Отрывки из
исторического романа “Вещий Олег”
(журнальный вариант – “Конунг и Князь”). – С.-Пб.,
Азбука . - 1997г.
Всезнающий Хальвард не ошибался, предполагая,
что Урменя до сей поры точит
обида на отца — Смоленского
князя Воислава. Да, он и вправду родился от
рабыни-гречанки, которую
византийские купцы подарили князю Воиславу,
в то время еще неженатому, молодому, влюбчивому и веселому. Князь искренне любил своего
первенца, не жалел
ни времени, ни средств на его
воспитание и уж тем более не прятал на задворках княжеского терема. Но время шло,
волоча за собою осложнения, тревоги и обязанности, князь Воислав
взрослел, меняя охоты и любовниц на княжеские
заботы. А их все прибавлялось: русы озорничали на
севере, роги отхватили добрый
кусок на западе, меря и мурома теснила с востока,
радимичи перехватывали
караваны на юге. Последнее было особенно тревожным: благополучие Смоленска
да и всей Земли кривичей впрямую зависело от
торгового пути из варяг в греки. А тут умер отец, и
на молодого Воислава разом обрушились все
государственные неприятности.
— Ты должен породниться с
радимичами, — в один голос заявили старые думцы
отца. — У тамошнего князя дочь на
выданье.
Эта свадьба не затронула Урменя: он был еще парнишкой, искренне любил отца и твердо верил, что женитьба никак не
отразится на его судьбе. Но через год у князя Воислава родился законный
наследник, и могущественная южная партия
княжеской Думы начала осторожно, но постоянно
напоминать Воиславу, что
спокойствие кривичей зависит от
законности династии. Князь пока отбивался, но шепотливые советы разъедали
душу, как ржа железо. И все же князь Смоленска
долго не мог решиться объявить первенцу, что не
считает его более своим наследником.
Урмень
прекрасно знал об этой думско-теремной суете. И
ему нашептывали в уши доброжелатели и выдававшие себя за таковых.
И сам он был не по годам
сообразителен, и, наконец, мать его вышедши
из Смоленска, пожаловав свободу и деревеньку. Вот тогда-то и
сказался его неукротимый нрав: он знал, кто
уговорил князя выселить его мать из княжего терема, и через некоторое
время с преданными отроками разгромил усадьбу
шептуна-боярина и сжег ее дотла.
— Вон из моего города, — сказал князь Воислав первенцу.
— Глаза моя не желают более видеть тебя.
Швырнул ему кошель
с золотом и ушел. Урмень подобрал кошель без
всякого смущения: нужно было вооружение для
отроков, кони, одежда. И навсегда ушел из
Смоленска. Год грабил торговые караваны, а потом
вышиб с Волского волока
отцовскую стражу и через посланца уведомил его,
что отныне берет охрану волока на себя за плату
пищей, одеждой и оружием. Странно, но князь
Воислав сразу же согласился, даже не наказав за
разгром сторожевого отряда.
— В Урмене —
княжеская кровь. Он сдержит слово, бояре.
Урмень был вспыльчив,
бесстрашен в бою, без меры
азартен на охоте, но упрям, не по-славянски недоверчив и горд. Он
тщательно отбирал воев, беспощадно изгоняя за
малейшее проявление нерешительности, жадность или
неисполнения его личного повеления, требовал роты от вновь вступающих в ватагу,
но Яайг одной жизнью со всеми. Он
по-прежнему лгобил
отца, хотя обиды — не за себя, за
мать — простить не мог, и князь не ошибся:
изгнанный сын служил ему верой и правдой.
Отстроил доброе зимовье, отряд на зиму не
распускал, но сам исчезал на две
недели, и только самый близкий друг детства Одинец был посвящен в цель этих
исчезновений. Урмень навещать мать.
О появлении
посольства русов Урмень узнал от
гонца, когда посольство добралось до первого
волока — рубежа между русами,
кривичами и Землей Новгородской. Послы шли не
только от русов, к которым
кривичи всегда относились с долей недоверия, но и
от Великого князя Новгородского Рюрика.
Это меняло дело, поскольку Смоленский князь, дед Ур-меня, в свое время принес Рюрику роту на верность. Такое
посольство Урмень не имел права
задерживать, а потому, отправив верного Одинца к отцу, стал готовиться с
достоинством и честью встретить высоких послов.
И в рассчитанное время в подобающей случаю
одежде выплыл им навстречу на лодке-однодеревке с двумя умелыми гребцами.
— Послам Великого князя
Новгородского Рюрика и конунга русов Олега
честь, сдавай
место у моих костров! — прокричал он, выйдя на
сближение с посольским стругом.
— Я — Урмень, атаман Вопской стражи.
Сильные руки лодейщиков
подняли Урменя из Лодки и
бережно поставили перед послами. Пере-мысл.как
главный посол, обнял его, дваяоды
цоли-ковавшись.
Князь Воислав
переживал трудные дни. Предложение примкнуть к
объединенным конунгом русов силам мало
устраивало кривичей. Держа в своих руках
ключевой волок на Днепре, имея выходы к Западной
Двине, Смоленское княжество получало устойчивые
доходы, не прибегая к мечу. Мало того, кривичи без
войны сумели потеснить мервона восток, заполучив
на вритоках Окя малеиькйй, йо важный городишко
Москву, открывавший третий торговый путь к Волге,
а попей —в богатую-Хазарию, через которую шли
караваны со сказочного Востока. Следовало
осваивать это направление, укреплять Моека, но
затеянный неугомонными русами поход на Киев
грозил сорвал” все надежды.
А вот Новгороду беспокоиться
было не о чем. Вытолкнув всегда ненадежных
варягов л воинственных русов на юг, новгородцы
выторговали еебе в этом важные преимущества,
оставшись, по сути, в стороне от войны, в то время
как кривичам была уготована судьба ближайшего
тыла. На их землях, должны были сосредоточиться
тысячи воинов, которых надо было не только
кормить, но и сдерживать вои оставались воями,
тем более что с Олегом шли не только варяги и
новгородские добровольцы, но и чудь, и весь, и
ливы, и финны. И вся эта разноплеменная масса
обрушивалась на города и деревни кривичей. Посол
Перемысл обещал покрыть все расходы (об Изборске
он не заикался, приберегая, по совету Донкарда,
такой подарок напоследок), переговоры
продолжались, но путь из варяг в греки на два
лета, если не больше, выпадал из оборота,
укрепление Москвы приходилось откладывать до
лучших времён, а рога, узнав о его союзе с русами,
могли перекрыть и Западную Двину. Смоленску
угрожал разрыв всех торговых связей, а нашествие
разномастного войска обещало крупные
неприятности. Вот почему, днями улыбаясь послу
Промыслу, князь Воислав длинными весенними
вечерами хмуро советовался с ближними думцами.
— Сохранить Двинской путь,
—упрямо твердили они. — Что бы ни обещал конунг
Олег, нам нельзя ссориться с рогами.
Воислав и сам отлично понимал,
что ссориться с рогами в создавшемся положении
чрезвычайно опасно. И когда доверенный боярин
шепнул, что его хочет видеть тайный посланник
Рогхарда, князь вздохнул с облегчением: роги тоже
искали тропы для сохранения
торговли и мира. Он принял его ночью со всеми
предосторожностями. Посланец был высок и ладен, и
одежда торгового человека не могла скрыть его
боярской осанки. После обычных приветствий и
слов о здравии конунга Рогхарда и князя Воислава достал из поясной калиты богато изукрашенный ларец,
открыл его и показал Воиславу
золотой ключ.
— Это ключ от Двинского пути,
князь Воислав. Если
мы протянем нити к сердцам друг друга, он
останется у тебя. Если нет - он запрет Двину для
кривичей. Так повелел мне сказать мой конунг Рогхард.
Воислав ощутил
тревогу от такого начала. О каких нитях к сердцам
толкует этот боярин Рогхарда, когда в Смоленске
— посольство Олега? О том, чтобы кривичи сорвали
переговоры с русами и отказались
мирно пропустить их рати через свои земли?
