преобладают праздничные экземпляры (их берегли, передавали по наследству,
поэтому и собирателям они доступней). Отличаются они шириной, качеством
ткани, богатством отделки, аккуратностью исполнения. И называют их на
Смоленщине соответственно: "бодрый", "добрый", "богатый", "свадебный" ...
(СОМ № 2356, 2364, 16353, СМИ №№ 2903, 2914 ...). Будничный, или, как их
называли, "постный", "хожий", шили для повседневной носки, для работы.
Иногда в будничный превращали бывший в долгом употреблении праздничный
сарафан. "Был добрый, спорола справу - стал хожий", - призналась одна из
владелиц такого сарафана. Были сарафаны, которые предназначались для
траурных обрядов ("печальный"), которые готовили на смерть, в которых
хоронили ("смертный").
Изготавливался косоклинный
сарафан из домотканины, сотканной на кроснах, на стане из льняных или
шерстяных нитей, или в соединении их (основа - лен, уток - шерсть).
Использовали по утку и хлопчатобумажные нити. Тип ткачества - простое,
полотняное переплетение. Способом украшения домашних тканей для сарафанов
было крашение. Обычно это темно-синий цвет, реже - черный или красный.
Часто после крашения ткань для праздничного сарафана лощилась. Серебристые
"волны" на темной ткани переливались и придавали ей богатый вид. В
деревне Пигулино Вельского уезда (ныне - Холм-Жирковского района) такими
секретами, например, владел потомственный синелыцик В.М.Терешенков. Кроме
домотканины, в этот период использовались и фабричные ткани. Особенное
распространение получила хлопчатобумажная ткань "китайка", чаще всего
разных оттенков синего цвета (СОМ №2364, СМИ №2914), реже - красного цвета
(СОМ №№2341,2356).
В покрое сарафана, в его
внешнем виде существенное значение имеют принципы кроя. Один из них - как
стыкуются, как крепятся между собой два передних полотнища. В этом плане -
их две группы:
1. Распашные (передние полотнища не сшиты между собой,
оформлены как полы, имеют застежку - пуговицы, петли).
2. Со срединным
швом (передние полотнища сшиты между собой, шов открыт или декорирован). В
покрое сарафана важным является не только само наличие боковых клиньев, но
и их расположение по отношению к основным полотнищам и между собой.
Для уплотнения легкой
ткани, устойчивости формы, для утепления сарафаны делались и на подкладке
(полностью или только подол). Праздничные сарафаны на Смоленщине часто
закладывались по вертикали в складку (от подола - вверх и на нет выше
талии). Как пояснили в селе Нахимовском, "сарафаны набирали в гармони". И
в этом еще раз проявилось золотое правило народного творчества - сочетание
красоты и практичности. Праздничный сарафан надевался редко, хранился
долго. Заложенный в складку он не мялся, перевязанный в сундуках. Складки
и украшали сарафан. Можно представить, как сильно расклешенный сзади и по
бокам, заложенный в складку сарафан "играл" при движении.
Сшитый из однотонной,
"скромной" ткани (в основном из темно-синей или черной) праздничный
сарафан богато украшался. Для этого использовались всевозможные нашивки:
ленты (шелковые, хлопчатобумажные, пестротканые, атласные, муаровые),
полосы ткани (ситец, сатин, шелк, камка, шерсть), тесьма
(хлопчатобумажная, шерстяная, разная по цвету и форме), позумент, кружево,
шнуры, пуговицы. Количество, богатство украс зависело от назначения
сарафана, от состоятельности владелицы.
Расположение украс на
смоленском косоклинном сарафане было традиционно. Обязательно украшался
подол - несколько горизонтальных рядов нашивок завершались обшивкой подола
плетеным шерстяным шнурком. Украшался и верх сарафана - проймы, лямки.
Распах сарафанов украшался несколькими рядами нашивок по вертикали (ленты,
тесьма, позумент, шнур), красивыми пуговицами для застежки. Срединный шов
нераспашных сарафанов иногда не декорировался, был открытым, но чаще -
декорировался (в зависимости от традиций конкретной местности).
Декорировался по-разному: одной нашивкой, закрывающей шов (СОМ №№22138/8,
22431...) и несколькими рядами нашивок (СОМ №№2335, 2337, СМИ №№2914,
2915..). Часто такая декорировка создавала иллюзию распаха, так называемый
"ложный распах", то есть по декорированному шву нашивались еще пуговицы и
петли. Словом, все до мелочей было продумано создателями одежды.
Однотонный, темный цвет
сарафанов красиво сочетался с белой рубахой. Если сарафан (в данном
примере) является определяющим предметом, дающим название типу, комплексу
женского костюма, то рубаха является главным предметом женского
крестьянского костюма (ведь известно, что у девочек и старых женщин рубаха
была часто единственной домашней одеждой).
Женские рубахи
северо-восточного региона Смоленщины даже в одних временных рамках были
весьма разнообразны по материалу, покрою, назначению, "украсам". Отличия в
деталях наблюдаются порой даже в соседних деревнях. Но, несмотря на
различия, можно отметить общие, главные характеристики для рубах северного
региона этого комплекса женского костюма.
Основным материалом для
рубах был домотканый льняной холст. Использовался льняной холст с
добавлением по утку хлопчатобумажных нитей, посконный холст, применялись и
фабричные ткани. Рубахи свадебные или для жнивья, например, шились целыми
("станы"), из хорошего отбеленного холста. В тех случаях, когда рубахи
были составными (верхняя часть - "станок", "станушка", "чехлик", нижняя -
"подстава"), то в целях экономии часто использовались материалы разного
качества. Иногда в одной рубахе можно видеть несколько разных холстов и
тканей, не считая отделочных (СОМ №2659). Самый лучший материал шел на
верхнюю часть рубахи, на рукава.
