ФИЗИЧЕСКАЯ
ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ, КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО
СПЕЦИАЛИСТА
Людмила Ильинична
Рыженкова, преподаватель кафедры «Физической культуры» Смоленского
промышленно-экономического колледжа
Совершенствование учебного процесса по
физическому воспитанию в средних учебных заведениях требует улучшение
организации и методики преподавания, поиска новых форм, средств и методов
учебно-тренировочной работы, его медико-биологического образования. Физическое
воспитание играет важную роль в
подготовке физически крепкого, закаленного, здорового молодого поколения,
готового к высокопроизводительному труду.
В литературных источниках недостаточно
отображаются данные о динамике физической подготовленности студентов на всем
протяжении учебного процесса в среднем специальном учебном заведении (ССУЗЕ),
особенно сравнительные данные при
поступлении в ССУЗ и по окончании его. Недостаточный контроль за динамикой
физической подготовленности не позволяет рационально планировать учебно-тренировочные
занятия, что нередко приводит к переутомлению студентов и отрицательно влияет
на их умственную и физическую работоспособность.
Физическая подготовленность –
результат физической подготовки к определенному роду деятельности.
Характеризуется уровнем развития ведущего для данной деятельности качества
(выносливости, силы, ловкости, гибкости, быстроты) и степени овладения ведущими
навыками (высокая, средняя, низкая).
Роль физической подготовленности студентов
многогранна. Технический прогресс, стремительное развитие науки и все
возрастающее количество новой информации необходимой современному специалисту,
делают учебную деятельность студента все более интенсивной и напряженной.
Соответственно, возрастает и значение физической культуры как средства
оптимизации режима жизни, активного отдыха, сохранения и повышения
работоспособности студентов на протяжении всего периода обучения. Наряду с
этим, средствами физической культуры, обеспечивается дальнейшая общая и
специальная физическая подготовка применительно к условиям будущей профессии.
Сегодня под физической готовностью
студентов к профессиональной и самостоятельной жизни понимается направленный
процесс формирования необходимого арсенала двигательных умений и навыков,
гармоничное развитие физических качеств и связанных с ними способностей, от
которых зависит эффективность трудовой деятельности, достижение высокой
физической и умственной работоспособности, сохранение здоровья и творческое
долголетие человека.
Наряду с общей прикладной направленностью
системы физического воспитания в ней обеспечивается специальное профилирование
занятий применительно к конкретным видам профессиональной деятельности. Такое
профилирование получает наиболее полное выражение в профессионально-прикладной
физической подготовке, основным содержанием которого является воспитание
физических способностей, отвечающих специфическим требованиям определенной
профессии, и вооружение профессионально важными двигательными умениями и
навыками.
Профессиональное профилирование процесса
физического воспитания имеет существенное практическое значение для общества,
поскольку является одним из непосредственных факторов улучшения
профессиональной подготовки кадров, сокращение сроков освоения профессиональных
умений и навыков повышения надежности функций работников производства в
условиях управления современной сложной техникой и компьютерами, роста
производительности труда и т.д. Физическое воспитание в этом отношении служит
одним из важных факторов материального производства.
В системе физкультурного
образования под физическим состоянием принято понимать совокупность
показателей, характеризующих физическое развитие, функциональное состояние
организма и физическую подготовленность. Решающая роль для улучшения
качественных характеристик вышеуказанных показателей отводится физической
подготовке которая отражает определенную психофизическую готовность студента к
будущей профессии, является важной и
неотъемлемой частью физического самосовершенствования. (Ю.А. Демьяненко, 1981;
А.Е. Болотин, А.С. Булатов, 1992)
ФИЗИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ
СПЕЦИАЛИСТА
Современная автоматизация производства привела к появлению большого числа профессий, связанных с управлением сложными механизмами, труд приобретает качественно новое содержание, становится более творческим и эмоционально напряженным, а это сопровождается своеобразным нервным утомлением. Резкое усиление нервно-эмоциональной напряженности является фактором, отрицательно влияющим на состоянии здоровья и уровень работоспособности человека.
Любой вид профессиональной деятельности
(обучение, умственный труд, труд
технолога, менеджера и т.д.) представляет собой структуру трудовых
процессов различной степени сложности, особенности двигательной активности,
требующая от специалиста строго определенных профессионально важных качеств,
диктует свой уровень развития психофизических качеств и разносторонний уровень
физической подготовленности. Этим особенностям следует противопоставлять
обдуманные средства физической культуры и конкретные упражнения.
Профессиональная направленность
физической культуры личности – это основа, объединяющая все остальные ее
компоненты. О сформированности физической культуры личности можно судить по
объективным и субъективным показателям: степень сформированности потребности,
удовлетворенности и отношение к выполняемой деятельности, уровень физической
подготовленности и отношение к нему; владение средствами, методами, умениями и
навыками для физического совершенствования; степень проявления морально-волевых
и нравственных качеств личности; проявление самоорганизации, самообразования,
самовоспитания и самосовершенствования в учебной и профессиональной
деятельности, в организации здорового образа жизни.
В соответствии с критериями можно
выделить ряд уровней проявления личности.
Предноминальный уровень. У
студентов проявляется неудовлетворенность содержанием учебных занятий и вне
учебной деятельности. Отсутствует потребность в познавательной активности, а
знания проявляются на уровне знакомства с учебным материалом. Отрицается
связь физической культуры со становлением личности будущего специалиста.
На учебных занятиях такие студенты пассивны. Уровень их физических возможностей
различный.
Номинальный уровень. Характеризуется индифферентным
отношением студентов к физической культуре. Спонтанно используют отдельные
средства и методы под влиянием товарищей по учебной группе, эмоционального
впечатления от спортивного зрелища, теле или кино информации. Знание,
практические умения ограниченны. Смысл занятий видится лишь в укреплении
здоровья, частично в физическом
развитии. Уровень их физической подготовленности имеет широкий диапазон.
Потенциальный уровень. У
студентов отличается осознанное отношение к физической культуре в целях
самосовершенствования и подготовки к профессиональной деятельности. Необходимые
знания, убеждения, практические умения и
навыки позволяют им грамотно выполнять
разнообразную физкультурно-спортивную деятельность под контролем преподавателя
или опытных товарищей. Познавательную активность проявляют в сфере просмотра
спортивных мероприятий и чтением литературы.
Направленность «на
себя». В
процессе учебных занятий эмоциональны,
проявляют самовыражение частично используют физическое самовоспитание,
руководствуясь личными мотивами. Проявляют активность в общественной
физкультурной деятельности лишь при побуждении из вне.
Творческий уровень.
Характерен для студентов, убежденных в ценностной значимости физической
культуры для развития и реализации возможностей личности. Они владеют
необходимыми знаниями, умениями и навыками для физического
самосовершенствования, организации здорового образа жизни, творчески внедряют
физическую культуру в профессиональную деятельность, семейную жизнь.
В этой связи процесс формирования культуры
личности профессионала требует определенных
педагогических воздействий, которые могут быть реализованы в рамках
профессиональной физической подготовки, средства и методы которой обеспечивают
комплексное и наиболее полное удовлетворение ее социальных и личностных
потребностей и способностей, обусловленных требованиями профессионального
образования.
Одной из важных и сложных задач является
поиск критериев, позволяющих объективно оценивать физическую подготовленность
человека в будущей профессиональной деятельности. Основная трудность
заключается в том, что разносторонняя физическая подготовленность в основном
оказывает на трудовую деятельность не прямо, а косвенное влияние, и механизмы
этого влияния могут быть различны. Эти и другие особенности ограничивают
возможности использования общественных приемов при выявлении критериев оценки
общей физической готовности человека к
труду и требует разработки особого методического подхода. Такого рода
исследования должны включать изучение как физической подготовленности человека
и ее воздействие на трудовую деятельность, тек и состояние его здоровья,
работоспособности, двигательной активности.
Особенно важно здесь подчеркнуть
следующее, что в связи с социальными запросами в становлении личности профессионала
в рамках традиционной профессионально-прикладной физической подготовки
первостепенное значение приобретает: поддержание высокого уровня профессиональной
подготовленности и надежности в многолетней учебной и служебной деятельности;
формирование потребностно-мотивационных
и ценностно-ориентационных отношений личности, создающих основу
самосовершенствования.
Понятие «качества специалиста» включает не
только знание, умения в профессиональной деятельности, но и психофизическую
пригодность, которая зависит от уровня физической подготовки. Если специалист
не имеет необходимых физических способностей, чтобы трудиться, то его нельзя
относить к трудовым ресурсам. Вот почему каждый молодой человек должен
заблаговременно и активно готовиться к выбору профессии, целенаправленно
развивать те физические и психические качества, которые определяют
психофизическую надежность и успех в его будущей профессиональной деятельности.
Особую значимость приобретает проблема
более качественного, комплексного обучения студентов в процессе занятий
физической культурой. Современная концепция физической подготовки в средних
специальных учебных заведениях
определяется как профессионально-прикладная, целенаправленная на подготовку к
самостоятельной и профессиональной деятельности, связанную с приобретением и
совершенствованием особо важных и жизненно-необходимых социально
психофизических качеств и специально прикладных умений и навыков.
Основа программы по физической подготовке
составляет учебный материал, основных видов практической деятельности,
направленный на развитие основных прикладных физических качеств (выносливость,
быстрота, сила, ловкость, гибкость).
Однако значительное сокращение учебных
часов в неделю (2ч.) для студентов отдельных специальностей (бухгалтер-экономист,
финансист, менеджер) разнообразие и большой объем двигательных умений и навыков
позволяет обучить студентов, в том числе и с использованием специальных
профессиональных средств только на уровне умений. До завершающего этапа
обучения, где обеспечивается разнообразное совершенствование двигательных умений и навыков, создается и
формируется способность рационального применения средств и приемов
обучения в реальных и разнообразных
условиях профессионально-практической деятельности, дело, как правило не
доходит.
Для решения этой проблемы есть несколько
основных путей: повышение эффективности учебного процесса, совершенствование
системы планирования и управления, повышение профессионального мастерства
преподавателей, использование технических средств обучения и обучающих систем,
активизация деятельности занимающихся.
В рамках данной проблемы интерес
представляет самостоятельная деятельность занимающихся, процессы самообучения и
самосовершенствования. На наш взгляд, здесь имеются огромные резервы повышения
уровня физической и психологической подготовленности, становления и творческого
развития профессиональной культуры личности будущего специалиста.
Таким образом, основным элементом общей
культуры будущего специалиста является уровень его физической подготовленности.
Для объективной оценки физического состояния и подготовки студентов необходимо
осуществлять педагогический контроль (текущий и оперативный).
С этой целью, согласно учебной программе,
в начале и в конце учебного года, на первых 6-8 занятиях проводятся контрольные
испытания (тесты), специально разработанные с учетом направленности
деятельности будущих специалистов (бег на
Результаты контрольных испытаний в каждом
упражнении заносятся в таблицу контроля уровня физической подготовленности.
Такие таблицы существуют для каждой учебной группы.
Тестирование позволяет определить
индивидуальный уровень физической подготовки в каждом упражнении по развитию
основных физических качеств и в целом учебной группы. На основании всех
результатов контрольных упражнений, определяем общий уровень физической
подготовленности студента и учебной группы.
Показатели тестирования уровня физической
подготовленности студентов позволяет преподавателям кафедры сравнить их в
течении всего периода обучения, оценить и сделать анализ. А также выявить
преимущества и недостатки применяемых средств,
методов обучения и форм организационных занятий. На основании анализа
скорректировать рабочие планы на следующий учебный год.
Но это будет положительным и идеальным в
том случае, если в основе учебного процесса главным будет соблюдена
преемственность обучения.
В дополнение к этому, на каждого студента
на период обучения в колледже, разработана индивидуальная карта контроля и
оценка уровня развития основных физических качеств и общего уровня его
физической подготовленности. Данная карта для студента дает объективную
информацию о физическом состоянии, позволяет видеть как изменяется
(прогрессирует) его уровень.
