Международная конференция “Доступ к государственной информации, являющейся общественным достоянием”
1x1.gif (43 bytes)
1x1.gif (43 bytes)

1x1.gif (43 bytes)

Выступления

21 июня 2005г.

Пленарное заседание

C.А. МАСЮТИН, д.э.н., академик РАЕН, председатель Совета директоров ОАО “Сафоновский электромашиностроительный завод”, зам. генерального директора по корпоративным отношениям концерна “Русэлпром”.

“Раскрытие государственной информации, являющейся общественным достоянием – первый шаг к построению национальной модели корпоративного управления”.

Что такое корпоративное управление?

Впервые о корпоративном управлении заговорили четверть века назад с опубликования группой калифорнийских пенсионных фондов списка требований к эмитентам. Крупнейшие институциональные инвесторы - пенсионные фонды готовы были покупать акции эмитентов, то есть инвестировать свой капитал при условии, что компании должны быть открытыми, регулярно публиковать свою аудиторскую отчетность. Они (компании) также должны иметь в Совете директоров независимых корпоративных директоров, проводить четкую и прозрачную дивидендную политику, направленную на увеличение доходов всех акционеров. Если сказать коротко, то все эти требования сводились к увеличению прозрачности (transparence) компании. Несмотря на кажущуюся очевидность требований (принципов) корпоративного управления, они во всем мире носят лишь рекомендательный характер.

Существуют различные определения корпоративного управления. В этом вопросе нет единства. В своих монографиях я привожу их около двух десятков. На мой взгляд, корпоративное управление понимается как современный вид управленческой деятельности в сложных хозяйствующих организациях и, прежде всего, в открытых акционерных обществах, характеризующийся наличием системы защиты прав собственников, акционеров, согласования интересов всех участников бизнеса и достаточной финансовой и информационной прозрачности (открытости). Управлять надо так, чтобы бизнес был прозрачным, подконтрольным, свести до минимума риски инвесторов и максимально соблюдать интересы всех заинтересованных в вашем бизнесе лиц.

Для цели данной публикации полезным будет определение корпоративного управления – как управления, основанного на реализации основных принципов корпоративного управления. Их пять:

  • Соблюдение баланса интересов акционеров (shareholders), менеджеров и других заинтересованных в бизнес-процессе лиц (stakeholders);
  • Подконтрольность акционерам деятельности высших должностных лиц исполнительных органов и установление ответственности этих лиц за достигнутые результаты;
  • Четкое разграничение компетенций между органами управления акционерных обществ;
  • Обеспечение прозрачности принятия решений всеми органами управления акционерным обществом;
  • Независимость контрольных органов акционерных обществ.

Интерес к корпоративному управлению в России исходил от верхушки крупного бизнеса (примерно c середины 1990годов). Одновременно с крупным бизнесом интерес к распространению идей корпоративного управления в России проявили международные организации:

  • Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР),
  • Международная финансовая корпорация (МФК),
  • Всемирный банк и др.

Государство присоединилось к обсуждению темы корпоративного управления позднее, в конце 2001 года, с момента введения Кодекса корпоративного поведения.

Эффективное корпоративное управление определяют два основных фактора:

  • Общая государственная политика и практические действия регулятора, реализующего эту политику.
  • Потребности бизнеса, которые в основном зависят от существующих экономических условий.

2. Почему западные инвесторы готовы платить 38% премии за хорошее корпоративное управление в России.

В России внешний инвестор за качественное корпоративное управление готов дать премию 38% при прочих равных условиях. В Китае – 25%, в США – 14% (рис.1). Возникает вопрос, почему в России инвестор готов дать премию в три раза больше чем в США? Ответ простой. Надлежащее корпоративное управление снижает риски инвесторов. А что еще можно пожелать инвестору, как не гарантию возврата инвестиций и получение на них дохода?

Если в США и Европе уже говорят о кризисе корпоративного управления, то, на мой взгляд, Россия делает только первые шаги по лестнице, ведущей к надлежащему корпоративному управлению

Первая – соблюдение требований российского законодательства.

Вторая ступень – предпринимаются начальные шаги по улучшению корпоративного управления.

Третья ступень – построение развитой системы корпоративного управления.

И четвертая ступень – лидерство в корпоративном управлении.

Я настороженно отношусь к рейтингам. Всегда нужно делать оговорку, что полученная рейтинговая оценка - это точка зрения только рейтингового агентства. С учетом сделанных выше оговорок, рассмотрим результаты одного из самых массовых рейтингов корпоративного управления в России: национального рейтинга корпоративного управления “РИД – Эксперт РА” за 2004 год.

Шкала Рейтинга имеет 4 класса:

  • Класс А – компании с высоким уровнем корпоративного управления
  • Класс В – компании со средним уровнем корпоративного управления
  • Класс С – компании с низким уровнем корпоративного управления
  • Класс D – компании с неудовлетворительным уровнем корпоративного управления.

Наибольшее количество предприятий (123 из 150) отнесены к классу В, который в свою очередь подразделяется на подклассы В++, В+ и В. Неполный список компаний, включенных в подгруппу В+ состоит из достаточно известных в стране компаний: ОАО “Акрон”, ОАО “Балтика”, ОАО “Вимм-Билль-Данн”, РАО “ЕЭС России”, ОАО “Иркутскэнерго”, ОАО “Новолипецкий металлургический комбинат”, ОАО “Сафоновский электромашиностроительный завод”, ОАО “Смоленскэнерго”, ОАО “НПК “Иркут” и др.

Рейтинг корпоративного управления присваивается компании исходя из оценки четырех основных показателей. Первый – это права акционеров, как они зафиксированы документально и насколько реализуются на практике. Второй – деятельность органов управления и контроля. Здесь основное внимание уделяется составу и деятельности совета директоров. Третий показатель – раскрытие информации, ее равнодоступность. И последний показатель – соблюдение интересов других стейкхолдоров и социальная ответственность компании.

Анализ результатов рейтинга показывает, что из 150 - 170 тыс открытых и закрытых акционерных обществ лишь 150 компаний участвуют в рейтинге. Мало, ничтожно мало российских компаний стали на путь корпоративного управления, и это одна из причин низкой инвестиционной привлекательности России, очевидно поэтому в своем Послании участникам первой международной конференции “Корпоративное управление и экономический рост в России”, в июне 2004 г. (г. Москва) Президент РФ Владимир Путин, отмечает, что последовательное внедрение современных методов корпоративного управления - важнейшее условие улучшения инвестиционного климата и в целом качества экономического роста.

Компании с высоким уровнем корпоративного управления, представленные в рейтинге – это представители высокотехнологичных отраслей. Их всего четыре: ОАО “Центр Телеком”,ОАО “Ростелеком”, ОАО “Северо-западный телеком”, ОАО “Уралсвязьинформ” и “РБК Информационные системы”. Это лидеры (по российским меркам) в области корпоративного управления, достойный пример для подражания. Радует то, что у них есть последователи. Все больше и больше российских компаний признают необходимость перехода к корпоративному управлению. В качестве примера можно привести Российский электротехнический концерн ОАО “Росэлпром” (управляющая компания – “Русэлпром”). В апреле 2005 года Совет директоров этой компании принял решение в течение двух лет выйти на лидерские позиции в области корпоративного управления. И первые шаги в этом направлении уже сделаны: в состав Совета директоров избраны три независимых директора: академик РАН Аганбегян А.Г. – известный ученый в области макроэкономики и профессионалы, стоявшие у истоков зарождения корпоративного управления в России, - Берлин А.Д. - д.э.н., профессор, Председатель Коллегии Реестра профессиональных директоров России, и Иконников А.В. – к.э.н., Председатель Правления Ассоциации Независимых Директоров.

Кроме того сформированы комитеты при Совете директоров, пересмотрены с учетом наилучшей мировой практики корпоративного управления устав, большинство положений и др. нормативно-правовых актов ОАО “Росэлпром”. 

3. Как взаимосвязаны корпоративное управление с системой раскрытия информации?

Другой серьезной проблемой в российской экономике является проблема низкого качества корпоративного управления.

Эта проблема наряду с высоким налогообложением, чрезмерным вмешательством государства, неэффективностью судебной и правоохранительной систем ухудшает инвестиционный климат, является причиной вывоза капитала и мешает привлечению внешнего финансирования. Качество корпоративного управления – фактор более важный, чем показатели текущей деятельности отдельных компаний, состояние внешнеторгового баланса государства или даже наличие диспропорций в его экономике

По данным фирмы McKinsey, при оценке компаний в странах с переходной экономикой крупные инвесторы, как правило, отдают приоритет качеству корпоративного управления перед финансово-экономическими показателями. Диспропорции можно устранить, если экономика привлекательна для инвесторов и компании имеют средства для развития. При низком же качестве корпоративного управления инвестиции невелики или отсутствуют вовсе и даже богатые природные ресурсы не способны радикально улучшить ситуацию. Как показывает мировая практика, причины процветания или упадка кроются в состоянии умов, а не в природных условиях или в технологии.

По мнению ряда экспертов, без повышения качества корпоративного управления невозможно добиться стабильного экономического роста и удвоения ВВП к 2010 году.

Кроме того, следование стандартам корпоративного управления является одним из источников высокой конкурентоспособности. Корпоративное управление определяет культуру ведения бизнеса, которая не может появиться в одночасье. Для России успехи в области корпоративного управления особенно важны – ведь за считанные годы мы должны преодолеть путь, на который другим странам потребовались столетия. И первый шаг в этом направлении – формирование системы раскрытия информации, служащей основой корпоративного управления. Первые шаги уже сделаны. В качестве примера, необходимо отметить большой прогресс в сфере раскрытия информации. Внедрена система СКРИН, позволяющая потенциальным инвесторам получать оперативную информацию в Интернете:

  • О финансовом состоянии предприятий;
  • О заключениях профессиональных участников рынка относительно инвестиционной привлекательности;
  • Обзоры рынка;
  • Информацию об объемах торговли и финансовом состоянии самих профессиональных участников рынка и т.д.

Но и здесь есть проблемы. Кампания за транспарентность (открытость) бизнеса проводится под постоянным лозунгом защиты прав инвесторов. По мнению экспертов, ни один инвестор сегодня, не в состоянии переварить тот объем информации, которая подлежит раскрытию согласно Кодексу корпоративного поведения и продолжающим действовать нормативным актам ФКЦБ.

Бизнес-сообщество не отвергает идею прозрачности. Важна определенность: кому, в каком объеме и для чего нужно раскрыть информацию?

Если потребителем информации хочет быть государство, то опять-таки, в каком объеме?

ФКЦБ в течение нескольких лет аккумулировала колоссальный объем сведений об эмитентах. Однако, по мнению ряда экспертов, никаким полезным эффектом это обстоятельство себя не обнаружило. Предотвратить ряд ЧП, случившихся на отечественном фондовом рынке за последние 2-3 года, эти сведения не помогли.

У России нет своей национальной модели. На рис. 6 представлены сравнительные характеристики моделей корпоративного управления. Судя по принимаемым регулирующими органами решениям, мы тяготеем к англо-американской модели. В настоящее время нам более свойственна предпринимательская модель с присущими ей “белыми пятнами” по основным параметрам корпоративного управления, в том числе и в области доступа к информации. Информация в большинстве российских акционерных обществах более доступна предпринимательскому “ядру”. Эту модель можно назвать инсайдерской. Сложившуюся информационную ассиметрию могут устранить принятие многострадального Закона “Об инсайдерской информации”, так необходимого инвесторам в России, и система раскрытия информации, реализуемая в рамках Программы улучшения корпоративного управления ФКЦБ РФ (ныне ФСФР).

4. Как реализовать принцип транспорентности в России?

На национальном уровне построение модели корпоративного управления возможно только при решении ряда проблем, среди которых особо выделяется: несоблюдение требований раскрытия информации и проблема гармонизации интересов собственника с интересами общества.

