Инновационная образовательная программа
Создание системы опережающего обучения 
рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в условиях частно-государственного партнерства

 
 

(выдержки из конкурсной заявки)

 
     
 

...........
       На протяжении многих лет  в структуре экономики Смоленской области преобладает промышленное производство. На промышленных предприятиях работает 25,3 %  всех занятых в народном хозяйстве. В г. Смоленске сосредоточено 46% промышленного производства. В структуре промышленности доминируют традиционные индустриальные производства. В настоящее время в общем объеме промышленного производства доля продукции электроэнергетики занимает 23,5 %, машиностроения и металлообработки – 20,3 %, химической и нефтехимической  промыщленности – 8,9 %, промышленности стройматериалов – 4,5%. Большая часть промышленных центров имеет четко выраженную производственную специализацию, за исключением г. Смоленска.  По данным опросов руководителей смоленских предприятий, обеспечение производств квалифицированными кадрами превращается в одну из основных проблем нормального функционирования и развития данных предприятий.

Многофункциональный  статистический  анализ рынка труда Смоленской области выявил дефицит  специалистов  технического профиля, способных конкурировать в условиях высокотехнологичного промышленного производства и показал  несоответствие уровня  подготовки специалистов предъявляемым требованиям  в условиях современного рыночного производства.

Особо актуальной  проблемой региона  является кадровая политика на производстве,   которая не носит стратегического, опережающего характера и  не имеет прочных правовых основ.

Опрос работодателей региона  в  современных условиях диверсификации экономики и  модернизации производства   за счет  внедрения новых технологий и создания благоприятных условий для размещения новых производственных мощностей на территории Смоленской области  обозначил потребности  производства в таких специалистах как: техник – технолог автоматизированного проектирования технологических процессов; техник-конструктор автоматизированного проектирования технологической оснастки; техник-программист систем  ЧПУ; техник-метролог; техник-оператор станков с ЧПУ; техник – оператор токарных полуавтоматов; на предприятиях по производству полимеров в таких специалистах как: техник – литейщик; техник – прессовщик; машинист экструдера; на предприятиях  с автоматизацией технологических процессов в таких специалистах как:  слесарь по контрольно – измерительным приборам и автоматам; наладчик приборов, аппаратуры и систем автоматического контроля, регулирования и управления; специалист по проектированию и обслуживанию компьютерных сетей; на предприятиях полиграфического производства  в таких специалистах как: оператор фотонаборных автоматов; печатник плоской печати и др.

Новые экономические условия предопределяют иной уровень интеграции образования, науки и производства. Интегративное взаимодействие образования, науки и производства приобретает  характер системной целостности. В этой связи меняется роль профессионального образования, которая предполагает  перевод образовательного учреждения в новое качество, обеспечивающее не только профессиональную подготовку кадров СПО, но и обеспечение  соответствия профессиональной структуры подготавливаемых рабочих и специалистов потребностям рынка труда.

Комплекс ключевых изменений  направлен на создание системы обучения, отвечающей  современным рыночным потребностям; внедрение механизмов частно - государственного партнерства, инновационной инфраструктуры; повышения квалификации педагогических и управленческих кадров.

В условиях создавшейся  современной ситуации в экономике страны, инновационная образовательная программа «Создание системы опережающего обучения рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в условиях частно – государственного партнерства »  ориентирована  на  кадровое  обеспечение   специальностей:  1510001 Технология машиностроения; 240503      Производство изделий и покрытий из полимерных материалов; 230005 Программное обеспечение ВТ и АС; 220301      Автоматизация технологических процессов и производств;  261203      Полиграфическое производство.

         Выше обозначенная инновационная образовательная программа ориентирована на удовлетворение потребностей промышленных предприятий в высококлассных специалистах и рабочих кадрах.

Созданные  колледжем  совместно  с работодателями (ОАО «Измеритель», ОАО «Авангард», ОАО «Сафоновский электромашиностроительный завод») на их территории  учебно – научно – производственные комплексы (далее  УНПК)  в течение 2004 – 2008 гг. имели своей целью совместное управление процессом подготовки, переподготовки  и опережающего обучения специалистов СПО  и рабочих кадров предприятий. УНПК является базой для проведения учебного процесса, обеспечивает сопряжение уровней профессиональной подготовки и переподготовки,   открытость образовательного пространства в рамках системы непрерывного профессионального образования.

В рамках инновационной образовательной программы УНПК будут преобразованы в ресурсные комплексы по подготовке, переподготовке и опережающему обучению кадрового потенциала. Модель этих комплексов  будет строиться с учетом имеющихся ресурсов промышленного комплекса Смоленщины, научно – образовательного потенциала и инновационных возможностей региона.

Инновационная образовательная программа предусматривает создание системы опережающего обучения  рабочих кадров и специалистов для  высокотехнологичных производств региона   для  получения  опережающего,  прогностически ориентированного образования   во взаимодействии с бизнес – сообществом в интересах динамичного развития экономики и повышения качества образования.

Система опережающего обучения строится на принципах:

  • Обеспечения непрерывности и качества  профессионального образования;

  • Равнодоступности получения профессионального образования;

  • Преемственности процессов профессионального обучения; 

  • Адаптированности профессионального образования к динамично изменяющимся условиям рынка труда.

 Опережающее профессиональное обучение работников осуществляется по двум направлением:

  • сохранение и наращивание профессионального потенциала работника по имеющемуся профилю, квалификации;

  • получение новой для работника профессии, дополнительных профессиональных компетенций, востребованных на рынке труда.

Качественно новое образование будет реализовываться  на основе  компетентностного подхода, который  предполагает профессиональное развитие и саморазвитие специалиста, готового теоретически и практически решать профессиональные задачи и  обладающего возможностями анализировать и корректировать процесс и результаты своей деятельности.

          Для развития кадрового потенциала региона значимость данного инновационного проекта  заключается в удовлетворении запросов работодателей в области обеспечения качества подготовки специалиста, готового к реализации своих профессиональных функций на высокотехнологичном оборудовании;  обеспечении непрерывного образования представителей различных целевых групп с целью профессионального обучения и переобучения граждан по профессиям и специальностям под конкретные рабочие места; снижении уровня безработицы в регионе и уменьшении социальной напряженности; увеличении числа рабочих мест; усилении кадрового потенциала предприятий; использовании в дальнейшем спектра технических специальностей для быстрого реагирования на изменения рынка труда; формировании системы гибкого, непрерывного профессионального образования и обучения для обеспечения динамически развивающихся рынков труда; создании  материально – технической базы для эффективной организации образовательного процесса по подготовке, переподготовке и повышения квалификации специалистов высокотехнологичного производства; в отработке новых подходов, мер и средств по рациональному и эффективному использованию научно – образовательного потенциала региона; в создании условий для развития  научных исследований и инновационных разработок, внедрения результатов научной деятельности в производство; в развитии мелкосерийного производства; в обеспечении более тесного взаимодействия образования, производства и науки.
        
...........