|
||
Инновационная образовательная программа |
||
(выдержки из конкурсной заявки) |
||
........... Многофункциональный статистический анализ рынка труда Смоленской области выявил дефицит специалистов технического профиля, способных конкурировать в условиях высокотехнологичного промышленного производства и показал несоответствие уровня подготовки специалистов предъявляемым требованиям в условиях современного рыночного производства. Особо актуальной проблемой региона является кадровая политика на производстве, которая не носит стратегического, опережающего характера и не имеет прочных правовых основ. Опрос работодателей региона в современных условиях диверсификации экономики и модернизации производства за счет внедрения новых технологий и создания благоприятных условий для размещения новых производственных мощностей на территории Смоленской области обозначил потребности производства в таких специалистах как: техник – технолог автоматизированного проектирования технологических процессов; техник-конструктор автоматизированного проектирования технологической оснастки; техник-программист систем ЧПУ; техник-метролог; техник-оператор станков с ЧПУ; техник – оператор токарных полуавтоматов; на предприятиях по производству полимеров в таких специалистах как: техник – литейщик; техник – прессовщик; машинист экструдера; на предприятиях с автоматизацией технологических процессов в таких специалистах как: слесарь по контрольно – измерительным приборам и автоматам; наладчик приборов, аппаратуры и систем автоматического контроля, регулирования и управления; специалист по проектированию и обслуживанию компьютерных сетей; на предприятиях полиграфического производства в таких специалистах как: оператор фотонаборных автоматов; печатник плоской печати и др. Новые экономические условия предопределяют иной уровень интеграции образования, науки и производства. Интегративное взаимодействие образования, науки и производства приобретает характер системной целостности. В этой связи меняется роль профессионального образования, которая предполагает перевод образовательного учреждения в новое качество, обеспечивающее не только профессиональную подготовку кадров СПО, но и обеспечение соответствия профессиональной структуры подготавливаемых рабочих и специалистов потребностям рынка труда. Комплекс ключевых изменений направлен на создание системы обучения, отвечающей современным рыночным потребностям; внедрение механизмов частно - государственного партнерства, инновационной инфраструктуры; повышения квалификации педагогических и управленческих кадров. В условиях создавшейся современной ситуации в экономике страны, инновационная образовательная программа «Создание системы опережающего обучения рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в условиях частно – государственного партнерства » ориентирована на кадровое обеспечение специальностей: 1510001 Технология машиностроения; 240503 Производство изделий и покрытий из полимерных материалов; 230005 Программное обеспечение ВТ и АС; 220301 Автоматизация технологических процессов и производств; 261203 Полиграфическое производство. Выше обозначенная инновационная образовательная программа ориентирована на удовлетворение потребностей промышленных предприятий в высококлассных специалистах и рабочих кадрах. Созданные колледжем совместно с работодателями (ОАО «Измеритель», ОАО «Авангард», ОАО «Сафоновский электромашиностроительный завод») на их территории учебно – научно – производственные комплексы (далее УНПК) в течение 2004 – 2008 гг. имели своей целью совместное управление процессом подготовки, переподготовки и опережающего обучения специалистов СПО и рабочих кадров предприятий. УНПК является базой для проведения учебного процесса, обеспечивает сопряжение уровней профессиональной подготовки и переподготовки, открытость образовательного пространства в рамках системы непрерывного профессионального образования. В рамках инновационной образовательной программы УНПК будут преобразованы в ресурсные комплексы по подготовке, переподготовке и опережающему обучению кадрового потенциала. Модель этих комплексов будет строиться с учетом имеющихся ресурсов промышленного комплекса Смоленщины, научно – образовательного потенциала и инновационных возможностей региона. Инновационная образовательная программа предусматривает создание системы опережающего обучения рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств региона для получения опережающего, прогностически ориентированного образования во взаимодействии с бизнес – сообществом в интересах динамичного развития экономики и повышения качества образования. Система опережающего обучения строится на принципах:
Опережающее профессиональное обучение работников осуществляется по двум направлением:
Качественно новое образование будет реализовываться на основе компетентностного подхода, который предполагает профессиональное развитие и саморазвитие специалиста, готового теоретически и практически решать профессиональные задачи и обладающего возможностями анализировать и корректировать процесс и результаты своей деятельности.
Для развития кадрового потенциала региона значимость данного
инновационного проекта заключается в удовлетворении запросов
работодателей в области обеспечения качества подготовки специалиста,
готового к реализации своих профессиональных функций на
высокотехнологичном оборудовании; обеспечении непрерывного
образования представителей различных целевых групп с целью
профессионального обучения и переобучения граждан по профессиям и
специальностям под конкретные рабочие места; снижении уровня
безработицы в регионе и уменьшении социальной напряженности;
увеличении числа рабочих мест; усилении кадрового потенциала
предприятий; использовании в дальнейшем спектра технических
специальностей для быстрого реагирования на изменения рынка труда;
формировании системы гибкого, непрерывного профессионального
образования и обучения для обеспечения динамически развивающихся
рынков труда; создании материально – технической базы для
эффективной организации образовательного процесса по подготовке,
переподготовке и повышения квалификации специалистов
высокотехнологичного производства; в отработке новых подходов, мер и
средств по рациональному и эффективному использованию научно –
образовательного потенциала региона; в создании условий для
развития научных исследований и инновационных разработок, внедрения
результатов научной деятельности в производство; в развитии
мелкосерийного производства; в обеспечении более тесного
взаимодействия образования, производства и науки. |
||