Практика показывает, что юноши далеко не
безразличны к уровню и оценки своей физической подготовленности. В большинстве
случаев показатели тестирования являются эффективным стимулом активизации отстающих
студентов не только на занятиях физической культуры но и во время
самостоятельных занятий физическими упражнениями. Тем самым тестирование имеет
мотивационное (стимулирующее) значение.
Таким образом, важной стороной
тестирования является воспитание у студентов потребности в целенаправленной
деятельности на учебных занятиях. Причем так, чтобы она имела свое продолжение
в форме самостоятельных занятий в домашних условиях в целях физического
самосовершенствования.
С этой целью, кроме текущего контроля
используется оперативный контроль. Так как текущий контроль не позволяет
объективно оценить уровень подготовки студентов на протяжении всего учебного
года, также занимает много времени и является очень трудоемким, а климатические
особенности не позволяют использовать некоторые тесты в зимний период. В связи
с этим возникает необходимость
проведения оперативного контроля, который позволяет оценить общую физическую
подготовленность и уровень развития физического качества на данный момент.
Данный комплексный контроль дает возможность каждому студенту легко следить за
динамикой своих результатов, сравнивать с показателями товарищей. Благодаря
установленной форме контроля и самоконтроля студент может регулярно
подсчитывать количество баллов в любом упражнении и комплекса в целом, и по
таблице определять уровень физической подготовленности. А также использовать
комплекс специальных упражнений для самостоятельного контроля дома.
Преподавателю, по результатам комплексного
контроля легко определить общий уровень физической подготовки каждого студента,
также выявить слабые стороны развития физических качеств и основных мышечных
групп. В дальнейшем разрабатывать комплексы упражнений и предлагать студентам
их выполнять самостоятельно во вне учебное время. Периодически – примерно 2-3 раза в семестр –
осуществлять контроль за динамикой результатов на учебном занятии.
Таким образом, кроме официальных
обязательных тестов, целесообразно в учебном процессе использовать оперативный
комплексный контроль за уровнем физической подготовленности в целях активизации
слабых студентов. Большинство физических упражнений комплекса можно выполнять в
домашних условиях и поэтому студент достаточно скоро осознает, что улучшение
результатов зависит только от него самого, прикладывает максимум усилий, чтобы
выполнить тест, а затем продемонстрировать его на занятиях.
Повышение уровня физической
подготовленности благотворно сказывается на здоровье всех студентов колледжа и
воспитывает у них устойчивый интерес к занятиям, формирует умения и навыки
самостоятельной работы.
Не вызывает сомнений, что самоконтроль
поможет студентам в их дальнейшей жизни и профессиональной деятельности,
позволит определять для себя уровень физической нагрузки, правильно планировать
работу.
Исходя из видов контроля
следует помнить, что уровень физической подготовленности – это только один из
количественных показателей успеваемости студентов по физической культуре, а
сама оценка складывается из многих других, не менее важных качественных критериев
успеваемости: степени овладения знаниями, двигательными умениями и навыками,
способами осуществления физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
За результаты тестирования нельзя ставить
низкие оценки, или отрицательно оценивать студентов. Это может вызвать
негативное отношение к тестированию и вести к развитию комплекса
неполноценности. У слабого студента гораздо более справедливо оценивать
физическую подготовленность на основе изменений произошедших за определенный
период времени (семестр, год).
Исходя из выше изложенного, можно сделать следующие выводы:
1.
Успех профессиональной деятельности в условиях
рыночных отношений требует от молодых специалистов надлежащей профессиональной
культуры и наличия одной из ее важнейших составляющих физической
подготовленности.
2.
Анализ качества учебно-тренировочного процесса,
уровня физической подготовленности студентов показывает, что наиболее
существенные резервы повышения эффективности занятий физической культурой и
спортом заключаются в рациональном соотношении развития физических качеств:
силы, быстроты, выносливости, ловкости и их оптимального распределения в
учебном процессе, в применении новых технологий проведения занятий.
3.
Умение правильно осуществлять самоконтроль за
физической подготовкой – надежный путь к здоровому образу жизни и успеху в
профессиональной деятельности.