ИЗГОТОВЛЕНИЕ МОДЕЛИ
"Девичий костюм южно-великорусского региона Смоленской губернии
Ельнинского уезда. XIX в." 2007 г.


Автор Козикова В.А.
член Союза художников РФ,
преподаватель Детской художественной школы
им.М.К.Тенишевой.

Родилась в Смоленске в 1962 году.

Занималась искусством под руководством своего отца - А.И.Козикова, посещала уроки смоленского художника А.И.Попова.

В 1986 году закончила художественно-графический факультет СГПИ.

Диплом - серия графических работ "Искусство" (руководитель - В.Е.Самарина).

С 1985 года участница выставок. Работает в графических техниках (акварель, гуашь, пастель). Основной жанр-натюрморт, пейзаж, портрет.

Член Союза художников России. Преподает в детской художественной школе.

Вера Козикова в своем творчестве продолжает традиции русской импрессионистической школы, часто работает на натуре. Ее работы отличает тонкая цветовая гармония. В своем творчестве художница стремиться передать красоту мира и человека.

ВВЕДЕНИЕ

 
Рис.1

Смоленщина – одна из древнейших территорий России. По ней проходили жизненно важные пути древних времен. история свидетельствует о высоком уровне развития народов, обитавших здесь.

В этнографическом плане Смоленщина представляла культуру двух основных этнических групп: северных и южных великорусов (северно-восточная часть губернии) и белорусов (юго-западная часть).

Рис.2

Специфика этнографической культуры этих этнических групп убедительно выражена в традиционном народном костюме, и особенно в женском, как в наиболее сохранившейся форме материальной культуры.

Для определения комплексов народных костюмов разных этнических групп  традиционно применяется верхняя одежда – сарафан, юбка, понева, …

Но главным предметом крестьянского костюма являлась рубаха, которая использовалась не только в комплекте с другими предметами одежды, но и как самостоятельная одежда.

В северо-восточной, великоруской части Смоленской губернии бытовал комплекс женского крестьянского костюма с косоклинным сарафаном (рис.1). Силуэт косоклинного сарафана – трапециевидный. Кроме основных двух полотнищ спереди и одного сзади обязательно наличие нескольких боковых клиньев. Изготавливались сарафаны из домотканины, из льняных и шерстяных нитей.

Однотонные по цвету (темно-синие, черные, редко-красные) косоклинные сарафаны украшались нашивками ( лентами, тесьмой, позументом, шнурами).

Рис.3

Расположение украшений – традиционно: подол, лямки, проймы и передний шов.

На юго-востоке губернии бытовал характерный для южных великорусских регионов комплекс с понёвой (рис.2).

Рис.4

Понёва – древнейшая женская одежда, ведущая свое происхождение от набедренной повязки.

В позднее время понёва – строго женская одежда, ее надевала невеста после свадьбы.

Девицы региона поневного комплекса носили длинные рубахи, украшенные по оплечью и подолу (рис.ххх). Поверх рубах они надевали «занавески» (фартуки), состоящие из одного холщевого полотнища перегнутого на плечах. По бокам передние и задние полотнища сшиты до пройм. Заднее полотнище по центру разрезано до предплечья. Праздничные девичьи занавески ярко украшались ткачеством, вышивкой, лентами, аппликациями, кружевами и бахромой.

Основными определяющими комплексами женской одежды белоруской Смоленщины были юбки-андараки (рис.3) и прямые сарафаны (рис.4).

 

Изготовление комплекса девичьего костюма Ельнинского уезда
Смоленской губернии XIX в.

 

1. Приготовьте материалы.

- льняная ткань;
- тесьма;
- ленты красного, синего, голубого цветов;
- косая бейка красного цвета;
- ситец с мелким рисунком;
- ситец красный;
- нитки для бахромы красного и синего цвета.

2. Перенесите контуры с выкройки на ткань. Вырежьте все детали
с припуском на швы 1 см.

 

3. Изготовление  Рубахи.


1. Косой бейкой обрабатываем горловину.

2. Верхняя часть рукава оформляется
аналогичным образом.
3. Нижняя часть рукава созбаривается на расстоянии 1,5 см. от края. Сборка декорируется лентой.
К нижнему срезу пришивается кружево.
4. Все части рубахи сшиваются вместе.
5. Делаем на переде рубахи разрез, обрабатываем его.
Призбариваем горловину и декорируем ее косой бейкой. Пришиваем узкие тесемки в качестве завязок.

6. Оформляем низ рубахи –
пришиваем тесьму.
7. Рубаха готова. Внешний вид рубахи спереди и сзади.
 

4. Изготовление  Занавески.

 

1. Для украшения поликов используем тесьму и ленту, располагая их в определенном ритме.
К рукаву более насыщенно.

2. По плечевым швам делаем небольшие
надрезы (1 см.) , подворачиваем пройму и
прострачиваем
3. Делаем разрез на спинке занавески, срезы подворачиваем и прострачиваем.
Уголок декорируем вышивкой.

4. Для украшения занавески делаем
из красного ситца ромбы,
края которых
заутюживаем на изнанку.

5. Перед занавески украшаем ситцевыми полосами, лентами и аппликациями из ромбов.

6. По бокам переднее и заднее полотнище сшиваем до пройм.
Завершающий этап – низ занавески украшается красной и синей бахромой.

7. Вид комплекса девичьего костюма Ельнинского уезда Смоленской губернии XIX века спереди.

7. Вид комплекса девичьего костюма Ельнинского уезда Смоленской губернии XIX века сзади.

Flash-ролик готового комплекса девичьего костюма

2007 © ГОУ СПО Смоленский промышленно-экономический колледж