Автор Козикова В.А.
член Союза художников РФ,
преподаватель Детской художественной школы
им.М.К.Тенишевой. |
Родилась в Смоленске в 1962 году.
Занималась искусством под руководством
своего отца - А.И.Козикова, посещала уроки смоленского
художника А.И.Попова.
В 1986 году закончила
художественно-графический факультет СГПИ.
Диплом - серия графических работ
"Искусство" (руководитель -
В.Е.Самарина).
С 1985 года участница выставок. Работает
в графических техниках (акварель, гуашь, пастель). Основной
жанр-натюрморт, пейзаж, портрет.
Член Союза художников России. Преподает
в детской художественной школе.
Вера Козикова в своем творчестве
продолжает традиции русской импрессионистической школы,
часто работает на натуре. Ее работы отличает тонкая цветовая
гармония. В своем творчестве
художница стремиться передать красоту мира и человека.
|
|
Рис.1 |
Смоленщина – одна из древнейших территорий России. По ней
проходили жизненно важные пути древних времен. история
свидетельствует о высоком уровне развития народов, обитавших
здесь.
В этнографическом плане Смоленщина представляла
культуру двух основных этнических групп: северных и южных
великорусов (северно-восточная часть губернии) и белорусов
(юго-западная часть).
|
Рис.2 |
Специфика этнографической культуры
этих этнических групп убедительно выражена в традиционном
народном костюме, и особенно в женском, как в наиболее
сохранившейся форме материальной культуры.
Для определения комплексов народных костюмов разных
этнических групп традиционно применяется верхняя одежда –
сарафан, юбка, понева, …
Но главным предметом крестьянского костюма являлась рубаха,
которая использовалась не только в комплекте с другими
предметами одежды, но и как самостоятельная одежда.
В северо-восточной, великоруской части Смоленской губернии
бытовал комплекс женского крестьянского костюма с
косоклинным сарафаном (рис.1). Силуэт косоклинного сарафана
– трапециевидный. Кроме основных двух полотнищ спереди и
одного сзади обязательно наличие нескольких боковых клиньев.
Изготавливались сарафаны из домотканины, из льняных и
шерстяных нитей.
Однотонные по цвету (темно-синие, черные,
редко-красные) косоклинные сарафаны украшались нашивками (
лентами, тесьмой, позументом, шнурами).
|
Рис.3 |
Расположение
украшений – традиционно: подол, лямки, проймы и передний
шов.
На юго-востоке губернии бытовал характерный для южных
великорусских регионов комплекс с понёвой (рис.2).
|
Рис.4 |
Понёва –
древнейшая женская одежда, ведущая свое происхождение от
набедренной повязки.
В позднее время понёва – строго женская
одежда, ее надевала невеста после свадьбы.
Девицы региона поневного комплекса носили длинные рубахи,
украшенные по оплечью и подолу (рис.ххх). Поверх рубах они
надевали «занавески» (фартуки), состоящие из одного
холщевого полотнища перегнутого на плечах. По бокам передние
и задние полотнища сшиты до пройм. Заднее полотнище по
центру разрезано до предплечья. Праздничные девичьи
занавески ярко украшались ткачеством, вышивкой, лентами,
аппликациями, кружевами и бахромой.
Основными определяющими комплексами женской одежды
белоруской Смоленщины были юбки-андараки (рис.3) и прямые
сарафаны (рис.4).
Изготовление комплекса
девичьего костюма Ельнинского уезда
Смоленской губернии XIX в.
|
|
1. Приготовьте
материалы. |
- льняная ткань;
- тесьма;
- ленты красного, синего, голубого цветов;
- косая бейка красного цвета;
- ситец с мелким рисунком;
- ситец красный;
- нитки для бахромы красного и синего цвета.
2. Перенесите контуры с
выкройки на ткань. Вырежьте все детали
с припуском на швы 1
см. |
1. Косой
бейкой обрабатываем горловину. |
2. Верхняя
часть рукава оформляется
аналогичным образом. |
|
|
3. Нижняя
часть рукава созбаривается на расстоянии 1,5 см. от
края. Сборка декорируется лентой.
К нижнему срезу
пришивается кружево. |
|
|
4. Все части
рубахи сшиваются вместе. |
|
|
5. Делаем на
переде рубахи разрез, обрабатываем его.
Призбариваем
горловину и декорируем ее косой бейкой. Пришиваем
узкие тесемки в качестве завязок. |
6. Оформляем
низ рубахи –
пришиваем тесьму. |
|
|
7. Рубаха
готова. Внешний вид рубахи спереди и сзади. |
|
|
4. Изготовление
Занавески. |
|
1. Для украшения поликов
используем тесьму и ленту, располагая их в
определенном ритме.
К рукаву более насыщенно. |
2. По
плечевым швам делаем небольшие
надрезы (1 см.) ,
подворачиваем пройму и
прострачиваем |
|
|
3. Делаем
разрез на спинке занавески, срезы подворачиваем и
прострачиваем.
Уголок декорируем вышивкой. |
4. Для украшения занавески
делаем
из красного ситца ромбы,
края которых
заутюживаем на изнанку. |
5. Перед занавески украшаем
ситцевыми полосами, лентами и аппликациями из
ромбов. |
6. По бокам
переднее и заднее полотнище сшиваем до пройм.
Завершающий этап – низ занавески украшается красной
и синей бахромой. |
7. Вид комплекса девичьего костюма
Ельнинского уезда Смоленской губернии
XIX
века спереди. |
7. Вид комплекса девичьего
костюма Ельнинского уезда Смоленской
губернии XIX
века сзади. |
|
|