На главную | Гостевая книга | Форум | Фотогалерея | Обратная связь                                        

 

«СТРАНА МУРАВИЯ»

Поэмы

    Страна Муравия

  Василий Теркин 

  Дом у дороги  

  За далью - даль  

  Теркин на том свете

  По праву памяти

 

Стихотворения

    1934

  1935 

  1936  

  1938 

  1939 

  1942  

  1943  

  1944

  1945

  1948  

  1951  

  1955  

  1958  

  1959  

  1965  

  1966  

  1967

  Без даты

 

Поиск

Введите параметры поиска:

 

Голосование

Нравится ли Вам творчество А.Т.Твардовского?

да

нет

не очень

 

Результаты

В следующей строфе — опять резкий переход к большому обобщению («И в мире тысяча путей» и т. д.). Здесь один из ключевых образов поэмы и всего Твардов¬ского — и здесь впервые главный герой назван по имени и по фамилии, выделен из безымянного потока. И после этого — новый скачок масштаба, переход к более близ¬кой конкретности, бытовой, зримой, как в описании перевоза, но сконцентрированной на главном персонаже. Но и тут сначала не он сам непосредственно описывается, а его дорожное снаряжение, то, что ему заменяет дом, что едет с ним. И мы видим, как «бредет в оглоблях серый конь» (дальше в поэме мы узнаем еще, что он «копейчатый») «Под расписной дугой, // И крепко стянута супонь // Хозяйскою рукой». Обычной для Твардовского системой косвенных «метонимических» дета¬лей мы узнаем первую черту нашего героя — он заботливый хозяин. А конь — это ведь второй герой поэмы, единственный, кроме самого Моргунка, кто проходит всю ее дорогу. И другие черты: опрятный («умытый в бане, наряжен»), сознающий значительность своего путешествия. И два последовательных поведенческих сравнения: первое — «как будто в город, на базар» и второе— усиливающее первое — «как будто в гости едет он // К родне на пироги». Оба сравнения отражают и две формы крестьянского нормального быта, содержат и смутный намек на будущие встречи Моргунка (такие и совсем не такие) и некоторый контраст с теми действительными трудностями и действительной длительностью его пути, в котором быстро порыжеет его пиджак. Следующая строфа вновь возвращает к образу самой дороги, бегущим столбам, и впервые упоминается, что оставлено: двор далеко за спиной, родная хата, не видать уже ни крыши, ни трубы. И после паузы, акцентированной многоточием, заключительная строфа главы-увертюры, — опять деталь сопутствующего пейзажа, аккомпанирующая, настроенческая: «По ветру тянется дымок // Ольхового куста». И за ней — с еще одним резким пере¬ходом — заключительные две строчки главы, где впервые дана прямая речь Моргунка: «Прощайте, — машет Моргунок, — // Отцовские места». Слова одним штрихом вскрывают и сдержанную боль прощания, и решимость ее преодолеть. В одном из первоначальных набросков эта сцена была усилена тяжелой сценой прощания с собакой, увязавшейся за хозяином. Но Твардовский убрал ее, решил сделать первую главу сдержаннее, лаконичнее и вместе с тем более многосоставной.

В первой главе сразу же твердо выявляется и господствующая интонация всей поэмы. Дальше она будет сплетаться, оркестроваться с другими, но останется господствующей. Дневниковая запись, сдержанно взволнованная, неторопливая, но местами с более учащенным дыханием; типично разговорная, с тире и многоточиями, с назывными предложениями — и одновременно очень певучая. Но автор дневника еще большей частью остается за сценой. Вновь возникает принцип движущегося настоящего, который мы видели уже в «Гостеприимстве», но теперь удивительно обогащенный совмещением разных масштабов конкретности описания и мастерством то скрытого, то более явного мелодического начала, причем оно в основном общей схемой движения ритма и системой параллелизмов и меньше — набором звуковых конторок. Намечается в первой главе и общий основной композиционный принцип поэмы. Чередование кусков с непосредственным действием персонажа или встречных ему людей, и кусков, описывающих самый путь, попутные картины пейзажа, быта и более отдаленные ассоциации. В последовательное движение вкраплены более детальные поведенческо-психологические наблюдения. И сразу же подчеркнута населенность дороги другими людьми, которые также имеют свои пути. Таким образом, выступает и слитный образ самой дороги, ее множественности и целостности.

Следующие главы поэмы чередуются по тому же принципу — более динамические с более определенным фабульным действием и более «описательно-настроенческие», иногда с лирическими отступлениями самого героя и дополнительными рассказами или высказывания¬ми встречных персонажей. Внутри отдельных глав намечается аналогичное чередование, но обычно более сложное, чем в первой главе. Чередование идет со своеобразным, спиральным нарастанием неизбежного краха иллюзий Моргунка и реальной необходимости выбора, решения. Конец все же сохраняет элемент незаконченности, недосказанности. Поэма начинается дорогой и кончается дорогой. Но в пределах этого незавершенного путешествия имеется четкая структура. В этой структуре есть аналогии со структурами сказочных путешествий, но имеете с тем это — структура четкого, реалистического познания, с серией случайных но вместе с тем художественно обусловленных эпизодов, нанизанных на основной сюжетный стержень. С четкой мотивацией поступков, поведений; случайность встреч усиливает впечатление естественности потока жизни, событий. И все привязано к определенному, совсем не сказочному, как бы задокументированному хронотопу, месту времени и совсем не сказочным бытовым персонажам. Точнее говорить не о сказочных элементах поэмы, а о ситуациях, заостренных до анекдотичности, о слиянии гротеска, квазиочерковой повествовательной и описательной точности, анекдота и психологически-бытовой повести.

