Поиск |
Введите
параметры поиска:
|
|
В следующей строфе — опять резкий переход к большому обобщению («И в
мире тысяча путей» и т. д.). Здесь один из ключевых образов поэмы и
всего Твардов¬ского — и здесь впервые главный герой назван по имени
и по фамилии, выделен из безымянного потока. И после этого — новый
скачок масштаба, переход к более близ¬кой конкретности, бытовой,
зримой, как в описании перевоза, но сконцентрированной на главном
персонаже. Но и тут сначала не он сам непосредственно описывается, а
его дорожное снаряжение, то, что ему заменяет дом, что едет с ним. И
мы видим, как «бредет в оглоблях серый конь» (дальше в поэме мы
узнаем еще, что он «копейчатый») «Под расписной дугой, // И крепко
стянута супонь // Хозяйскою рукой». Обычной для Твардовского
системой косвенных «метонимических» дета¬лей мы узнаем первую черту
нашего героя — он заботливый хозяин. А конь — это ведь второй герой
поэмы, единственный, кроме самого Моргунка, кто проходит всю ее
дорогу. И другие черты: опрятный («умытый в бане, наряжен»),
сознающий значительность своего путешествия. И два последовательных
поведенческих сравнения: первое — «как будто в город, на базар» и
второе— усиливающее первое — «как будто в гости едет он // К родне
на пироги». Оба сравнения отражают и две формы крестьянского
нормального быта, содержат и смутный намек на будущие встречи
Моргунка (такие и совсем не такие) и некоторый контраст с теми
действительными трудностями и действительной длительностью его пути,
в котором быстро порыжеет его пиджак. Следующая строфа вновь
возвращает к образу самой дороги, бегущим столбам, и впервые
упоминается, что оставлено: двор далеко за спиной, родная хата, не
видать уже ни крыши, ни трубы. И после паузы, акцентированной
многоточием, заключительная строфа главы-увертюры, — опять деталь
сопутствующего пейзажа, аккомпанирующая, настроенческая: «По ветру
тянется дымок // Ольхового куста». И за ней — с еще одним резким
пере¬ходом — заключительные две строчки главы, где впервые дана
прямая речь Моргунка: «Прощайте, — машет Моргунок, — // Отцовские
места». Слова одним штрихом вскрывают и сдержанную боль прощания, и
решимость ее преодолеть. В одном из первоначальных набросков эта
сцена была усилена тяжелой сценой прощания с собакой, увязавшейся за
хозяином. Но Твардовский убрал ее, решил сделать первую главу
сдержаннее, лаконичнее и вместе с тем более многосоставной.
В первой главе сразу же твердо выявляется и господствующая интонация
всей поэмы. Дальше она будет сплетаться, оркестроваться с другими,
но останется господствующей. Дневниковая запись, сдержанно
взволнованная, неторопливая, но местами с более учащенным дыханием;
типично разговорная, с тире и многоточиями, с назывными
предложениями — и одновременно очень певучая. Но автор дневника еще
большей частью остается за сценой. Вновь возникает принцип
движущегося настоящего, который мы видели уже в «Гостеприимстве», но
теперь удивительно обогащенный совмещением разных масштабов
конкретности описания и мастерством то скрытого, то более явного
мелодического начала, причем оно в основном общей схемой движения
ритма и системой параллелизмов и меньше — набором звуковых конторок.
Намечается в первой главе и общий основной композиционный принцип
поэмы. Чередование кусков с непосредственным действием персонажа или
встречных ему людей, и кусков, описывающих самый путь, попутные
картины пейзажа, быта и более отдаленные ассоциации. В
последовательное движение вкраплены более детальные
поведенческо-психологические наблюдения. И сразу же подчеркнута
населенность дороги другими людьми, которые также имеют свои пути.
Таким образом, выступает и слитный образ самой дороги, ее
множественности и целостности.
Следующие главы поэмы чередуются по тому же принципу — более
динамические с более определенным фабульным действием и более
«описательно-настроенческие», иногда с лирическими отступлениями
самого героя и дополнительными рассказами или высказывания¬ми
встречных персонажей. Внутри отдельных глав намечается аналогичное
чередование, но обычно более сложное, чем в первой главе.
Чередование идет со своеобразным, спиральным нарастанием неизбежного
краха иллюзий Моргунка и реальной необходимости выбора, решения.
Конец все же сохраняет элемент незаконченности, недосказанности.
Поэма начинается дорогой и кончается дорогой. Но в пределах этого
незавершенного путешествия имеется четкая структура. В этой
структуре есть аналогии со структурами сказочных путешествий, но
имеете с тем это — структура четкого, реалистического познания, с
серией случайных но вместе с тем художественно обусловленных
эпизодов, нанизанных на основной сюжетный стержень. С четкой
мотивацией поступков, поведений; случайность встреч усиливает
впечатление естественности потока жизни, событий. И все привязано к
определенному, совсем не сказочному, как бы задокументированному
хронотопу, месту времени и совсем не сказочным бытовым персонажам.
