Тема: «Понятия о привычках здорового
образа жизни»
Учебные вопросы:
1.
Общие понятия о режиме жизнедеятельности
и его значении на здоровье человека.
2. Особенности организации режима учёбы и отдыха
подростка.
Цель: Дать основные понятия
студентам о режиме жизнедеятельности человека о его
значении
и сохранении высокого уровня работоспособности и здоровья человека;
проанализировать основные составляющие режима учёбы и отдыха подростка,
определить наиболее эффективное их состояние.
Ход занятия:
Режим – это установленный распорядок
жизни человека, который включает в себя труд, питание, отдых и сон. Главной
составляющей режима жизнедеятельности человека является его труд, который
представляет целесообразную деятельность ,
направленную на создание материальных и духовных ценностей. Режим
жизнедеятельности человека должен быть подчинён его эффективной трудовой
деятельности. Рабочий человек живёт в определённом ритме: он должен в определённое время вставать,
выполнять свои обязанности, питаться, отдыхать и спать. Ритмичная
деятельность – один из основных законов жизни и одна из основ любого труда.
Рациональное сочетание элементов режима жизнедеятельности обеспечивает более
продуктивную работу человека и высокий уровень его здоровья. В трудовой
деятельности человека участвует весь организм как целое. Трудовой ритм задаёт
ритм физиологический: в определённые часы организм испытывает нагрузки,
вследствие чего повышается обмен веществ, усиливается кровообращение, дыхание,
а затем появляется чувство усталости; в другие часы, дни, когда нагрузка
снижается, наступает отдых после утомления, восстанавливаются силы и энергия.
Правильное чередование нагрузки и отдыха является основой высокой
работоспособности человека. Русский физиолог Н.Е.Введенский выдвинул ряд
условий для достижения высокой работоспособности, а значит, и высокого уровня
здоровья:
1.Постепенное вхождение в работу.
2.Продуманная и отработанная
последовательность в труде.
3.Правильное распределение
нагрузки – дневной, недельной, годовой.
Неравномерность нагрузки: спешка в одни
периоды и бездеятельность в другие – одинаково вредны, поэтому необходим отдых
– состояние покоя или активной деятельности, ведущее к восстановлению сил и
работоспособности (наиболее эффективным в деле восстановления работоспособности
является активный отдых). Отдыхать человеку следует ежедневно. К важнейшему
виду ежедневного отдыха относится сон (незаменяемый вид отдыха). Несоблюдение
режима сна ведёт к переутомлению, сильно влияет на центральную нервную систему
и может привести к серьёзным заболеваниям. Заканчивая рассмотрение вопроса об
общих понятиях режима жизнедеятельности человека, целесообразно коснуться
режима питания. Правильное питание – важнейшее условие здоровья человека, его
работоспособности и долголетия. Что значит питаться правильно? Это значит
получать с пищей достаточное количество необходимых организму веществ: белки,
жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и воду. Перерывы между приёмами
пищи, если человек не применяет мяса, должны быть не короче 3-4 часов, приём
мяса увеличивает паузу два раза. Потреблять воду или другие напитки следует
незадолго до еды. Во время и после еды пить не следует. В дополнение к темам:
труда, отдыха, сна и питания, следует рассмотреть режим школьника. Неправильное
распределение учебной нагрузки (перегружиность обучаемых
основными и дополнительными занятиями) приводит к различным заболеваниям. К
моменту окончания школы, каждый четвёртый выпускник имеет патологию
сердечнососудистой системы, каждый третий – близорукость, нарушение осанки.
Особое внимание надо акцентировать на значении двигательной активности для
здоровья человека и учёте её в режиме дня. Она должна занимать в нём не менее 1
часа в день.
Подводя итог, следует сказать, что режим
должен быть «мягким» и иметь отклонения в зависимости от реальной обстановки,
которая сложилась в определённый день. Что-то сегодня не сумел сделать, но
сделал другое, завтра компенсируется. Но главных четыре части режима должны
соблюдаться. Это познание окружающего мира и себя, то есть обучение, физическая
нагрузка, равноценная умственной, рациональное питание и нормальный сон.
Управляя распределением времени на эти части, создаётся эффективный режим
деятельности, обеспечивающий высокий уровень жизнедеятельности и хорошего
здоровья.
Список
используемой литературы:
1.
Смирнов
А.Т.Учебник Основы Безопасности Жизнедеятельности 10 класс. 1997г.
2.
А.Смирнов.
Журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности.