Л.М.КОЗИКОВА,
старший научный сотрудник Смоленского
государственного историко-архитектурного
музея-заповедника
ЖЕНСКИЙ КРЕСТЬЯНСКИЙ КОСТЮМ КОНЦА XIX- нач. XX в.в.
ВЕЛИЖСКОГО И ОРШАНСКОГО УЕЗДОВ
(ИТОГИ ЭКСПЕДИЦИИ)
Этнографическое разнообразие Смоленщины ярко выражено в народном костюме и
в первую очередь в женском, как наиболее устойчивой и наиболее
сохранившейся форме материальной культуры. Смоленский музей располагает
большой коллекцией женской крестьянской одежды Смоленской губернии. Основу
коллекции составляет известное тенишевское собрание, значительно
дополненное позже. Знакомство с коллекцией народной одежды музея,
экспедиции по области с целью изучения смоленской этнографии и сбора
вещественного материала дали возможность определить основные комплексы
женской одежды Смоленской губернии XIX - нач. XX в., установить их границы.
Было также выявлено, что в связи с «движением»,
изменением границ Смоленской губернии после 1917 года произошло нарушение
сложившихся этнографических комплексов: их разрыв, частичное повреждение (например,
в Вельском, Юхновском уездах) и наоборот, появление новых в результате
присоединения соседних территорий (например, Велижского и части Оршанского
уездов Белоруссии).
На современной карте Смоленской области эти регионы (Велиж
- и Руднянскний районы) граничат с Витебской областью. Экспедиция в эти
районы состоялась сравнительно поздно - в 1981 году. Ушли из жизни многие
из тех, кто почитал и берег старину... Поэтому исследование проводилось в
основном по опросу местного населения, старожилов. Вассе Фелотовне
Курашевой тогда было 102 года, а ее дочери -72 (д.Васькино Велижского
района). Анисье Романовне Авсеенковой - 90 лет (д.Переволочье Руднянского
района).
В отличие от соседних (Поречского, Смоленского) уездов,
где бытовал комплекс одежды с сарафаном, здесь определяющим предметом была
поясная одежда: юбка (спадница, андарак, саян). Общими особенностями их
были - материал и покрой. Материал - домотканина (лен, шерсть). Шились
юбки из 4-5 прямых полотнищ. Спереди ткань не сосбаривалась, а сзади и по
бокам сильно сборилась или закладывалась частыми мелкими складочками под
пояс так, что сзади получался "хвост". Юбки были "долгие", длинные.
В зависимости от материала юбки имели разное название и
определенное использование по сезонам. Летняя юбка-спадница (льняная или
основа - лен, уток -бумажный, в основном простого полотняного переплетения).
В Оршанском уезде (д. Рудня, Переволочье, Микулино) такая юбка называлась
"спадница дриличковая", как пояснили - "это значит - разная краска",
цветная, в клетку. И в Велижском уезде юбка была тоже в клетку, но
называлась "спадница рябая", или "сподняк рябый". Такая "рябая" спадница
поступила в музей из Велижского района (д. Балбан, Велижский уезд.
Витебская губерния нач. XX века, СМЗ кп - 27668). Позднее владелицей она
правда, перешита - расшита в поясе. Хорошего качества льняная основа и, не
смотря на то, что использовано всего две "краски", два цвета - синий и
белый - очень красива.
В Велижском районе в сторону Витебщины зафиксированы
спадницы холщовые, набивные. Набивали по-разному, и в горох, и с каймой в
Сураже.
Зимние юбки были шерстяные,
из овечьей шерсти: чисто шерстяные или основа портяная, а уток - шерсть.
Чаше всего тоже "разных красок": в полоску, искру, клетку, "цветиками" или
"в косарь" (диагональную полоску). Были и одноцветные - малиновые, зеленые,
черные... Зимние тоже назывались по-разному: в Оршанском уезде - андараки
("андраки"), а в Веляжском - саяны. Саян из чистой шерсти, богатый
назывался "кирмашовы, т.е. - праздничный.
Иногда спадницы клетчатые,
саяны, андараки дополнительно украшались нашивками-лентами в нижней части,
а край обшивался "щеточкой" (плетеным из шерстяных нитей шнурком).
Из деревни Самсонцы
привезены два андарака (нач. XX в., Оршанский уезд, СМЗ кп-22386, 22387).
Один из них - малинового цвета с мелкой желтой клеткой, второй -коричневый
с белой вертикальной продержкой, 'искрой'. Но оба, к сожалению "испорчены"
перешиты в "юбки с хвостами". А именно: переднее полотнище как у андарака
- прямое, несборенное, а боковые и задние, заужены к верху заложены
мягкими складочками под пояс.
Интересное воспоминание
получено от Голисенковой Елены Яковлевны 1906 года рождения
- из деревни Переволочье (Оршанского уезда). Она помнит, как ее
мама рассказывала, что раньше в этой местности женщины носили
"поневки несшитые" и пела
песню: "Выди, Манечка, надзень панеуку, надзень панеуку, завяжы галоуку."
В комплекс со спадницей,
андараком, саяном входила рубаха: тняная, белая, длинная, с вышивкой
или набором по вороту и оплечью.
Обязательным головным
убором был чепец ('чапец'), туго облегающий голову. Праздничные делались
из фабричных тканей, украшались спереди. Сверху повязывался платок – «хустка».
Платки покупались на ярмарках, привозились отходниками из Риги (батистовые,
ситцевые, шерстяные, шелковые, вязаные, набивные). В Велижском уезде
вместо чепца применялся особым способом повязанный платок, сложенный по
диагонали (длинные концы его соединялись спереди "замочком", а кончики
прятались сбоку-получалось как бы шапочка), и сверху-"хустка". В будни
вместо фабричной хустки использовалось белое холщовое полотнище или
полотнище из ткани для одежды, льняное или шерстяное.
Универсальной обувью
крестьян этих регионов были лапти. В Орюмском уезде: "христатики", "кеверзни"
(редкие) - будничные, "походные" (частые) - праздничные, которые еще и
украшались, раскрашивались. Лапти для зимы плелись в три лыка и
подплетались пенькой. В Велижском уезде - лапти "русские' (носатые, с
острой головкой) и польские (с прямой головкой). Носили лапти с холщовыми
или шерстяными онучами и пеньковыми сборами. На праздник — белые онучи и
черные оборы. А в Ведижском уезде оборы делались и шерстяные, но только
для женщин и только "на кирдмаш" (на праздник). Была и кожаная обувь -
привозная и местного изготовления. Делали и туфли, сапожки разные,
комбинированные, на каблучке, с подковками. Туфли из с.Микулино (Оршанского
уезда 1917г. СМЗкп-22364) исполнил местный мастер Алексей Тихонов.
Так в самых общих чертах
можно представить отдельные предметы женской крестьянской одежды
Оршанского и Велижского типа, имеющих явно выраженный белорусский характер. |