Смоленский Кафедральный                    собор.

 

Смоленский Успенский кафедральный собор принадлежит к числу наиболее величественных и знаменитых храмов нашего Отечества. Начало истории собора связано с именем Владимира Мономаха. В 1101г. он закладывает каменный Успенский собор в Смоленске. В Ипатьевской летописи под 1101гл. сообщается, что “в се же лето Владимир заложил церковь в Смоленске, святое Богородице камяну епискупьюономах начал строить в Смоленске не кафедральный, а большой городской собор; это был единственный каменный храм, обслуживающий культурные нужды стольного города. Под 1150г. отмечено освещение Успенского собора. В трагедию падения Смоленска и его захвата Сигизмундом III 3 июня 1611г. входит и разрушение собора по предположению, взорванного собравшимися в нём горожанами, которые предпочли смерть позорному плену. На гравюре В. Гондиуса 1634 – 1636г.г. вид собора передаёт некоторые реальные черты. В польских источниках говорится, что собор был “огромен” и “красив”, что вообще весь комплекс архиерейского дома был “прекрасно выстроен”.

 

Новый храм был заложен на месте прежнего. Первым строителем был каменных дел подмастерье Алексей Корольков. Собор строился и перестраивался в течение почти 100 лет при епископе Дорофее и Преосвященном Парфении в 1772 году. Автором проекта был архитектор Антон Иванович Шендель. По композиции Смоленский Успенский собор повторяет многие русские храмы крестовокупольный, кубический с трёхчастной апсидой. В декоративном убранстве сочетаются элементы древнерусского зодчества и стиля барокко середины XYIII века. При Преосвященном Парфирии архитектором Н. И. Слепцовым была построена в стиле ампир ведущая к собору парадная лестница. Иконостас Успенского Собора занимает особое место среди иконостасов русских соборов 16 – 18 веков. Во-первых, это классический древнерусский пятиярусный иконостас, основы которого были заложены святым Андреем Рублёвым, во-вторых, это типичный бароский иконостас 18 века с присущими ему особенностями, в-третьих, это иконостас, выполненный украинскими мастерами, и источники его схемы и иконографии надо искать в украинской традиции.

 

Житие и Успение Божьей Матери устанавливалось по церковному преданию. Апокрифические сведения об Успении были хорошо известны на Руси, согласно им строилась иконография Успения. Наиболее распространены среди этих апокрифов были “Слово Иоанна Богослова на Успение Божьей Матери архиепископа Солунского”, а также “Житиё Пресвятой Богородицы Епифания, иеромонаха обители Калистратовы”. Согласно этим сведениям не только душа, но и тело Богоматери было принято в “небесную славу”. Перед Успением апостолы, кроме Фомы, собрались к Богоматери. Когда через три дня по кончине Богоматери прибыл Фома и пожелал встретиться с её телом, в гробу его не оказалось, а были только пелёны. Свидетелем вознесения Богородицы по некоторым апокрифам становится Фома: Божья матерь оставила ему пояс, которым опоясали её апостолы в гробу.

 

Великолепный пятиярусный иконостас собора выполнен в 1730-40-е годы украинскими резчиками С. Трушцким с помощником П. Дурницким, Ф. Олицким и С. Яковлевым. Иконы (позже появившиеся) написаны, вероятно, теми же мастерами. Основная идея иконостаса – торжественность Она проявляется в соотношении пропорций и ясно выраженной центральной композицией. Динамичность, столь свойственная бароской архитектуре, духом которой проникнут весь иконостас, является существенной чертой его композиции. Иконы иконостаса разделены изукрашенными колонками, увитыми виноградной лозой, листьями дуба, аканта и клёна, цветами подсолнуха. Аналогии можно найти в иконостасах Стеренского предела Софийского собора в Киеве, а также иконостас соборной церкви Киевского Выдубецкого монастыря.

 

Иконостас Смоленского Успенского собора имеет ряд характерных особенностей, присущих именно украинскому иконостасу. Иконы иконостаса написаны в смешанной технике: темперными и масляными красками. В 18 веке происходит резкая секуляризация искусства, быта, жизни в России. Поэтому мир чувственный, более низкий, проникает в живопись. Для Смоленского иконостаса характерно проникновение западных изводов в православную иконографию. Это и изображение Богородицы в виде жизнерадостной Мадонны, и Благовещение в апостольском ряду и “Коронование Марии” в праздничном ряду напоминают произведения Микеланджело и Рембрандта.

 

 

Иконостас Смоленского Успенского Собора типичен для живописной традиции второй половины 18 века, когда рационалистическая струя всё более проникает в сознание и надолго стирает грань между православием и инославным искусством, а живописное направление в иконописи всё более приобретает доминирующее значение.

 

Смоленский иконостас находится на стыке двух традиций – классической древнерусской и барочной украинской, и в связи с этим представляет ещё больший интерес как явление своего времени.

Как памятник высокого мужества и героизма смолян, верности Смоленска Российскому государству и Православию, возвышается Успенский Собор над городом, придавая ему неповторимый колорит.