Для массовой реализации принципа транспорентности (прозрачности) бизнес-сообществу нужен пример со стороны крупнейшего собственника – государства. Речь идет о праве на свободу информации и в частности право на доступ к информации, которой обладают государственные органы. И это право основано на той идее, что государственные органы хранят информацию не для самих себя, а от имени общественности. Еще в 1946 году в Резолюции 59(1) Генеральной Ассамблеи ООН, отмечалось, что свобода информации есть фундаментальное право человека и…пробный камень всех свобод, которые находятся в центре внимания ООН.

Или другой пример из Положения Европейского парламента и Совета Европейского союза. Статья 2 этого Положения, принятого в мае 2001 года гласит: “Любой гражданин Союза, любое физическое или юридическое лицо, проживающее или имеющее зарегистрированный офис в одной из стран-членов Союза, имеет право доступа к документам учреждений в соответствии с принципами, условиями и ограничениями, определенными в данном Положении”.

В основу нашего национального законодательства о раскрытии информации можно заложить принципы из существующей мировой практики

Рассмотрим три из девяти основных принциповзаконодательства о свободе информации.

Принцип 1. Максимальное раскрытие информации. Важный аспект данного принципа, которому также уделяется большое внимание в национальных законах, заключается в том, что тот орган, который хотел бы отказать в доступе к информации, обязан доказать законность такого отказа, его превосходство над презумпцией открытости.

Принцип 3. Продвижение открытого правительства. В большинстве стран все еще существует глубоко укоренившаяся культура секретности правительства. В конечном итоге, успех закона о свободе информации зависит от изменения этой культуры, поскольку практически невозможно насильно ввести открытость, даже при наличии самого прогрессивного законодательства.

Принцип 5. Процесс, направленный на облегчение доступа информации. Запросы на информацию должны рассматриваться быстро и справедливо, и должен проводиться независимый анализ любого отказа.

Главный вывод: Помимо гарантии реального свободного потока информации и идей необходимо обеспечить, чтобы государственные органы владели информацией не только для самих себя, но и в интересах и от его общества.

А для этого необходимо разработать концепцию обеспечения доступа граждан к информации государства, сопутствующие нормативно-правовые акты и стандарты. Кроме того, должна быть создана система раскрытия государственной информации с открытым программным кодом.

Вместо заключения.

Уважаемые коллеги! Цель моего выступления – привлечь ваше внимание к проблемам становления корпоративного управления в России. В настоящее время эта проблема перешла с подсознательного уровня на сознательный. Для этого существуют несколько причин, и одна из них - серия банкротств крупнейших публичных компаний США и Европы. Правильно ли мы управляем компаниями? Именно с поиска ответа на этот вопрос мы задумались о корпоративном управлении. В практике развития всех успешных организаций лежит представление об организации как о “совокупности интересов” групп лиц, имеющих интерес в ее деятельности организации. Руководство компаниями с учетом их интересов - одна из основ хорошего корпоративного управления.

Чрезвычайно важна для России и система раскрытия информации, лежащая в основе корпоративного управления. Она делает понятной для российских бизнес-структур необходимость "прозрачности" совершаемых сделок и подталкивает органы государственного управления к более полному раскрытию для общества информации о своей деятельности и принятию более эффективных решений.

И последний вопрос. Когда, на какой стадии жизненного цикла целесообразно вводить принципы корпоративного управления?

Я считаю, что только на стадии жизненного цикла компании “юность”, минуя стадии “младенчество”, “go-go” и соответствующие им ловушки: от “смерти” во “младенчестве” и до “преждевременного старения” .

Введение корпоративного управления должно способствовать продвижению компании к наивысшей стадии развития – “расцвет”. Главная задача управления максимальное удержание компании на этой стадии, не допуская деградации компании по нисходящей кривой цикла.

Преждевременное введение корпоративного управления – это потерянное время и деньги. Компания должна созреть для качественного корпоративного управления. Но реализация принципа транспорентности (прозрачности) возможна и желательна на более ранних стадиях, начиная со стадии “младенчество”.

 

1x1.gif (43 bytes)
1x1.gif (43 bytes)

© Управление информатики и телекоммуникаций Аппарата Администрации Смоленской области 2005 год