Изображение колхозного благополучия сосредоточено в последних трех главах поэмы, сделано по принципу изображения будущего в настоящем, идеального в по¬вседневной реальности. И здесь опять неожиданная перекличка с «Торжеством земледелия» Заболоцкого. Но Заболоцкий забегает очень далеко вперед, а современные фигуры у него подчеркнуто условно-символические. Твардовский, в соответствии со своей поэтикой, пытается изобразить лучшее будущее самого бегущего дня в этом же бегущем дне. Забегая вперед, Твардовский все время сохраняет границу реально возможного. Изображает то, что было или могло бы быть, хотя оставалось за сценой и другое, что также было.

Внутренний сюжет неотделим от внешнего, движется вместе с ним, но не строго с ним совпадает, и в его движении роль особых узловых моментов играют отдельные афористические формулировки. Путником этого пути является Народное Сознание, а конкретное путешествие Моргунка в его видимом хронотопе выступает как метафора-символ (но не аллегория). Пути, Переправы, Перепутья. И движение в пространстве выступает как реализация движения во времени, трудностей этого движения. Характерно сочетание множественности персонажей и выделенности главного героя. У Твардовского система путей — всегда система путников. Но в этой поэме его пути впервые становятся такими густонаселенными, а путники, даже эпизодические, впервые получают такие конкретные при¬меты. Твардовский умеет самых мимоходных персонажей обозначить каким-то неповторимым поведенческим или языковым штрихом. Например, встреченного предсельсовета — одной его фразой: «Ну что ж, понятно в целом». Это голоса с многообразными интонациями, часто — певучие; разговор местами нечувствительно переходит в нечто песенное, как в диалоге-дуэте Моргунка с другом-сватом в главе третьей, или в женской песне в конце главы четырнадцатой. Иногда — это голос героя, разговаривающего с собой; или даже и сам авторский голос; изредка своеобразное слияние этого голоса с голосом героя, как в гимне-обращении к Земле в главе четвертой. Своеобразными персонажами являются и бессловесные существа. Например, любимый конь, который путешествует со своим хозяином. Тут — отражение особой роли лошади в крестьянском хозяйстве и сознании. Вспомним стихи «о коне» раннего Твардовского. Но при всем мастерстве изображения всех этих многочисленных путников их приметы скорее выражают некоторую бытовую или социальную общность, чем неповторимую индивидуальность. Имеются и подчеркнуто собирательные персонажи, продолжающие собирательные образы ранних поэм и ряда стихотворений. Например, весь цыганский колхоз. Или тот народ, который бочком стоял на пароме. Или даже базарная площадь:

 

Площадь залита народом,

Площадь ходит хороводом,

Площадь до краев полна,

Площадь пляшет, как волна.

 

Опять перекличка и контраст с собирательными персонажами Заболоцкого.

Структура внутреннего сюжета включает в себя совместное движение всех этих персонажей, разной степени индивидуализации и коллективности. Именно в этой поэме впервые развернулась многосторонность и движения народного сознания, и средств его воспроизведения поэтом. Правда, есть и элемент рассудочного подталкивания. Но есть и подлинное собственное движение разных психологии, их оркестровки. Подчас углубленное проникновение именно в данный характер, а точнее — психологическое состояние. Обычно это проникновение осуществляется не путем изображения переживаний человека изнутри, в его собственной рефлексии, а как бы извне, исходя из того, что можно заметить снаружи. И тут опять Твардовский умеет находить неожиданные озаряющие и проникающие детали. «Переобулся Моргунок, // И легче на душе» (конец гл. 8). Кто бы это мог подметить, кроме Твардовского. Самый простой процесс сосредоточения на каком-то малом и нужном деле при¬носит душевное облегчение в момент крайнего напряжения, изнеможения, отчаяния, и это характерно именно для этого хозяйственного, терпеливого, внутренне душевно стойкого человека, крестьянина, мечтателя Никиты Моргунка. Но отчасти и для каждого человека в такие кризисные минуты. Дальше, в главе 11 выразительность деталей усиливается искусством контекста, изображением предшествующего бега, изнеможения, перевернув¬шейся вверх головами травы и кустов, и последующей естественной и как бы незначительной репликой мальчика, его словесным жестом — «Дядь, вставай, а дядь! Вставай, пойдем». В поэме происходит расширение самого круга психологического анализа путем анализа контекста, сопряженности движения переживаний, поведения всех лиц и главного героя.
 

Перейти на страницу ->  1  2  3  4