Тема: «Понятия о привычках здорового образа жизни»

 

Учебные вопросы:

1.  Общие понятия о режиме жизнедеятельности и его значении на здоровье человека.                                                                                                                                        

 2.  Особенности организации режима учёбы и отдыха подростка.

 

Цель: Дать основные понятия студентам о режиме жизнедеятельности человека о его                                                                                                                                                                     значении и сохранении высокого уровня работоспособности и здоровья человека; проанализировать основные составляющие режима учёбы и отдыха подростка, определить наиболее эффективное их состояние.

 

Ход занятия:

   Режим – это установленный распорядок жизни человека, который включает в себя труд, питание, отдых и сон. Главной составляющей режима жизнедеятельности человека является его труд, который представляет целесообразную деятельность , направленную на создание материальных и духовных ценностей. Режим жизнедеятельности человека должен быть подчинён его эффективной трудовой деятельности. Рабочий человек живёт в определённом ритме:  он должен в определённое время вставать, выполнять свои обязанности, питаться, отдыхать и спать. Ритмичная деятельность – один из основных законов жизни и одна из основ любого труда. Рациональное сочетание элементов режима жизнедеятельности обеспечивает более продуктивную работу человека и высокий уровень его здоровья. В трудовой деятельности человека участвует весь организм как целое. Трудовой ритм задаёт ритм физиологический: в определённые часы организм испытывает нагрузки, вследствие чего повышается обмен веществ, усиливается кровообращение, дыхание, а затем появляется чувство усталости; в другие часы, дни, когда нагрузка снижается, наступает отдых после утомления, восстанавливаются силы и энергия. Правильное чередование нагрузки и отдыха является основой высокой работоспособности человека. Русский физиолог Н.Е.Введенский выдвинул ряд условий для достижения высокой работоспособности, а значит, и высокого уровня здоровья:

1.Постепенное вхождение в работу.

2.Продуманная и отработанная последовательность в труде.

3.Правильное распределение нагрузки – дневной, недельной, годовой.

     Неравномерность нагрузки: спешка в одни периоды и бездеятельность в другие – одинаково вредны, поэтому необходим отдых – состояние покоя или активной деятельности, ведущее к восстановлению сил и работоспособности (наиболее эффективным в деле восстановления работоспособности является активный отдых). Отдыхать человеку следует ежедневно. К важнейшему виду ежедневного отдыха относится сон (незаменяемый вид отдыха). Несоблюдение режима сна ведёт к переутомлению, сильно влияет на центральную нервную систему и может привести к серьёзным заболеваниям. Заканчивая рассмотрение вопроса об общих понятиях режима жизнедеятельности человека, целесообразно коснуться режима питания. Правильное питание – важнейшее условие здоровья человека, его работоспособности и долголетия. Что значит питаться правильно? Это значит получать с пищей достаточное количество необходимых организму веществ: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и воду. Перерывы между приёмами пищи, если человек не применяет мяса, должны быть не короче 3-4 часов, приём мяса увеличивает паузу два раза. Потреблять воду или другие напитки следует незадолго до еды. Во время и после еды пить не следует. В дополнение к темам: труда, отдыха, сна и питания, следует рассмотреть режим школьника. Неправильное распределение учебной нагрузки (перегружиность обучаемых основными и дополнительными занятиями) приводит к различным заболеваниям. К моменту окончания школы, каждый четвёртый выпускник имеет патологию сердечнососудистой системы, каждый третий – близорукость, нарушение осанки. Особое внимание надо акцентировать на значении двигательной активности для здоровья человека и учёте её в режиме дня. Она должна занимать в нём не менее 1 часа в день.

     Подводя итог, следует сказать, что режим должен быть «мягким» и иметь отклонения в зависимости от реальной обстановки, которая сложилась в определённый день. Что-то сегодня не сумел сделать, но сделал другое, завтра компенсируется. Но главных четыре части режима должны соблюдаться. Это познание окружающего мира и себя, то есть обучение, физическая нагрузка, равноценная умственной, рациональное питание и нормальный сон. Управляя распределением времени на эти части, создаётся эффективный режим деятельности, обеспечивающий высокий уровень жизнедеятельности и хорошего здоровья.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

 

1.      Смирнов А.Т.Учебник Основы Безопасности Жизнедеятельности 10 класс. 1997г.

 

2.      А.Смирнов. Журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности.