Л.М.КОЗИКОВА,
старший научный сотрудник Смоленского
государственного историко-архитектурного
музея-заповедника

ЖЕНСКИЙ КРЕСТЬЯНСКИЙ КОСТЮМ КОНЦА XIX- нач. XX в.в.
ВЕЛИЖСКОГО И ОРШАНСКОГО УЕЗДОВ
(ИТОГИ ЭКСПЕДИЦИИ)

     Этнографическое разнообразие Смоленщины ярко выражено в народном костюме и в первую очередь в женском, как наиболее устойчивой и наиболее сохранившейся форме материальной культуры. Смоленский музей располагает большой коллекцией женской крестьянской одежды Смоленской губернии. Основу коллекции составляет известное тенишевское собрание, значительно дополненное позже. Знакомство с коллекцией народной одежды музея, экспедиции по области с целью изучения смоленской этнографии и сбора вещественного материала дали возможность определить основные комплексы женской одежды Смоленской губернии XIX - нач. XX в., установить их границы.
     Было также выявлено, что в связи с «движением», изменением границ Смоленской губернии после 1917 года произошло нарушение сложившихся этнографических комплексов: их разрыв, частичное повреждение (например, в Вельском, Юхновском уездах) и наоборот, появление новых в результате присоединения соседних территорий (например, Велижского и части Оршанского уездов Белоруссии).
     На современной карте Смоленской области эти регионы (Велиж - и Руднянскний районы) граничат с Витебской областью. Экспедиция в эти районы состоялась сравнительно поздно - в 1981 году. Ушли из жизни многие из тех, кто почитал и берег старину... Поэтому исследование проводилось в основном по опросу местного населения, старожилов. Вассе Фелотовне Курашевой тогда было 102 года, а ее дочери -72 (д.Васькино Велижского района). Анисье Романовне Авсеенковой - 90 лет (д.Переволочье Руднянского района).
     В отличие от соседних (Поречского, Смоленского) уездов, где бытовал комплекс одежды с сарафаном, здесь определяющим предметом была поясная одежда: юбка (спадница, андарак, саян). Общими особенностями их были - материал и покрой. Материал - домотканина (лен, шерсть). Шились юбки из 4-5 прямых полотнищ. Спереди ткань не сосбаривалась, а сзади и по бокам сильно сборилась или закладывалась частыми мелкими складочками под пояс так, что сзади получался "хвост". Юбки были "долгие", длинные.
     В зависимости от материала юбки имели разное название и определенное использование по сезонам. Летняя юбка-спадница (льняная или основа - лен, уток -бумажный, в основном простого полотняного переплетения). В Оршанском уезде (д. Рудня, Переволочье, Микулино) такая юбка называлась "спадница дриличковая", как пояснили - "это значит - разная краска", цветная, в клетку. И в Велижском уезде юбка была тоже в клетку, но называлась "спадница рябая", или "сподняк рябый". Такая "рябая" спадница поступила в музей из Велижского района (д. Балбан, Велижский уезд. Витебская губерния нач. XX века, СМЗ кп - 27668). Позднее владелицей она правда, перешита - расшита в поясе. Хорошего качества льняная основа и, не смотря на то, что использовано всего две "краски", два цвета - синий и белый - очень красива.
     В Велижском районе в сторону Витебщины зафиксированы спадницы холщовые, набивные. Набивали по-разному, и в горох, и с каймой в Сураже.
     Зимние юбки были шерстяные, из овечьей шерсти: чисто шерстяные или основа портяная, а уток - шерсть. Чаше всего тоже "разных красок": в полоску, искру, клетку, "цветиками" или "в косарь" (диагональную полоску). Были и одноцветные - малиновые, зеленые, черные... Зимние тоже назывались по-разному: в Оршанском уезде - андараки ("андраки"), а в Веляжском - саяны. Саян из чистой шерсти, богатый назывался "кирмашовы, т.е. - праздничный.
     Иногда спадницы клетчатые, саяны, андараки дополнительно украшались нашивками-лентами в нижней части, а край обшивался "щеточкой" (плетеным из шерстяных нитей шнурком).
     Из деревни Самсонцы привезены два андарака (нач. XX в., Оршанский уезд, СМЗ кп-22386, 22387). Один из них - малинового цвета с мелкой желтой клеткой, второй -коричневый с белой вертикальной продержкой, 'искрой'. Но оба, к сожалению "испорчены" перешиты в "юбки с хвостами". А именно: переднее полотнище как у андарака - прямое, несборенное, а боковые и задние, заужены к верху заложены мягкими складочками под пояс.
     Интересное воспоминание получено от Голисенковой Елены Яковлевны 1906 года рождения - из деревни Переволочье (Оршанского уезда). Она помнит, как ее мама рассказывала, что раньше в этой местности женщины носили "поневки несшитые" и пела песню: "Выди, Манечка, надзень панеуку, надзень панеуку, завяжы галоуку."
     В  комплекс  со  спадницей,  андараком,  саяном  входила рубаха: тняная,  белая, длинная, с вышивкой или набором по вороту и оплечью.
     Обязательным головным убором был чепец ('чапец'), туго облегающий голову. Праздничные делались из фабричных тканей, украшались спереди. Сверху повязывался платок – «хустка». Платки покупались на ярмарках, привозились отходниками из Риги (батистовые, ситцевые, шерстяные, шелковые, вязаные, набивные). В Велижском уезде вместо чепца применялся особым способом повязанный платок, сложенный по диагонали (длинные концы его соединялись спереди "замочком", а кончики прятались сбоку-получалось как бы шапочка), и сверху-"хустка". В будни вместо фабричной хустки использовалось белое холщовое полотнище или полотнище из ткани для одежды, льняное или шерстяное.
     Универсальной обувью крестьян этих регионов были лапти. В Орюмском уезде: "христатики", "кеверзни" (редкие) - будничные, "походные" (частые) - праздничные, которые еще и украшались, раскрашивались. Лапти для зимы плелись в три лыка и подплетались пенькой. В Велижском уезде - лапти "русские' (носатые, с острой головкой) и польские (с прямой головкой). Носили лапти с холщовыми или шерстяными онучами и пеньковыми сборами. На праздник — белые онучи и черные оборы. А в Ведижском уезде оборы делались и шерстяные, но только для женщин и только "на кирдмаш" (на праздник). Была и кожаная обувь - привозная и местного изготовления. Делали и туфли, сапожки разные, комбинированные, на каблучке, с подковками. Туфли из с.Микулино (Оршанского уезда 1917г. СМЗкп-22364) исполнил местный мастер Алексей Тихонов.
     Так в самых общих чертах можно представить отдельные предметы женской крестьянской одежды Оршанского и Велижского типа, имеющих явно выраженный белорусский характер.