Творческий путь Михаила Ивановича Глинки (1804-1857)
Родился в 1804 году в селе Новоспасском в семье помещика. С раннего возраста
полюбил народную песню. Патриотические струны взыграли рано (1812 г.). Глинка
любил крепостной оркестр дяди, где он играл на скрипке и на флейте. Исполнял
народные пьесы и западные. Позже стал учиться на фортепиано. В 20 лет запел
тенором.
1812-1822 гг.
Годы учения в благородном пансионе для детей дворян в Петербурге. Здесь
формировалась личность Глинки. Он познакомился с Пушкиным и полюбил его
творчество. Брал уроки по фортепиано у Джона Фильда, потом у его ученика
Майера. Посещал концерты, оперу. Знал Глюка, Моцарта, Россини. Летом Глинка
работал с оркестром дяди.
Первые произведения: фортепианные вариации (среди них
вариации на тему “Среди долины ровная”), 2 увертюры, романсы (“Моя арфа”, “Не
скучай”, “Верный певец”), начал писать симфонию B-dur, но не закончил.
В 20-е годы Глинка стремился к исполнительской
деятельности. Выступал в музыкальных кружках как певец, пианист, скрипач.
Приобрел известность в кружках. Познакомился с Варлаамовым. Принимал участие в
бытовом музицировании, в ансамблях, дирижировал хором певчих. Писал много
камерных ансамблей для бытового музицирования, но стал стремиться к
профессионализму. В конце 20-х годов Глинка встречался с Пушкиным, Грибоедовым,
Одоевским, Жуковским, Мицкевичем, Дельвигом (который имел свой музыкальный
кружок). В музыкальном кружке Дельвига Глинка пел романсы на его (Дельвига)
стихи: “Не осенний частый дождичек”, “Ах, ты, ночь ли, ноченька”.
В начале 30-х годов Глинка стал известным композитором.
Изучал народную русскую песню, восточную музыку, ездил в Пятигорск, где изучал
кавказскую музыку, что отразилось в “Руслане и Людмиле”.
1830-1834 гг. – Италия
Италия, Вена и Берлин. В Италии Глинка изучал bel canto и изучал итальянскую
оперу. Познакомился с Беллини, Доницетти. Писал вставные арии (в итальянских
операх), вариации на итальянские темы, серенады на итальянские темы из опер.
Глинку встретили в Италии очень тепло. Брал несколько уроков и Базили, но он
Глинке не понравился. В Италии Глинка задумал написать русскую оперу. Появился
замысел “Ивана Сусанина”. Из романсов к этому времени выделялись “Венецианская
ночь” и “Победитель”.
Поехал в Берлин. Захотел написать русскую симфонию.
Стал писать увертюру-симфонию на русские темы, но не завершил. Написал
каприччио на русские народные темы для фортепиано в 4 руки, вариации на тему
“Соловья” Алябьева. В Берлине стал заниматься у Зигфрида Дена. В 1834 году
стал работать над “Иваном Сусаниным”. Сюжет подсказал Жуковский. Либреттистом
стал барин фон Розен. Постановка оперы прошла в 1836 году в Петербурге.
Постановка вызвала бурную полемику. Это способствовало развитию русской
критики. Статьи писали Одоевский, Мельгунов, Неверов.
1836-1842 гг. (между операми)
Годы расцвета творчества. Годы признания Глинки в России и за рубежом. В это
время были написаны лучшие произведения: “Князь Холмский”, цикл романсов на
Кукольника, лучшие романсы на стихи Пушкина – “Я здесь”, Инезилья”, “Ночной
зефир”, “В крови горит огонь желанья”, “Я помню чудное мгновенье”; романсы
“Сомнение” (Кукольник), “Ночной смотр” (Жуковский), “Вальс-фантазия” в первой
редакции для фортепиано. Это – нелегкое для Глинки время. Он разводился с
женой. Возглавлял придворную певческую капеллу в Петербурге. Ездил по стране в
поисках хороших голосов. В 1839 г. ушел из капеллы.
1842 г. – “Руслан и Людмила”. Текст Широкого,
кое-где самого Глинки, Пушкина, есть фрагменты Кукольника. Жанр новый (5
действий) – сказочно-эпическая опера. Он необычен для русской музыки. Оперу
высоко оценили Одоевский, Лист, который приезжал в Россию. Царь невзлюбил
оперу.
1844-1857 гг.
Последний период. В 1844 году отправился в Париж. Там получил признание.
Поклонником Глинки стал Берлиоз (написал о нем статью). В Париже Глинка
задумал написать симфоническое произведение с народными темами.
1845-1848 гг. – Испания. Глинка бросился изучать
народные испанские песни и танцы. Результатами этого стали: “Арагонская хота”
(45 г.), “Ночь в Мадриде” (48 г.). В 1848 году написал “Камаринскую” –
фантазию на русские темы. Позднее написал пушкинские романсы “За здравый
кубок”, “Мэри”, “Адель”.
1848-1857 гг. – Глинка живет в разных городах:
Петербург, Варшава, Париж, Берлин и др. В начале 50-х годов – расцвет
творчества Даргомыжского, первые успехи Балакирева, время первых выступлений
Серова и Стасова (критики). Глинка сблизился с Балакиревым, Серовым, Стасовым
и Даргомыжским. Давал Даргомыжскому советы в написании “Русалки” и давал ему
тетради Дена. Написал оркестровые вариации “Вальса-фантазии”. В 1854-1855 гг.
пишет “Записки” (автобиографические).
В 1856 году поехал к Дену в Берлин. Тщательно изучал
полифонию строгого письма, Баха, Генделя. Глинка замыслил создать образцы
русской национальной полифонии, но не успел. Умер в Берлине. Первую биографию
Глинки написал Стасов. Это было начало его критической деятельности. |