Слишком поздно: и Олег уже заручился поддержкой
Господина Великого Новгорода, и войска уже
подтягиваются к Ильменю, и на всех пристанях
стучат топоры. Если он откажется предоставить
свои земли для зимовки, Олег просто займет их
самовольно, вышвырнув его, князя Воислава, из
Смоленска. Тетива уже натянута, и стрела полетит
в цель, конунг Рогхард должен это
понимать. Тогда— что? Князь был в смятении и
потому промолчал.
— Конунг Рогхард понимает твое
положение, — невозмутимо продолжал тайный
посланник. — Ты дашь согласие и
пропустишь через свои земли военную силу Олега, что бы ты при этом
ни думал. Конунг Рогхард не поставит тебе в упрек
договор с русами, между нами все останется по-прежнему,
но... Посланец многозначительно замолчал. — Но?..
— суетливо и настороженно переспросил Воислав.— Какое? Значит, есть
условие?
— Есть. —Боярин
Рогхарда весомо положил руку на ларец. — Здесь
не просто ключи
от Двинского пути, князь. Здесь —
клятва Конунга Рогхарда на вечную дружбу.
— И какова же цена этой клятвы? Они беседовали
наедине в личных покоях князя. У плотно закрытых
дверей стояла вооруженная охрана. Но боярин Рогхарда перегнулся через стол и
прошептал на ухо князю Воиславу:
— Через
несколько дней в Смоленске придет
пер-вый караван. Торговые люди в
благодарность за твои хлопоты привезут тебе
рабыню. Отдай ее послу русов в
дар конунгу Олегу.
- Но караван не сможет уйти к
Новгороду. На волоках уже начались работы, — Посол сам отвезет эту девицу в
Старую Русу.
И боярин протянул князю
Воиславу изукрашенный ларец с
золотым ключом от Двинского
пути. И опять воцарилась тишина, пока не замер
скрип тяжелых несмазанных колес. Потом жрец
поднял жезл.
— Скоро твоя душа отойдет от
нас с дымом погребального костра, и великий Перун
дарует ей вечно блаженную охоту в своих
бесконечных угодьях. Но негоже сыну конунга
охотиться одному, подобно славянскому татю. Тебе
нужна любимая собака и любимый конь, охотничий
рог, услада и уход.
Два воина вывели вороного
жеребца, третий вел на поводке снежно-белого пса.
Следом шел юноша с охотничьим рогом через плечо и
две девушки с распущенными волосами. Они не
кричали и даже не плакали, только мелкая дрожь
сотрясала самую мо-лодую и красивую. Палач сменил
топор на длинный остро наточенный нож и спокойно
перерезал горло сначала коню, потом — собаке. Их
уложили у кормы прямо на сухие ольховые поленья,
палач отложил нож, вынул короткий меч и прошел к
середине лодьи, остановившись напротив сурового
старца. Старец поднял жезл, и дрожащая, как в
ознобе, девушка молча пошла к палачу. Она
держалась из последних сил, ей с детства внушали,
что слезы и вопли оскорбляют душу покойного, она
знала и о судьбе, которая ожидала ее, если
возлюбленный погибнет первым, и только это
давало ей сейчас силы идти навстречу собственной
смерти. Подойдя, остановилась в шаге от палача,
медленно подняла богато расшитый нагрудник и
закрыла им лицо. И палач, оценив ее мужество,
покончил ее жизнь одним точным ударом в сердце.
Она коротко всхлипнула, опустила нагрудник и
рухнула на колени. Два немолодых дружинника
подняли ее тело и бережно уложили в лодью справа
от Берсира. Когда этобыло исполнено, к палачу
напрвился юноша с охотничьим рогом. Он был без
головного убора и уже посвящен в воины, о чем
свидетельствовал русый чуб на гладко выбритой
голове, вздрагивающий при каждом его шаге. Он шел
тверже девушки не стал закрывать лицо и умер
такой же быстрой смертью. Воины уложили его слева
от сына конунга и тогда настала очередь служанки.
У нее хватило сил дойти до па-лача, но их
недостало, чтобы встретить смерть молча. Она
вдруг закричала, и верный обычаям палач резко
ударил ее лезвием меча по горлу. Крик захлебнулся
в бульканьях, кровь толчками била из
перерезанного горла, тело сотрясали судороги, и
дружинники положили ее к ногам мертвеца еще
полуживой. Обряд был завершен в полной тишине,
нарушаемой лишь предсмертными хрипами
мучительно умиравшей служанки. Впрочем это никак
не могло ни остановить, ни даже замедлить древних
ритуальных обрядов. По знаку жреца из-за черной
молчаливой толпы женщин вышли девушки в светлых
платьях с распущенными волосами. Каждая несла
охапку можжевельника, которым они и накрыли
полную Мертвых тел погребальную лодью так, что
лишь одна голова Берсира виднелась поверх
ароматных ветвей. Обождав, когда уйдут
девственницы, суровый старец подал знак, и с
четырех концов лодьи вспыхнули факелы. Их несли
еще не посвященные в воины мальчики, и было их
ровно четыре. “Сейчас все решится”,— подумал
Донкард.
Мальчики шли строго друг за
другом: первый вручил горящий факел жрецу, второй
—конунгу рузов, третий — боярину Биркхарду,
четвертый... (Донкард считал каждый шаг!)
Четвертый факел был вручен трясущемуся брату
мертвого Берсира. Это было больше чем поражение:
это была пощечина всему народу русов.
Олег быстро почувствовал,
что Аскольд с юга, а роги с севера медленно и
продуманно вытесняют его с правобережья Днепра,
и понял, что там ему не удержаться. Однако суда
его не могли сплавляться без остановок, а потому
конунг решил перенести все усилия на
безопасность левобережья, чтобы не ввязываться в
бесконечные стычки на правом берегу, выгодные
только противнику. Это требовало продуманных
переговоров с левобережными славянскими
племенами, взаимных обещаний и клятв, и он для
начала послал к радимичам Перемысла, поручив ему
подготовить Высокий Совет всех заинтересовайных
сторон. Позднее он предполагал упросить князя
Воислава лично возглавить этот Совет, а сам отбыл
из Смоленска на подсказанные Урменем волоки,
дабы своим присутствием предостеречь
воинственных вятичей от любого вмешательства в
его изменившиеся планы. Поэтому прибывший в
Смоленск Хальвард не застал в нем не только
самого конунга, но и его немногословного, но
весьма упорного воеводу Перемысла.
Следует упомянуть, что сам Олег
в Смоленске не стаял и запретил всем своим людям
— а дружинникам в особенности — в нем
появляться. Совсем не потому, что относился с
каким-то особым уважением к самостоятельности
смолян, а по куда более простой причине:
расположение кривичской знати было ему куда
дороже собственных удобств. С началом
наступления на Киев Смоленск оказывался
ближайшим тылом Олега, в нем располагались его
перевалочные склады и запасные рати, здесь
приводили в порядок его суда после тяжелых
волоков: конопатили, смолили, надстраивали. Все
это требовало спокойствия и времени, и
дальновидный конунг избрал местом устье
впадавшей в Днепр неподалеку от города речки
Смядыни. Тут он и жил, собирая подходившие
дружины и отряды и присматривая за работами. А
коли возникала надобность в свидании со
Смоленским князем Воиславом, то Олег непременно
сначала посылал гонца с уведомлением о своем
желании. И город жил своей привычной жизнью,
поскольку ни рубы, ни кто-либо из их союзников на
глаза не попадался, удали своей не выказывал, и ни
споров, ни тем паче ссор никогда не возникало.
Хальвард прекрасно был об этом осведбмлей, но
открыто и решительно пренебрег сложившимися
отношениями, расположившись в центре самого
города неподалеку от дворцовой усадьбы
Смоленского князя. И не только потому, что князю
некому оказалось жаловаться, а совсем по иной
причине, ставшей уже почти навязчивой. После
резкой беседы с Донкардом Хальвард осознал не
только то, что его самонадеянная попытка
разрешить все осложнения с рузами была не до
конца продуманной, но и то, что Донкард все
расскажет Олегу своими словами. Да, в итоге
удалось отвести кровное оскорбление “левее
левой руки конунга”, как он выражался, подставив
Хазарский Каганат, но в это могли поверить только
низы. Владетельная знать рузов была и умнее, и
опытнее и, внешне приняв подсказку, внутренне
отвергла ее. Это грозило немалыми осложнениями,
вина за которые могла обрушиться на Хальварда, о
чем Донкард и предупредил почти впрямую.
