Вопросы для тематического  зачета 

по предмету "Физическая культура"

 

Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной                     подготовке студентов.

1.     Цель занятий физической культурой и спортом.

2.     Роль физической культуры и спорта в духовном воспитании личности.

3.     Понятие "Физическая культура", "Спорт", "Физкультурник", "Спортсмен".

4.     Понятие "Физическое воспитание", "Физическое развитие".

5.     Понятие "Физическая подготовка", "Физическая подготовленность", "Физическое совершенство"

6.     Понятие "Физическое упражнение", разновидности использования и влияния  физических упражнений на организм человека.

 

Тема 2. Социально-биологические основы физической культуры и спорта.

1.     Общее представление о строение тела человека, его тканях, органах и физиологических системах (перечислить).

2.     Скелет человека.

3.     Мышечная система.

4.     Кровь. Кровеносная и дыхательная системы.

5.     Нервная система.

6.     Эндокринная система.

7.     Взаимосвязь физической и умственной деятельности человека.

8.     Физическая активность в период напряженных умственных нагрузок и формы ее организации.

9.     Физиологическая характеристика состояний организма при занятиях физическими упражнениями и спортом (предстартовое состояние, разминка, вырабатывание, истинное устойчивое состояние, ложное устойчивое состояние, состояние "мертвая точка", состояние "второе дыхание").

10. Утомление при физической и умственной работе. Компенсированное и некомпенсированное, острое и хроническое. Восстановление.

11. Биологические ритмы и работоспособность.

 

Тема 3. Основы здорового образа жизни.

1.     Понятие "здоровье" и "резервы организма".

2.     Определение здорового образа жизни (ЗОЖ).

3.     Резервы организма.

4.     Перечислить факторы здорового образа жизни.

5.     Правильное питание.

6.     Дурные привычки и их воздействие на организм человека.

7.     Правильная организация режима труда студента.

8.     Роль двигательной активности в здоровом образе жизни.

 

Тема 4. Физические способности человека.

1.     Перечислить основные физические двигательные качества.

2.     Сила абсолютная и относительная.

3.     Выносливость. Её связь с состоянием сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

4.     Быстрота.

5.     Гибкость.

6.     Ловкость. В каких видах спорта она проявляется наилучшим образом?

 

Тема 5. Основы физической и спортивной подготовки

1.     Понятие "Физическая подготовка", "физическая подготовленность"

2.     Общая и специальная физическая подготовка.

3.     Схема обучения двигательным навыкам.

4.     Цель и задачи спортивной тренировки.

5.     Состояние "спортивная форма", процесс развития спортивной формы.

6.     Основные принципы построения тренировки.

7.     Методы развития физических качеств.

8.     Врачебный контроль и самоконтроль в процессе физического воспитания.

 

Тема 6. Спорт в физическом воспитании студентов

1.     Понятие "спорт". Массовый спорт, спорт высших достижений.

2.     Всероссийская спортивная классификация (спортивный разряд, спортивное звание, разрядные нормы и требования.

3.     Краткая история Олимпийских игр

4.     Краткая характеристика видов спорта, преимущественно развивающих выносливость.

5.     Краткая характеристика видов спорта, преимущественно развивающих силовые и скоростно - силовые качества.

 

Тема 7.Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП)

1.     Цель и задачи профессионально-прикладной физической подготовки.

2.     Профессиограмма и ее параметры.

3.     Средства  профессионально - прикладной физической подготовки

4.     Формы занятий по профессионально-прикладной физической подготовке.

 

Тема 8. Профилактические, реабилитационные и восстановительные мероприятия в процессе занятий физическими упражнениями.

1.     Гигиенические требования к спортивной форме занимающихся.

2.     Закаливание.

3.     Правила предупреждения травм.

4.     Восстановительные средства после тренировочных нагрузок, напряженной умственной и производственной деятельности.

Дополнительные вопросы

Раздел "Гимнастика".

1.     История развития гимнастики.

2.     . Разновидности гимнастики.

3.     Оздоровительное, прикладное значение гимнастики

4.     Терминология гимнастических упражнений.

5.     Утренняя гигиеническая гимнастика, её значение для здоровья человека.

6.     Физкультурная пауза, её значение для работоспособности человека.

 

Раздел "Легкая атлетика".

1.     История развития легкой атлетики.

2.     Разновидности легкой атлетики.

3.     Оздоровительное и прикладное значение легкой атлетики.

4.     Места занятий легкой атлетикой, оборудование и инвентарь, гигиена спортивной формы занимающихся.

 

Раздел "Лыжная подготовка".

1.     История развития лыжного спорта.

2.     Разновидности лыжного спорта.

3.     Инвентарь, снаряжение и гигиена спортивной формы лыжника.

4.     Закаливающий эффект лыжного спорта.

 

Раздел "Плавание".

1.     История развития плавания.

2.     Оздоровительное и прикладное значение плавания.

3.     Разновидности способов плавания.

4.     Правила поведения и техника безопасности на занятиях по плаванию.

5.     Места для занятий по плаванию, гигиенические требования к занимающимся.

 

Раздел "Баскетбол".

1.     История развития баскетбола.

2.     "Азбука" баскетбола.

3.     Оздоровительное значение баскетбола.

4.     Элементы техники баскетбола.

5.     Броски мяча в кольцо.

6.     Основные правила соревнований по баскетболу.

7.     Оздоровительное и прикладное значение баскетбола.

 

Раздел "Волейбол".

1.     История развития волейбола.

2.     "Азбука" волейбола.

3.     Разновидности техники нападения и защиты.

4.     Основные правила  соревнований по волеболу.

5.     Оздоровительное и прикладное значение волейбола.

 

Раздел "Шейпинг".

1.     Различие между ритмической и атлетической гимнастикой. Что такое шейпинг.

2.     Основные мышечные группы.

3.     Что такое "ударная" серия упражнений.

4.     Основные функциональные системы организма и изменения в них под воздействием физической нагрузки.

5.     Структура занятияй шейпинга.

 

 

Литература.

1.     Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. 3-е изд.,перераб. - М.:ФИС, 1987.

2.     Агаджанян Н.А., Кайков А.Ю. Резервы нашего организма. - М.: Знание, 1990.

3.     ВолковВ.М., Мильнер Е.Г. Человек и бег. - М.:ФИС,1987.

4.     Введение в теорию физической культуры: Учеб. Пособ. Для инст.физик./ Под общ. ред. док. пед. наук, проф.Л,П.Матвеева. - М.: ФИС, 1983.

5.     Сапин М.П., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека. - М.: Изд. Центр "Академия", 1997.

6.     Коробейников Н.К., Михеев А.А., Николенко И.Г. Физическое воспитание.: Учеб.пособ. для учащихся сред. спец. учеб. завед. - М.: Высш. школа, 1984.

7.     Кун Л. Всемирная история физической культуры и спорта /Пер. с венгр.; Под общ. Ред.В.В.Столбова. - М.: Радуга, 1982.

8.     Энциклапедический словарь по физической культуре и спорту. - В 3 т. - М.: ФИС, 1963.