1836 год. Первая русская народная музыкальная драма. Глинка
обозначил жанр, как отечественная героико-трагическая опера. Это
первая русская опера сплошного музыкального развития без разговорных
диалогов. Впервые русский персонаж, крестьянин выступает не как
бытовой, а как героический (не в пример опере Кавоса). Почти вся
опера была написана до слов по собственному сценарию. Либретто
написано бароном фон Розеном, а идею подсказал Жуковский. Сюжет XVII
века. В опере 4 действия и эпилог и интродукция. Сначала Глинка
сделал пятиактную оперу по примеру большой французской оперы, а
потом сделал пятое действие эпилогом. Сначала Глинка предполагал
создать ораторию и поэтому в опере присутствуют ораториальные черты.
Ее обрамляют две грандиозные хоровые сцены, несущие идейную
нагрузку. Они довольно статичны и придают опере ораториальность.
Есть хоры бытовые, связанные с сюжетом: хор крестьян, свадебный хор,
хор гребцов. В основе оперы лежит глубокий конфликт, впервые
выразившийся в музыке интонационно-тематически. Противопоставляются
две музыкальные сферы: русская и польская. Они охарактеризованы
по-разному: русские более глубоко - обобщенные (?) и индивидуальные,
а поляки как единая масса – обобщенно. Поляки через танцевальную
сферу (2 д.): полонез, краковяк, вальс, мазурка. Из них главные –
полонез и мазурка. Поляки охарактеризованы оркестровыми средствами.
Русские охарактеризованы вокальными средствами: каватина, романс,
ария.
Опера развивается по законам драмы, последовательно,
строго, стройно: 1 д. – экспозиция русских, 2 д. – экспозиция
поляков, 3 д. – первое столкновение двух сфер (в избе Сусанина), 4
д. – углубление конфликта, развитие, кульминация, развязка. Эпилог –
идейный вывод. Глинка впервые заложил основы симфонизации оперы.
Через всю оперу проходит развитие двух тем, параллельных друг другу.
Они обрамляют оперу.
1-я тема – “Родина моя”. Она начинает увертюру, затем
интродукцию, потом проходит через всю оперу, видоизменяясь.
2-я тема в законченном виде появляется в эпилоге. Это
“Славься”, она завершает всю оперу. Она постоянно формируется в
опере. Например: ответ Сусанина “Велик и свят нам край родной”.
Здесь она изменена.
Интродукция. Большая хоровая сцена ораториального склада. Декларация
идеи, почти без действия.
1-й раздел: мужской хор. G-dur. Тема “Родина моя”. Запевала,
подхватывает хор. В русском народном духе. Широкая триольная тема.
Диатоника, переменный лад, куплетная форма, очень скупое
сопровождение, почти а каппэлла. Четвертый куплет звучит в g-moll.
Речь о павших в бою: “Всех, кто в смертный бой шел за край родной”.
c-moll. 2-я тема женского хора. Подвижная, по типу хороводной песни.
Контрастна первой теме. Затем, во втором разделе, обе темы
соединяются и образуется контрастная полифония. .
3 раздел – грандиозная фуга. Тема фуги соединяется сначала с
интонациями мужского хора, а потом женского, получается синтез
соединения.![[Мария Матвеевна Степанова в парти Антониды. Портрет работы неизвестного художника.]](69-1.jpg)
1-е действие. Экспозиция русской сферы. Начинается с
характеристики Антониды. Каватина и рондо. Каватина медленная,
лирическая. F-moll. Рондо подвижное, игривое, кокетливое. As-dur.
Каватина начинается с соло кларнета. Мелодия близка лирической
протяжной песне: потом в голосе “Ах ты поле”. В словах то, что
свойственно русской поэзии - обращение к природе. Скучает о Богдане
Собинине, ждет его.
Рондо. Выражает надежду на скорую встречу с женихом.
Рефрен измененный, подвижный. Эпизоды ему не контрастны. Игривая,
изящная девушка.
В ответ на это (на рондо, на надежды Антониды) звучит
речитатив Сусанина: “Что гадать о свадьбе? Горю нет конца”. Он очень
важен (не Сусанин, а речитатив). Это народная песня лужского
извозчика. Это первая из двух цитат в опере. Каждая из них
появляется в очень важный момент. Здесь – первое появление Сусанина,
вторая цитата – в кульминации драмы.
Далее “Хор гребцов”. “Хороша у нас река”. Начинается а
каппэлла. Лирическая, протяжная. Переменный лад, диатоника. Вся
сцена в сонатной форме. На лодке приехал Собинин.
Трио Собинина, Антониды и Сусанина. Лирический момент в
действии. B-moll. Проникновенная, романсового склада, мелодия.
Начинает Собинин, потом присоединяется Антонида, затем Сусанин. Поют
одну тему каноном: “Не томи, родимый, не круши меня”.
Финал первого действия. Выражает решимость воинов
встать на войну с врагом. Запевает Собинин, потом подхватывает хор.
B-dur. Героический характер. Это – тема Собинина.
2-е действие. Экспозиция польской сферы.
Блестящая польская сюита. Полонез, краковяк, вальс и мазурка.
Полонез и мазурка с хором. Остальные номера чисто оркестровые.
Действие происходит в замке польского короля. Бал. Здесь проявилось
в полном блеске оркестровое мастерство Глинки. Оркестр красочный,
легкий, прозрачный. Много сольных тембров. Особое значение в опере
имеет полонез и мазурка для характеристики поляков. Остальные танцы
не повторяются.
Полонез. D-dur. Праздничный, торжественный.
Сложная трехчастная форма. Вступает хор. Средняя часть более мягкая
– женский хор. Есть реприза.
Краковяк. G-dur. Блестящий. Характерные синкопы.
Рондообразная форма. Много солирующих тембров. Эпизод скрипок
стаккато в e-moll. Эпизод банда (для справки: банда – медный духовой
оркестр, используемый в некоторых операх по ходу действия для
выступления на сцене или за сценой; иногда вводится также в
симфонический оркестр как добавочный ансамбль (во время исполнения
обычно располагается на хорах)) в G-dur. Есть эпизод с солирующим
кларнетом – B-dur. Эпизод флейты – D-dur. Все это заканчивается
стремительной блестящей кодой в G-dur.
Вальс. Чисто инструментальный номер.
Рондообразная форма. Много солирующих тембров. A-dur. Вальс с
польской окраской – с синкопами на вторую долю (в стиле мазурки).
2-я тема у валторн в D-dur.
Мазурка и финал. В финале в конце вступает хор.
Вестник говорит о поражении. Мазурка в Es-dur. Звучат скрипки.
3-е действие. В нем происходит завязка драмы –
первое столкновение, конфликт. Все действие делится на 2 половины.
Они контрастны друг другу. Первая половина - это подготовка к
свадьбе, музыка полна гармонии. Вторая половина – драматическая,
приход поляков и сцена Сусанина с поляками.
Есть оркестровый антракт между 2-м и 3-м действием.
Антракт перекидывает арку ко второй половине действия. Грозные
аккорды, затем тема романса Антониды: “Не о том скорблю,
подруженьки”. Затем, в конце антракта, аккорды отчаяния Антониды.
Начало действия. Начинается с “Песни Вани” - контральто
(самый низкий женский голос). Песня перерастает в дуэт с Сусаниным.
Песня в народном стиле, E-dur, с нечетным количеством предложений.
Куплетная форма. Во втором куплете присоединяется Сусанин. “Как мать
убили у малого птенца”. Образуется сцена. Второй раздел дуэта –
Allegro. Начинает Сусанин. Начиная отсюда, в музыке притворяются
интонации темы “Родина моя”. Здесь она видоизменяется. “Ночью пришел
к нам Минин с войсками”. Ваня тоже хочет присоединиться к дружине,
но он еще мал. Следующая тема – Сусанин (3-й раздел), Grave: “Ты,
сынок мой, в бой пойдешь, только малость подрастешь”. Es-dur. Это –
измененная тема “Родина моя”. Потом к Сусанину присоединяется и Ваня
на той же теме. Четвертый раздел дуэта. Заключительный раздел.
Быстрый. Начинает Ваня: “Ты в семью взял птенца чуть живого”.
Танцевальный характер. Потом становится более героический.
“Хор крестьян”. A-dur. В начале E-dur. Пасторальная
тема у скрипок с трелями. Свободная
имитация голосов во вступлении. Построен хор довольно сложно, в
сонатной форме. |
Далее заключительная сцена первой половины 3-го
действия “Квартет”. Квартет Сусанина, Вани, Антониды и Собинина.
Состоит из нескольких разделов:
1-й раздел. D-dur. Речитативный характер. Начинает Сусанин:
“Милые дети, будь между вами мир и любовь”. В этом разделе
растворены интонации “Родина моя”. Например: “В доме новом ты
сестрица” (Ваня).
2-й раздел. Основной раздел. Начинает Собинин.
Он обращается к Антониде: “Не розан сверкает росой”. Ответ у Вани:
“Голубка моя слетает с родного гнезда”. Потом присоединяется
Антонида и Сусанин. Партии не контрастны.
3-й раздел. Молитвенный, обращение к Богу. Хоральный склад.
G-dur. “Боже, счастья семье пошли”.
4-й раздел. Заключительный раздел. Танцевальный характер. “Время
гостей встречать”. D-moll. Сначала поет Собинин. Потом все
присоединяются. В развитии есть интонации “Родина моя”.
2-я половина 3-го действия. №13. Сцена и хор. Это
единая сцена сквозного развития. Тема семейного счастья в оркестре
унисон. G-dur. Спокойная тема. Двухдольный размер. На ее фоне звучат
реплики – речитативы действующих лиц. Постепенно в музыке происходят
изменения. Впервые в опере с помощью музыки создается мрачная
атмосфера. Тема в d-moll, а потом поворот в бемольные тональности.
Затем идет прерванная каденция и переход в Es-dur. Интонации и ритм
полонеза. Поляков еще нет. Ваня говорит: “Я слышу конский топот”.
При появлении польской темы двухдольный размер сменяется
трехдольным. В музыке нарастает беспокойство и пробивается ритм
полонеза. Наконец, входят поляки и полностью в Es-dur звучит
полонез. Хор поляков: “Эй, кто тут? Чей здесь дом?”. При ответах
Сусанина опять двухдольный размер и тема семейного счастья с
судорожным аккомпанементом в оркестре. Сусанин прикидывается глупым
стариком. Отвечает уклончиво. Все реплики поляков основаны на
полонезе и на трехдольном размере. Поляки заставляют его вести их в
Москву. Первый ответ Сусанина – первый вариант заключительного хора
“Славься” в Des-dur на 6\4, медленный темп, измененная интонация:
“Велик и свят наш край родной”. После этого вся партия поляков
основана на ритме мазурки. Конфликт двухдольного и трехдольного
размера. Второй ответ Сусанина – опять двухдольный размер, “Родина
моя” в чистом виде: “Страха не страшусь, смерти не боюсь”.F-dur, а в
интродукции был G-dur. Они думают, что с ним делать. Возникает
наслоение 4\4 на 3\4. У Сусанина 4\4: “Боже, дай силы мне”. Прямой
конфликт. Поляки решили подкупить Сусанина, и он якобы соглашается.
Полонез сменяет мазурка.
Далее ариозо Сусанина – прощание с дочерью: “Ты не
кручинься, дитятко мое”. B-moll. Романсовый склад, напоминает трио
“Не томи, родимый”. Далее Сусанин говорит Ване, чтобы он сообщил
русским о поляках. Сусанин уходит с поляками.
Далее резкий контраст. Девушки приходят в дом к
Антониде и Собинину, чтобы поздравит их. Свадебный хор:
“Разливалися, разгулялися воды вешние”. C-dur. 5\4. Русский стиль.
Переменный лад, диатоника. В конце замечают, что Антонида плачет.
Ответ Антониды – романс с хором: “Не о том скорблю я”.
G-moll (а там был e-moll). Припев у хора девушек: “Слезы льешь ты
рекой”. Это – тема раннего романса Глинки “Не осенний частый
дождичек”.
Финал действия. Заходит Собинин. В оркестре в fis-moll
звучит беспокойная тема, которая является Г.П. увертюры к опере.
Собинин собирает отряд на поиски Сусанина.
4-е действие. Антракт. Важен оркестровый номер. Глинка строит
антракты на второй половине действия, т.е. объединяет антракт со
следующим действием. Первая тема в антракте – тема леса у струнных в
c-moll. 2-я тема – тема кульминации драмы. Наслоение двух тем: в
басах вариант народной песни “Вниз по матушке, по Волге”, она звучит
в момент ответа Сусанина полякам. В кульминации эта тема будет в
g-moll. В репризе возвращается тема леса. В действии 3 картины:
1-я картина – Собинин с отрядом в лесу.![[Эскиз декорации Iд. оперы "Иван Сусанин" работы Ф.Федоровского.1940г.]](150-2.jpg)
2-я картина – Сцена Вани у ворот монастыря. Маленькое
оркестровое вступление. Хоральная тема монастыря. C-moll. После нее
контрастна взволнованная музыка – бежит Ваня. Речитатив Вани:
“Бедный конь в поле там”. Ваня стучит в ворота.
“Песня Вани”. Ах, беда, беда, сиротинке мне”. B-dur.
Певучая, русского склада. Это – первая часть арии. Между двумя
частями арии хоровой эпизод. 2-я часть – быстрая часть арии. F-dur.
Интонация сексты вверх напоминает “Родина моя”. Бравурная,
виртуозный характер.
3-я картина. Сцена в лесу”. Измученные поляки бредут по
заснеженному лесу. Тема мазурки искажена. Появляются секундовые
интонации. Впереди идет Сусанин. Они разводят огонь и ложатся
отдыхать. Звучит ария Сусанина. Здесь дана центральная
характеристика Сусанина. Она благородная, трагическая и героическая.
Трехчастная форма со вступлением. Вступление – цепь аккордов.
Речитатив. Распевный, чисто Глинкинский: “Чуют правду, смерть
близка”.
Ария. d-moll. Проста. Соединяются черты русского
романса и песни: “Ты взойдешь, моя заря”. Реприза более трагическая,
на органном пункте, который придает траурность. Кода. Драматизм
прорывается наружу. Звучит тремоло у струнных в басах: “Мой час
настал, мой смертный час”. После арии звучит речитативная сцена. Это
– воспоминания Сусанина. Здесь собраны темы из других частей оперы:
1-я
тема из квартета 3-го действия. D-moll, кларнет. “Давно ли с семьей
я тешился счастьем”.
2-я тема. Последняя тема из квартета 3-го действия. Она здесь
искажается.
3-я тема. Тема Антониды из рондо Антониды. Здесь она в C-dur.
“Детище мое, Антонидушка”.
4-я тема. Тема семейного счастья, но в миноре – a-moll.
5-я тема. Тема Собинина.
6-я тема. Тема речитатива Собинина: “А тебе, наш Богданушка, завещаю
я доченьку”.
7-я тема. Тема песни Вани.
8-я тема. Сусанин прощается.
9-я тема. Обращение Сусанина к ночи: “Ах ты, бурная ночь, ты меня
истомила”. Разыгрывается метель.
Фуга. Бурная, метель. Вверху у флейты звучит тема рондо
Антониды. Поляки просыпаются. Они спрашивают Сусанина, куда он их
завел.
Ответ Сусанина. G-moll. В басах у виолончелей и
контрабасов звучит тема “Вдоль по матушке, по Волге”. В это время в
голосе появляется 2-я часть речитатива Сусанина “Что гадать о
свадьбе?”. Накладываются 2 народные цитаты, которые являются
единственными в опере цитатами.![[Эскиз декорации для III действия оперы "Иван Сусанин" работы А.Роллера"]](68.jpg)
На ритме мазурки поляки опять спрашивают Сусанина, куда
он их завел. Не слушая их, Сусанин молится: “Встает моя заря”. Этот
романтический момент обращения к природе имеет связь с интонациями
арии, но они изменены.
Поляки опять спрашивают Сусанина. Опять идет наслоение
тех же двух тем. Сусанин отвечает: “Туда я вас завел, куда и серый
волк не забегал, куда и черный вран костей не заносил”.
Эпилог. Антракт опять играет важную роль. Здесь проносятся
ритмы мазурки, а далее в увеличении звучит тема в C-dur “Родина
моя”. Далее тема, которая была в средней части интродукции – эта же
“Родина моя”, но в траурном варианте. Постепенное просветление и
переход в эпилог.
Эпилог. Большая ораториальная сцена. Огромное
трехчастное построение. В средней части тема Вани. Основная тема у
хора - “Славься, Русь моя”. Грандиозная тема. Одна из лучших русских
патриотических тем в русской музыке. Она сочетает в себе черты
марша, гимна и канта. Хоровой состав усилен – 3 хора + колокола в
репризе. В середине небольшая сцена – тема, которая была во
вступлении к увертюре: “Ах не мне, бедному, ветру буйному, довелось
принять вздох его”. E-moll. Романсовый склад. |