Точнее говорить не о сказочных элементах поэмы, а о ситуациях,
заостренных до анекдотичности, о слиянии гротеска, квазиочерковой
повествовательной и описательной точности, анекдота и
психологически-бытовой повести.
Изображение колхозного благополучия сосредоточено в последних трех
главах поэмы, сделано по принципу изображения будущего в настоящем,
идеального в по¬вседневной реальности. И здесь опять неожиданная
перекличка с «Торжеством земледелия» Заболоцкого. Но Заболоцкий
забегает очень далеко вперед, а современные фигуры у него
подчеркнуто условно-символические. Твардовский, в соответствии со
своей поэтикой, пытается изобразить лучшее будущее самого бегущего
дня в этом же бегущем дне. Забегая вперед, Твардовский все время
сохраняет границу реально возможного. Изображает то, что было или
могло бы быть, хотя оставалось за сценой и другое, что также было.
Внутренний сюжет неотделим от внешнего, движется вместе с ним, но не
строго с ним совпадает, и в его движении роль особых узловых
моментов играют отдельные афористические формулировки. Путником
этого пути является Народное Сознание, а конкретное путешествие
Моргунка в его видимом хронотопе выступает как метафора-символ (но
не аллегория). Пути, Переправы, Перепутья. И движение в пространстве
выступает как реализация движения во времени, трудностей этого
движения. Характерно сочетание множественности персонажей и
выделенности главного героя. У Твардовского система путей — всегда
система путников. Но в этой поэме его пути впервые становятся такими
густонаселенными, а путники, даже эпизодические, впервые получают
такие конкретные при¬меты. Твардовский умеет самых мимоходных
персонажей обозначить каким-то неповторимым поведенческим или
языковым штрихом. Например, встреченного предсельсовета — одной его
фразой: «Ну что ж, понятно в целом». Это голоса с многообразными
интонациями, часто — певучие; разговор местами нечувствительно
переходит в нечто песенное, как в диалоге-дуэте Моргунка с
другом-сватом в главе третьей, или в женской песне в конце главы
четырнадцатой. Иногда — это голос героя, разговаривающего с собой;
или даже и сам авторский голос; изредка своеобразное слияние этого
голоса с голосом героя, как в гимне-обращении к Земле в главе
четвертой. Своеобразными персонажами являются и бессловесные
существа. Например, любимый конь, который путешествует со своим
хозяином. Тут — отражение особой роли лошади в крестьянском
хозяйстве и сознании. Вспомним стихи «о коне» раннего Твардовского.
Но при всем мастерстве изображения всех этих многочисленных путников
их приметы скорее выражают некоторую бытовую или социальную
общность, чем неповторимую индивидуальность. Имеются и подчеркнуто
собирательные персонажи, продолжающие собирательные образы ранних
поэм и ряда стихотворений. Например, весь цыганский колхоз. Или тот
народ, который бочком стоял на пароме. Или даже базарная площадь:
Площадь залита народом,
Площадь ходит хороводом,
Площадь до краев полна,
Площадь пляшет, как волна.
Опять перекличка и контраст с собирательными персонажами
Заболоцкого.
Структура внутреннего сюжета включает в себя совместное движение
всех этих персонажей, разной степени индивидуализации и
коллективности. Именно в этой поэме впервые развернулась
многосторонность и движения народного сознания, и средств его
воспроизведения поэтом. Правда, есть и элемент рассудочного
подталкивания. Но есть и подлинное собственное движение разных
психологии, их оркестровки. Подчас углубленное проникновение именно
в данный характер, а точнее — психологическое состояние. Обычно это
проникновение осуществляется не путем изображения переживаний
человека изнутри, в его собственной рефлексии, а как бы извне,
исходя из того, что можно заметить снаружи. И тут опять Твардовский
умеет находить неожиданные озаряющие и проникающие детали.
«Переобулся Моргунок, // И легче на душе» (конец гл. 8). Кто бы это
мог подметить, кроме Твардовского. Самый простой процесс
сосредоточения на каком-то малом и нужном деле при¬носит душевное
облегчение в момент крайнего напряжения, изнеможения, отчаяния, и
это характерно именно для этого хозяйственного, терпеливого,
внутренне душевно стойкого человека, крестьянина, мечтателя Никиты
Моргунка. Но отчасти и для каждого человека в такие кризисные
минуты. Дальше, в главе 11 выразительность деталей усиливается
искусством контекста, изображением предшествующего бега,
изнеможения, перевернув¬шейся вверх головами травы и кустов, и
последующей естественной и как бы незначительной репликой мальчика,
его словесным жестом — «Дядь, вставай, а дядь! Вставай, пойдем». В
поэме происходит расширение самого круга психологического анализа
путем анализа контекста, сопряженности движения переживаний,
поведения всех лиц и главного героя.
Перейти на страницу ->
1
2
3
4 |