Хальвард ясно представлял себе, чьи руки
приготовили отраву и для кого она была
предназначена, и даже с повинной головой готов
был признать собственные ошибки, но в виде уже
исправленном. Однако Инегельда исчезла, Альвену
Донкард взял под свою защиту, и у Хальварда
осталась одна-единственная ниточка: кто, каким
образом и с какой целью подсунул дочь Орогоста
князю Воиславу. Это была даже не ниточка
расследования: это был едва ли не единственный
путь для сохранения прежнего безоглядного
доверия конунга Олега. И сейчас в Смоленске никто
не мог помешать ему потянуть за эту ниточку, на
конце которой непременно должен был оказаться
некто, кто принял бы на себя весь гнев конунга.
Как всякий сильный и уверенный в себе человек,
Олег был вспыльчив, но отходчив и незло-памятен.
По приезде Хальвард не посетил
князя Воислава, а просто уведомил его через
гонца, что прибыл в город. Поступил он так не
потому, что был невежлив — когда требовалось, он
был и вежлив, и учтив, и внимателен, — а только
исходя из цели, которую преследовал, из личного
опыта эная, как выбивает подобное небрежение из
привычной колеи и какие ошибки может натворить
человек, ощутив незаслуженную обиду. И сразу же
начал плести замысловатые сети, куда рано или
поздно должен был угодить не отличавшийся особой
прозорливостью князь Воислав.
У Хальварда имелись свои люди в
окружении князя, а у самого князя имелось
достаточно прибли-г женных, по тем или иным
причинам им недовольных. Хальвард без особого
труда выявил их, присмотрелся, выяснил причины
обид и начал приглашать то на застолье, то просто
ради дружеских бесед, которые строил с присущим
ему уменьем, не направь ляя разговор, а лишь
подсказывая продолжение несущественными и вроде
бы не относящимися к делу рассуждениями. — Я
понимаю сложности, возникшие в Смоленском
княжестве, — сочувственно говорил он, лично
наполняя кубок собеседнику.
— Караванов на Днепре не видно,
волоки бездействуют, а что может быть выгоднее
торговли для огромных кривичских земель? Народ
должен быть сыт и уверен в завтрашнем дне, а бояре
и люди нарочитые богаты, иначе оскудеет весь
край. Я сторонник широкой торговли и добрых
отношений со всеми соседями. Хороший сосед — это
мирный сосед, а любая война, обогащая одну
сторону, разоряет другую. К сожалению, путь на
Западную Двину тоже начинает хиреть, и в этом нет
вины конунга Олега. Поверь мне, боярин, я говорю
его устами.
— Ключи от Западной Двины в
руках рогев, боярин Хальвард.
— Мы не воюем с рогами. Правда, у
нас нет с ними прямых торговых путей, но через
Смоленск они всегда могут связаться с нами.
— То истина, боярин Хальвард, но
Полоцк очень осторожен. Последний раз... Кажется,
в начале лета... Он не спешил, беседовал с разными
людьми, ставил разные ловушки. Но в конце концов
выяснил, как и когда именно Инегельда объявилась
в дворцовой усадьбе князя Воислава.
Князь Воислав .знал не
только о беседах, но и о их содержании: даже
открытые недруги не решались что-либо утаивать,
на что, собственно, и рассчитывал Хальвард, ни
разу не прибегнув к допросам или клятвам о
молчании. И князя тревожили не сами беседы, а то,
что все они, начинаясь с чего угодно, в конце
концов неизменно приходили к общему концу.
Хальвард словно ходил по кругу, в середине
которого лежали тайные отношения Смоленска и
Полоцка. К тому времени до князя Воислава
докатились слухи о гибели Берсира, но имя
Инегельды ни разу не возникало, и князю вроде бы
не о чем было тревожиться. Но существовал некий
ларец с символическим ключом, и Смоленскому
князю очень не хотелось, чтобы этот ларец
когда-либо открыла рука Хальварда. И если
лукавство для Воислава было стихией, в которой он
свободно себя чувствовал, то хитрость и до сей
поры оставалась неизвестной его простодушнай
натуре. Тревога накапливалась, росла день ото
дня, и в конце концов владетельный славянский
князь решил поступиться сооственной гордостью...
