Женский крестьянский
костюм |
|
Начало смоленской коллекции на рубеже XIX
- XX веков положила Мария Клавдиевна Тенишева
(1863-1928). К сожалению, революционная обстановка в
России вынудила Тенишеву прекратить
собирательскую деятельность. Так, предметы
крестьянской одежды начали поступать лишь из
пяти уездов губернии. часть тенишевской
коллекции утрачена. Но значимость уцелевшей ее
коллекции в Смоленском собрании велика: это
самая “старая”, самая ценная его часть. Позднее
смоленское собрание дополнилось предметами
крестьянского костюма из коллекций Екатерины
Николаевны Клетновой(1868-1937) и Михаила Ивановича
Погодина(1884-1969), сборами сотрудников музея. Отличный от косоклинного по материалу, цвету, покрою прямой, “белорусский” сарафан (саян, андарак, “рябый”...), комплекс костюма с которым занимал центральную и западную часть территории Смоленщины. Основой этого вида сарафана были 5-6 полотнищ пестротканой (“пестряди”) льняной или хлопчатобумажной домашнего изготовления ткани (летний вариант) или шерстяной, чаще однотонной, ярко окрашенной - зимний вариант. Два передних полотнища сарафана сосборены высоко на груди, а боковые и задние чуть выше талии под невысокий лиф, переходящий в узкие лямки. Сильно сосборенные прямые полотнища сарафана придают ему колоколообразный вид. Яркий цветной сарафан в сочетании с белой основой рубах и хусток (полотенчатых головных уборов) акцентировал внимание на себе и придавал всему костюму нарядный, праздничный вид (рис.2).
Эволюционирование крестьянской одежды
рубежа XIX - XX веков в Смоленской губернии в разных
районах шло крайне неравномерно. Так, в
северо-восточных уездах, находящихся в близости
к промышленным центрам России, и в которых было
развито отходничество, крестьянская
традиционная одежда стала заменяться на одежду
из фабричных тканей и даже на привозную,
городскую. Появляются “платья на проймах”,
сарафаны-“шубки” (“долгие и широкие”),
сарафаны-“сумары”, кофта-“казак”, кофта “на
фантах” (сатиновые, атласные), корсетки, платки
“хранцуские”, “париские”...(рис.4). Западные же, белорусские районы Смоленщины были в этом отношении более консервативными. Прямой сарафан по сравнению с косоклинным был более удобен, практичен, универсален. И даже когда стало выгодным продавать лен и на вырученные деньги покупать для одежды фабричные ткани, крестьяне этого региона шили из них сарафаны по старым образцам. И такие сарафаны бытовали на Смоленщине долго, еще в 1930-х годах. Кроме показа в комплекте разных видов костюма на выставке представлены и отдельно его составные: рубахи, насовки, фартуки, пояса. Экспонированы они плоскостно, так что посетители выставки видят их покрой, ткань основы, ткачество, вышивку. Представлены на выставке и крестьянские головные уборы, обувь, украшения. В эпоху бытования этой крестьянской одежды вводят посетителей фотографии, выполненные М.И. Погодиным на Смоленщине в начале XX в. Автор
выставки Л.Козикова. |