Международная конференция “Доступ к государственной информации, являющейся общественным достоянием”
1x1.gif (43 bytes)
1x1.gif (43 bytes)

1x1.gif (43 bytes)

Выступления

22 июня 2005г.

Секция 2 - Доступ к информации по правам человека и защите прав потребителя, доступ к судебной практике

ЧЕБЕРЯК Р.Н., начальник управления по потребительскому рынку и развитию предпринимательства администрации г.Смоленска (Смоленск)

Доступ к информации по защите прав потребителей

           Органы местного самоуправления являются важным элементом национальной системы защиты прав потребителей, действующим на муниципальном уровне, наиболее приближенном к населению. Практика показывает, что именно к ним  жители города предпочитают обращаться  со своими проблемами.  А проблем таких, к сожалению, достаточно. Сегодня  рынок не гарантирует потребителю, что он приобретет  товар именно того качества, на которое он рассчитывает, что услуга, которую он заказал,  окажется выполненной  в обещанный  срок   и  в соответствии с установленными требованиями. В   условиях конкуренции   потребитель  должен бы быть главным   действующим лицом на рынке. Но на сегодня это далеко не так. И происходит это, прежде всего потому, что потребитель не профессионал и плохо ориентируется в  вопросах   законодательства, действующего на потребительском рынке, не всегда разбирается в тех товарах, которые желает приобрести, не знает правовых норм, регулирующих заключение того или иного договора на оказание услуг.

            Продавец же или исполнитель услуги в абсолютном большинстве случаев оказывается  лучше подготовленным и способен привлечь к работе профессионалов. Кроме того, его основная задача получить от своей деятельности как можно больше прибыли, поэтому если ему выгодно ущемить интересы потребителя, он, не задумываясь, это сделает.

           Потребителю на рынке всегда сложнее, потому, что бизнес организован, а  потребителю приходится отстаивать свои права   в одиночку. Умение потребителя грамотно вести себя в различных ситуациях, знание своих прав, умение отстоять свои интересы  очень важно сегодня для развития цивилизованного потребительского рынка. А отсюда и актуальность проблемы просвещения и информирования населения в области защиты прав потребителей, обеспечение свободного  доступа  к этой информации.

          В администрации города Смоленска  в последние 10 лет уделяется большое внимание обеспечению доступа потребителей к информации о защите прав потребителей.

          Прежде всего, эта информация представлена в предприятиях торговли и услуг  в Уголке для потребителя.  В содержание этой информации входят  выписки из Закона  РФ «О защите  прав потребителей», Правил продажи товаров или оказания услуг в зависимости от профиля предприятия, телефоны государственных и муниципальных  органов  по защите прав потребителей.

          В 2000 году специалистами отдела по защите прав потребителей Администрации города  подготовлен и издан тиражом в 1000 экземпляров справочник  «В помощь потребителю», который был бесплатно  распространен среди жителей города, которые  принимали участие в мероприятиях по активизации торговли, ознакомлению потребителей с новыми видами товаров, проводимых    управлением по потребительскому рынку     и развитию предпринимательства. 

          В справочник включены справочные материалы, консультации, советы специалистов, основные положения нормативных актов, регулирующих правоотношения на потребительском рынке  и другая полезная  информация, необходимая для того, чтобы самостоятельно отстаивать свои потребительские права.

         В 2003 и 2005 году  ООО «Смоленский «Фолиант» с участием отдела по защите прав потребителей   последовательно выпущены еще два  справочника    «Хочу купить» и «Хочу купить-2,  в которые включена информация для потребителей, и которые распространяются  среди жителей города бесплатно.

          Для  распространения информации, помещенной в справочник  «В помощь потребителю» он был напечатан в газете «Смоленские новости» в рубрике «Вырежь и сохрани».

          На официальном  сайте администрации города Смоленска также размещена подробная информация о защите прав потребителей. Смоляне, имеющие компьютеры, или пользующиеся компьютерами в местах предоставления   Интернет-услуг     могут воспользоваться этой информацией.

           Вопросы защиты прав потребителей   освещаются на страницах городских газет, в радио и телепередачах.  Управление по потребительскому рынку и развитию предпринимательства  явилось организатором радиопрограммы  ГТРК «На защите прав потребителей». Сегодня эта  радиопередача проводится с участием  федеральных  контролирующих органов в сфере защиты прав потребителей. На телеканале «СТС» выходит программа «Это того стоит», которая также много внимания уделяет вопросам защиты прав потребителей, часто участниками этой программы  являются специалисты отдела по защите прав потребителей. В газетах «Рабочий путь», «Аргументы и факты - Смоленск», «Губернские ведомости» регулярно печатаются ответы на вопросы читателей по потребительской тематике.  Ежемесячно публикуется обзор ответов на наиболее значимые  вопросы, поступающие в отдел по защите прав потребителей по телефону «горячей линии».

     Уже традицией стало проведение  «Прямой линии» с читателями газеты «Рабочий путь»,  где каждый потребитель имеет возможность  выяснить, интересующие его вопросы  потребительской тематики.

     Специалистами отдела по защите прав потребителей   проводятся тематические  мероприятия  в предприятиях торговли, с целью информирования населения о  малоизвестных товарах, обеспечения возможности их правильного  выбора такие , например, как «Праздник чая и кофе», «Сыры Смоленщины», «Тушь, которой не страшен душ»  и др.

      Проводятся лекции в трудовых коллективах и учебных заведениях города по их заявкам. В этом году  прочитано – 3 лекции ( для преподавателей учебных заведений начального профессионального образования, учащихся  торгово-экономического техникума и студентов Смоленского филиала Санкт- Петербургского института управления и экономики).

       Большую работу проводит управление по потребительскому рынку и развитию предпринимательства с молодежью.  За последние годы  много сделано по внедрению в учебный процесс  общеобразовательных школ курса основ потребительских знаний, разъяснена необходимость преподавания курса, проведены беседы с преподавателями школ, учителям предложены  для ознакомления  учебники и методические пособия.

          С целью содействия реализации программ потребительского образования в общеобразовательных учреждениях города, развития интереса к изучению основ законодательства о защите прав потребителей, активизации работы факультативов и кружков потребительских знаний ежегодно проводится городской конкурс потребительских знаний, в котором принимаю участие от 10 до 15  школ. Бессменным лидером в этом конкурсе является  МОУ гимназия экономического профиля. Команда этого учебного заведения трижды принимала участие во Всероссийском конкурсе потребительских знаний в городе Москве  и  занимали призовые места.

       Непосредственный доступ к информации  по защите прав потребителей для жителей города  реализуется также через работу центра потребительского просвещения, который уже несколько  лет ежемесячно собирает заинтересованных потребителей на занятия, проводимые специалистами отдела по защите прав потребителей, в областной универсальной библиотеке.

      Сложные экономические условия привели к тому, что  на потребительский рынок пришли люди, не всегда компетентные в  вопросах торговли и оказания услуг. Остро встал вопрос о повышении правовой грамотности предпринимателей, поэтому в управлении по потребительскому рынку и развитию предпринимательства уже стало традицией проведение семинаров и консультаций  для предпринимателей по вопросам  применения действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей.

       Последовательная и целенаправленная работа по информированию потребителей  и предпринимателей дает  свои плоды.  Большинство  споров  между потребителями и продавцами или исполнителями услуг разрешаются в досудебном порядке.  За первое полугодие 2005 года  в отдел по защите прав потребителей обратилось 913 человек,  только 11 человек оформили заявления в суд.

        Практика показывает, что  потребители сегодня ещё плохо  знают потребительское  законодательство и не всегда могут самостоятельно отстоять свои права, поэтому   организация доступа потребителей к информации, повышение их правовой грамотности пока еще остается одной из основных задач в организации работы по защите прав потребителей в администрации города Смоленска.

1x1.gif (43 bytes)
1x1.gif (43 bytes)

© Управление информатики и телекоммуникаций Аппарата Администрации Смоленской области 2005 год