Женский крестьянский костюм Смоленской губернии
кон.XIX- нач.XX в.

Косоклинный сарафан кон.XIX века. Бельский уезд.Адрес выставки:
Смоленск, ул.Б.Советская, 9,
музей "Смоленский лен".
Тел.3-16-11.
Время работы: с 10 до 18 ч.

     Расположенная на перепутье разных в историческом, экономическом и этическом отношениях районов, Смоленщина в этнографическом плане интересный и сложный регион.
     Этнографическое разнообразие Смоленщины ярко выражено в народном костюме и в первую очередь в женском, как в наиболее устойчивой и наиболее сохранившейся форме материальной культуры.
     Смоленский музей располагает большой коллекцией женской крестьянской одежды Смоленской губернии XIX - нач. XX века. В собрании представлена одежда праздничная, повседневная, ритуальная, одежда домашняя и для улицы, а также головные уборы, обувь, украшения.
    Начало смоленской коллекции на рубеже XIX - XX веков положила Мария Клавдиевна Тенишева (1863-1928). К сожалению, революционная обстановка в России вынудила Тенишеву прекратить собирательскую деятельность. Так, предметы крестьянской одежды начали поступать лишь из пяти уездов губернии. часть тенишевской коллекции утрачена. Но значимость уцелевшей ее коллекции в Смоленском собрании велика: это самая “старая”, самая ценная его часть. Позднее смоленское собрание дополнилось предметами крестьянского костюма из коллекций Екатерины Николаевны Клетновой(1868-1937) и Михаила Ивановича Погодина(1884-1969), сборами сотрудников музея.
Прямой сарафан кон.XIX века. Поречский уезд.     Экспедиции по области (с 1967 года) с целью изучения смоленской этнографии и сбора для музея вещественных материалов, а также знакомство с музейными коллекциями одежды дали возможность выявить разные комплексы (виды) крестьянской одежды Смоленщины, установить границы их бытования, систематизировать весь материал, дать этнографическую и художественную характеристику разным видам одежды.
     В связи с относительно небольшой экспозиционной площадью на выставке представлен в основном материал конца XIX начала XX веков. В этот период на Смоленщине бытовало несколько комплексов женской крестьянской одежды. Отметим некоторые.
     В северо-восточной части губернии бытовал костюм с косоклинным сарафаном. (Местные названия его: “сорококлин”, “клинастик”, “сукман”, “ферязь”, “синикин”, “полбумажник”, “китайка”...). Изготавливался такой сарафан из льняной или шерстяной окрашенной домотканины. Спереди два полотнища со срединным швом, который часто декорировался под “распах”. Сзади одно полотнище, из него выкраивалась “спинка”, переходящая в лямки. По бокам сарафан дополнялся несколькими косыми клиньями, которые сильно расширяли его книзу. В это время для косоклинных сарафанов использовалась и фабричная ткань “китайка”. Темно-синий или черный, реже красный цвет сарафанов и белый цвет основы рубах оттенял, усиливал звучание “украс” костюма (вышивки, ткачества, лент, тесьмы, позумента...). Вытянутая по вертикали трапециевидная форма сарафана придавала костюму строгость, стройность (рис. 1).
Юбка-понева кон.XIX века. Ельнинский уезд.     Отличный от косоклинного по материалу, цвету, покрою прямой, “белорусский” сарафан (саян, андарак, “рябый”...), комплекс костюма с которым занимал центральную и западную часть территории Смоленщины. Основой этого вида сарафана были 5-6 полотнищ пестротканой (“пестряди”) льняной или хлопчатобумажной домашнего изготовления ткани (летний вариант) или шерстяной, чаще однотонной, ярко окрашенной - зимний вариант. Два передних полотнища сарафана сосборены высоко на груди, а боковые и задние чуть выше талии под невысокий лиф, переходящий в узкие лямки. Сильно сосборенные прямые полотнища сарафана придают ему колоколообразный вид. Яркий цветной сарафан в сочетании с белой основой рубах и хусток (полотенчатых головных уборов) акцентировал внимание на себе и придавал всему костюму нарядный, праздничный вид (рис.2).
     Комплекс женского крестьянского костюма с поневой имел на Смоленщине в рассматриваемый период уже небольшое распространение - часть юго-восточных уездов. Понева этого периода представлена своим поздним вариантом - юбкой-поневой: четыре домотканых шерстяных чаще темно-синих в крупную клетку, сшитых между собой полотнища, со вставкой спереди (“занавеской”, “колышкой”) из льняного крашеного холста или фабричной ткани. Надевалась такая понева ниже талии, по бедрам. Длинная холщовая рубаха сильно вытягивалась из юбки, образуя большой напуск - “пазуху”. Женщина в таком наряде казалась объемистой, приземистой и, по поверью домовитой. “Звонкий” обклад внизу поневы уравновешивался цветным головным убором, бисерными украшениями(рис.3).
"Парочка" с кофтой "на фантах" нач.XX века. Сычевский уезд.     Эволюционирование крестьянской одежды рубежа XIX - XX веков в Смоленской губернии в разных районах шло крайне неравномерно. Так, в северо-восточных уездах, находящихся в близости к промышленным центрам России, и в которых было развито отходничество, крестьянская традиционная одежда стала заменяться на одежду из фабричных тканей и даже на привозную, городскую. Появляются “платья на проймах”, сарафаны-“шубки” (“долгие и широкие”), сарафаны-“сумары”, кофта-“казак”, кофта “на фантах” (сатиновые, атласные), корсетки, платки “хранцуские”, “париские”...(рис.4).
     Западные же, белорусские районы Смоленщины были в этом отношении более консервативными. Прямой сарафан по сравнению с косоклинным был более удобен, практичен, универсален. И даже когда стало выгодным продавать лен и на вырученные деньги покупать для одежды фабричные ткани, крестьяне этого региона шили из них сарафаны по старым образцам. И такие сарафаны бытовали на Смоленщине долго, еще в 1930-х годах.
     Кроме показа в комплекте разных видов костюма на выставке представлены и отдельно его составные: рубахи, насовки, фартуки, пояса. Экспонированы они плоскостно, так что посетители выставки видят их покрой, ткань основы, ткачество, вышивку. Представлены на выставке и крестьянские головные уборы, обувь, украшения. В эпоху бытования этой крестьянской одежды вводят посетителей фотографии, выполненные М.И. Погодиным на Смоленщине в начале XX в.

Автор выставки Л.Козикова.
Рисунки В.Козиковой