Основа рубах ("стан")
шилась из трех прямых полотнищ. Горловина сильно сосборенная, с узкой
обшивкой, на которой спереди по центру - пуговица и нитяная петля.
Плечевые вставки - "полики" - прямые, пришиты к стану по-разному: по
основе, по утку. Есть рубахи, в которых полик не отрезной, выкроен вместе
с рукавом (СОМ № № 3047, 21488). Рукав этих рубах прямой, внизу
сосборенный, или зауженный книзу и дополненный к пройме клином и
ластовкой.
Расположение тканых и
шитых украс на женских рубахах этого региона было традиционно. Цветовой и
орнаментальный акцент - на оплечье (полик и верх рукава). На поликах -
широкая полоса браного ткачества или вышивки строчкой ("строки") с
перевитью, с традиционными ромбовидными мотивами
[3]. Цветовая гамма
-сочетание красного с желтым дополняется яркими нашивками -полосами
кумача, "золотого" позумента, красными ткаными и шитыми полосами на
верхней части рукавов. Звонкий, мажорный цветовой строй оплечья рубах
поддерживается "легким" цветовым аккордом на вороте (обшивке) и внизу
рукавов. (См. СОМ №№ 16358. 16362...)
В противоположность
северным уездам рассматриваемого региона в его восточной части в комплексе
с косоклинным сарафаном бытовали иные женские
рубахи. Одни из них - бытовали в Юхновском уезде
[4]. На современной карте нашей
области - это Угранский район (ориентир-Знаменка). Рубахи этого типа были
выявлены и собраны для музея впервые во время экспедиции автора в 1969 и в
1970 годах. В дальнейшем коллекция пополнялась
[5].
Основа (стан) этих рубах целая, не составная, из четырех прямых
полотнищ. Длина их такова, что подол с полосой браного ткачества виден
из-под сарафана. Горловина сильно сосборена, с узкой обшивкой, на которой
спереди застежка - пуговица и нитяная петля. Рукава в верхней части
широкие, слитные с поликами, книзу очень заужены и удлинены. Вся видимая
из-под сарафана часть рубахи (ворот, воротушка, полностью рукава, край
подола) имеет сплошную, «ковровую» декорировку: горизонтальные полосы
затканки и браного ткачества с обилием красного цвета, вкраплением
желтого, синего, черного.
Южнее, в пограничье Дорогобужского уезда с Юхновским (деревни
Полднево, Кислово, Пустошка, Дубровка...) экспедиция 1980 года выявила
рубахи в комплекте с косоклинным сарафаном, которые имели сплошную
декорировку ткачеством, но только на рукавах. Этот тип рубах близок к
этнографическим образцам Калужской губернии.
Необходимо отметить, что в северной части рассматриваемого региона в
«украсах» женских рубах преобладает вышивка в многообразии ее
разновидностей, в том числе и знаменитая «строчка-перевить», в восточной
же части региона, как мы видим, преобладает узорное ткачество.
В конце XIX - начале XX веков постепенно на смену традиционным шитым
и тканым геометрическим орнаментам приходят повсеместно растительные, так
называемые «брокаровские» мотивы, исполняемые, в основном, вышивкой
«крестом» красными и черными нитками по счету нитей холста или по канве -
на фабричных тканях.
В общем комплекте женского крестьянского костюма важным предметом был
головной убор. На Смоленщине в комплексе о косоклинным сарафаном в конце
XIX века продолжали бытовать старые, традиционные формы головных уборов:
сборники, повойники, кокошники, ряски, кички, сороки, ширинки, платки
«хранцуские», «пунцовки» шелковые, шали... Заготовки, отдельные части для
головных уборов поступали в основном из соседней, Тверской губернии: из
Торжка — бархатные и парчовые, шитые золотыми, серебряными и шелковыми
нитями налобники, позатыльники; из Ржева - жемчужные и бисерные ряски...
Головные уборы эти были дорогими и далеко не каждый их имел.
Изобилие красивых и дешевых фабричных тканей, отделочных материалов,
бус, блесток, бисера способствовало тому, что молодые женщины быстро
перешли на новые, модные головные уборы. Это - сорокообразные
«шапки-косынки». Относительная дешевизна позволяла теперь женщине иметь их
несколько, разных тканей, разных по цвету.
Дополнялся костюм с косоклинньм сарафаном часто и поясом - тканым или
плетеным, многоцветным («рябушки») или из фабричной тесьмы с кистями из
бисера («рассодки»). Обязательными были разные шейные и нагрудные
украшения...
«Строгий», однотонный по цвету косоклинный сарафан объединял
многоцветие всех предметов костюма, а вытянутая по вертикали,
трапецевидная его форма придавала женской фигуре стройность, величавость.
Примечания
[1.]
Тенишева М.К. Впечатления моей жизни. - Париж. 1933, с. 301-302.
[2.] Восточнославянский этнографический сборник. -М.,
1956, с.636.
[3.] Клетнова Е.Н. Символика народных украс смоленского
края. - Смоленск, 1924.
[4.] Значительная часть быв. Юхновского уезда
Смоленской губ. в 1944г. из Смоленской области передана в Калужскую. См.:
Административно-территориальное устройство Смоленской области. Справочник.
- М., 1981, с.414 .
[5.] Шереметьева М.Е.. Крестьянская одежда Калужской
Гамаюнщины. - Калуга, 1925. |