Научно-практическая Интернет-конференция
роль здоровьесберегающих технологий при организации,
образовательного процесса, основанного на компетенциях
  
СПИСОК УЧАСТНИКОВ
РЕШЕНИЕ КОНФЕРЕНЦИИ
ДОКЛАДЫ
 

ВОПРОС-ОТВЕТ

Зенгильдяев С.В.,
«Типография Михайлова-С», генеральный директор

Вопрос: Понятие «качество специалиста» включает  на современном этапе не только уровень сформированности профессиональных компетенции, но и его психофизическую пригодность к профессиональному труду. Каковы условия формирования психологической готовности обучающегося  к труду?

Барановская Н.А.,
руководитель психологической службы  ФГОУ СПО СПЭК

Ответ: Основным условием является личностно – ориентированная работа психологической службы колледжа в тесном контакте со всеми участниками образовательного процесса. Необходимым условием, мы считаем, для  формирования психологической готовности обучающегося  является знание студентом  своих психотипологических особенностей (тип темперамента, характерологические особенности, данность природных способностей, поведенческие реакции и др.)  и ориентация на профессиограмму выбранной  специальности. Недостающие «компоненты» студенту необходимо отреагировать (осознать) и нарабатывать на тренинговых занятиях, курсах или самостоятельно.

 

Никифорова Ю.Г.,
Смоленский промышленно-экономический колледж, студентка  технического факультета

Вопрос: Известно, что в значительной степени  психологическая готовность молодых специалистов к современным условиям труда является определяющей для формирования  карьеры. Как в современных условиях  выработать стрессоустойчивость?

Барановская Н.А.,
руководитель психологической службы  ФГОУ СПО СПЭК

Ответ: Вам необходимо минимизировать разрыв между имеющимся  и требуемым уровнем сформированности профессиональных, надпрофессиональных и базовых компетенций. Пути разрешения данного несоответствия могут заключаться в посещении тренинговых занятий по развитию и оптимизации необходимых  личностных качеств, профессиональных умений и навыков. Например: тренинги позитивного самовоспитания и уверенного поведения; личностного роста; а также тренинги: «Пойми себя»; «Самопрезентация личных и профессиональных качеств»; «Как мотивировать  достижения?»; «Самопрезентация личных и профессиональных качеств»; «Как мотивировать  достижения?»; курс занятий по формированию корпоративной культуры. Немалую роль играет при этом самообразование по проблемам саморазвития и самоопределения.

 

Бондаренко А.С.,
Смоленский промышленно-экономический колледж, студент технического факультета

Вопрос: Известно, что учебный процесс сопровождается стрессовыми ситуациями. Что, по вашему мнению, минимизирует данные явления в ходе учебного процесса?

Барановская Н.А.,
руководитель психологической службы  ФГОУ СПО СПЭК

Ответ: справиться со стрессовыми ситуациями в период учебного процесса помогут самодисциплина и самоорганизованность: это четкая организация своего рабочего времени и быта; качественное выполнение  учебной  работы; стараться избегать различного рода перегрузок (физических, эмоциональных и др.); не стесняться и обращаться за советом и помощью к более опытным товарищам.

 

Сидоров П.А.
Я являюсь отцом студента вашего колледжа.

Вопрос: Широкоаспектное внедрение информационных технологий в образовательное пространство несет в себе как совокупность психологических тревог и опасений, так и спектр позитивных психологичеких факторов. Как, по вашему мнению, чего больше пользы или вреда  в использовании современных информационных технологий в образовательном процессе?

Кудрявцева Т.В.,
декан факультета информационных технологий, ФГОУ СПО СПЭК

Ответ: безусловно, внедрение информационных технологий в образовательное пространство - это явление неоднозначное, причём, не только с точки зрения психологического аспекта. Негативные психологические факторы проявляются более всего на начальном этапе, когда от  преподавателя, сотрудника или студента требуется освоение средств информационных технологий для их дальнейшего использование в своей деятельности. При условии наличия эффективной системы подготовки и переподготовки специалистов все негативные тревоги и опасения рассеиваются довольно быстро. При этом эффективность деятельности любого из субъектов образовательного пространства существенно повышается с внедрением информационных технологий, хотя в некоторых ситуациях это происходит постепенно. Спектр позитивных психологических факторов, возникающих при внедрении средств информационных технологий, весьма широк. В него включаются: повышение самооценки специалиста, ощущение соответствия качества своих профессиональных действий современным требованиям и тенденциям, более частое возникновение ситуации успеха в профессиональной деятельности и другие.

 

Калмыкова О.И.,
Смоленский политехнический колледж, председатель цикловой комиссии

Вопрос: ведущая роль в формировании здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения принадлежит кафедре «Физической культуры». Как  кафедра «Физической культуры» способствует здоровьесбережению? 

Рыженкова Л.И.,
Смоленский промышленно-экономический колледж, преподаватель.

Ответ: в рыночной экономике ведущей задачей среднего профессионального образования является подготовка конкурентоспособного специалиста, готового к длительной трудовой деятельности. Реализуя данное требование, кафедра «Физической культуры» ориентирована на повышение мотивации и усиление убежденности будущих специалистов в ценностной значимости физической культуры личности для ее развития и реализации, создание здоровьеформирующего пространства и внедрение здоровьесберегающих технологий.               Миссия кафедры заключается в обеспечении конкурентоспособности специалиста на рынке труда за счет повышения его функциональных возможностей, необходимых для реализации профессиональной деятельности;   создании условий для  формирования физической культуры личности специалиста СПО как интегрального качества личности; обеспечение ее психофизической готовности к длительной профессиональной деятельности.   Деятельность кафедры направлена на максимально полное удовлетворение  запросов  обучающихся в области физического саморазвития через программы дополнительного образования; пропаганду важности знаний наук в области физической культуры в условиях, обеспечивающих самореализацию личности в физическом плане; формирование  у будущих специалистов новых взглядов на физическую культуру личности как основу ее всестороннего развития.

В рамках кафедры функционируют две лаборатории «Обеспечение активного отдыха и  повышение функциональных возможностей организма» и «Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма.

 

Краснослободцева Р.С.,
ОАО «Смоленский полиграфический комбинат», инженер-технолог

Вопрос: всем известно, что особо важным на сегодня является морально – нравственное здоровье молодых специалистов. Каковы, по вашему мнению, основные пути его формирования?

Зверев Д. В.,
преподаватель общественных дисциплин, ФГОУ СПО СПЭК

Ответ: Пути формирования морально-нравственных качеств личности молодых специалистов могут быть разными. Сама же проблема морально-нравственного здоровья молодежи, т.е. наличия сформированной системы ценностей, обусловлена во многом тем, что система морально-нравственных качеств находится в постоянной динамике, т.к. развивается во времени в соответствии с законами общества.  В основном  морально-нравственные качества личности формируются в кругу семьи и друзей, однако, вполне очевидно, что определяющая роль принадлежит  образовательным учреждениям,  так как именно здесь процесс освоения морально-нравственных качеств носит целенаправленный и систематический характер,  базируясь на знании и учете объективных закономерностей развития личности.

 

Кривченко Т.В.,
ОАО «Смоленский авиационный завод», начальник технического бюро

Вопрос: физическое здоровье современной молодежи, к сожалению, не отвечает требованиям времени часто по вине самой молодежи. Какова роль  всех участников образовательного пространства в решении данной проблемы?

Леонова О.П.,
Смоленский промышленно-экономический колледж, преподаватель

Ответ: роль всех участников образовательного процесса в решении проблемы физического здоровья обучающихся  заключается в единстве их требований и подходов к формированию физической культуры личности: мотивация обучающихся на здоровый образ жизни; удовлетворение запросов потребителей в области физического самопознания и саморазвития; разработка разноуровневых индивидуальных программ общей и профессионально-прикладной физической подготовки. Главное в деятельности всех участников образовательного процесса – это обеспечение психофизической готовности обучающегося   к длительной трудовой деятельности через  создание  здоровьеформирующего  пространства для саморазвития и самосовершенствования личности специалиста, организация активного отдыха и повышение функциональных возможностей организма. 

 

Зиканов С.С.,
Рекламное агентство «Дизайн сервис», Директор по производству наружной рекламы и дизайна

Вопрос: в условиях роста профессиональных заболеваний, определенную роль  в профилактике этих заболеваний играют учебные заведения. Как организована эта работа в вашем учебном заведении?

Вишневский Е.Г.,
Смоленский промышленно-экономический колледж, преподаватель

Ответ: действующая на базе колледжа лаборатория профилактики профессиональных заболеваний и травматизма, является открытым социально-педагогическим пространством, доступным внутренним и внешним потребителям для профилактических физкультурных занятий с целью повышения устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов труда и предупреждению  травматизма. Одной из задач лаборатории является проведение учебно-профилактических  занятий и психологических тренингов с целью формирования компетенций по использованию здоровьесберегающих технологий при организации трудовой деятельности и самостоятельных занятиях,  а также использование нетрадиционных методов и способов восстановления после трудовой деятельности. Материальная база лаборатории  представлена лабораторным комплексом «Реабилитационно-восстановительный центр».

 

Иванов Н.И.,
Смоленский колледж электронных приборов, заместитель директора по УПР

Вопрос: социальное партнерство  образовательного учреждения и предприятий во многом предопределяет качество подготовки специалистов. Однако, способствует ли столь раннее вхождение обучающегося в производственную среду его здоровью?

Ковалева О.Н.,
Смоленский промышленно-экономический колледж, преподаватель

Ответ: как свидетельствует имеющийся во многих учебных заведениях опыт, раннее вхождение обучающихся в производственную среду минимизирует процесс адаптации в начале трудовой профессиональной деятельности, обеспечивает комфортные условия за счет умения  адаптироваться в разновозрастном трудовом коллективе и повышает тем самым стрессоустойчивость молодого специалиста. Создание учебно-научного производственного комплекса позволяет постоянно повышать качество подготовки специалистов и тем самым его конкурентоспособность на рынке труда; реализовывать систему профессионального воспитания студентов; актуализировать  их интеллектуальный и личностны  потенциал.

 

 
 2009 © ФГОУ СПО СПЭК 214018 г. Смоленск, пр-т Гагарина, 56. Тел.: (4812) 55-38-18