— Я рад, что вижу именно тебя,
воевода, — сказал князь Воислав, приняв Ставко
немедленно, по первой же просьбе. — Когда над
Смоленском сгущаются тучи, о сумраке в душе проще
говорить со славянином.
— Русы ничего не принесли нам,
кроме бед и неприятностей. Кривичская земля
скудна, мы покупаем хлеб у северян, а к зиме сюда
нагрянут полчища наемников, которых конунг Олег
соблазнил легкой добычей.
— Я знаю этот перстрнь и верю
тебе, воевода, — сказал князь, помолчав. — Но
объясни мне, не самому умному из славянских
владык Смоленскому князю. ради чего и во имя чего
славяне должны поддерживать грабителей русов?
Они не пашут землю, не разводят скот, не
промышляют охотой и бортничеством. Они берут
долю с торговых караванов, захватывают рабов и
продают их хазарам и ромеям. Так пусть же
грызутся меж собою за добычу, а мы останемся
защищать своих жен и детей. Это —не наша война.
Знаешь, кто такой Аскольд? Он пришед с мощной
дружирой с Донца. Там живут рутены, кровные
братья тех же русов, рогов и рузов. Молчишь,
воевода?
— Я больше думаю о славянах, чем
о русах, князь. Мы широко расселились по свету, но
каждый живет в своей берлоге. Мы говорим на одном
языке и молимся одним богам и все время воюем
друг с другом. За выход к торговым путям, за
лучшие земли, за удачливые лоры и бортные угодья.
А поляне оттесняют дулебов, кривичи не могут
договориться, кому принадлежит Изборск, вятичи
ловят всех, кто попадает под руку, сбывая рабов
тем же русам, и все, кроме новгородцев, платят
дань хазарам. Поляне смеются над древлянами,
считая их дикарями, кривичи — над радимичами за
их обычай выбирать невесту на игрищах в Купалину
ночь, и что же связывает нас, кроме общих богов и
общей речи?
— У нас — общий корень, воевода.
— Да, корень общий, только плоды
у каждого — своп. Сколько воинов в твоей дружине
— двести, триста? Вряд ли больше., потому что
воинов учат воевать с детства: из пахаря воина не
сделаешь, он годен только для рати. Воинам нужно
доброе оружие и сильные, хорошо выезженные кони.
Но мы не можем готовить воинов, потому что каждое
племя живет своим обычаем, запивая хлеб квасом.
Детей учат пахать, ловить пушного зверя да искать
борти и выкуривать пчел. А если мы объединимся в
общий народ. сложим свои припасы, разделим свои
труды, станем приучать сильных отроков к мечу и
боевому коню, мы выпестуем могучую дружину и
избавимся наконец от позорной хазарской дани.
— И станем платить дань русам?
— Подать, а не дань, князь
Воислав. Подать за порядок, охрану границ и
обучение воинскому делу.
- Это повелел тебе сообщить мне
и другим славянским князьям конунг Олег?
— Нет, князь Воислав, —
смущенно улыбнулся Ставке. — Конунг не ведает о
моих думах, и не заходило у нас такого разговора.
Но я жил и среди славян, и среди русов, у меня было
что сравнивать и было время думать. Отец научил
меня спать только в дубравах, а под дубами хорошо
думается, потому что на сон достаточно и четырех
часов. И я понял, чего нам не хватает, для того
чтобы стать могучим государством: единения. И не
важно, кто и под каким стягом нас объединит,
важно, что мы станем единым народом. Русы —
прирожденные воины, их учат воевать с детства,
потому что война для них — и ремесло, и промысел.
Русы — мощная река, а мы — огромное море: ты
слышал когда-нибудь, чтобы река поглотила море? В
конце концов река растворится в нем, оставив нам
в наследство могучую и сплоченную державу. Ты -
мудр, князь Воислав, подумай над моими словами. До
Совета Князей еще есть время...