...Я люблю
тебя, старый Смоленск, ибо ты — колыбель детства
моего. Ныне от тебя остались осколки, как от
греческих амфор, а еще проще — как от моего
детства.
Твоя крепость
выдержала пять осад, но она не могла выдержать ни
последней войны, ни лихорадочного послевоенного
строительства. И
если знаменитые Молоховские ворота взорваны
давно, то твоя еще более знаменитая Варяжская
улица — твоя благородная седина, знак твоей
древности — переименована в Краснофлотскую
совсем недавно, а в десятке шагов от рвов бывшего
Королевского бастиона, где когда-то насмерть
стояли твои жители во главе с воеводой Михаилом
Шейным, построен танцевальный зал...
Мне сказочно повезло: я увидел свет в городе
Смоленске. Повезло не потому, что он несказанно
красив и эпически древен — есть множество
городов и красивее, и древнее его,— повезло
потому, что Смоленск моего детства еще оставался
городом-плотом,
на котором искали спасения тысячи терпящих
бедствие. И я рос среди людей, плывущих на плоту.
Город превращают в плот история с
географией. Географически Смоленск — в глубокой
древности столица могущественного племени
славян-кривичей — расположен на Днепре, вечной
границе между Русью и Литвой, между Московским
великим княжеством и Речью Посполитой,
между Востоком и Западом, Севером и Югом, между
Правом и Бесправием, наконец, потому что именно
здесь пролегла пресловутая черта оседлости.
История раскачивала народы и
государства, и людские волны, накатываясь на
вечно пограничный Смоленск, разбивались о его
стены, оседая в виде польских кварталов,
латышских улиц, татарских пригородов, немецких
концов и еврейских слободок.
И все это разноязыкое, разнобожье и разноукладное
население лепилось подле крепости, возведенной
Федором Конем еще при царе Борисе, и объединялось
в единой формуле: ЖИТЕЛЬ ГОРОДА СМОЛЕНСКА.
Здесь победители роднились с
побежденными, а пленные находили утешение у вдов;
здесь вчерашние господа превращались в
сегодняшних слуг, чтобы завтра дружно и упорно
отбиваться от общего врага; здесь был край
Ойкумены Запада и начало ее для Востока; |
|
Здесь искали убежища еретики всех
религий, и сюда же стремились бедовые москвичи, тверяки и ярославцы,
дабы избежать гнева сильных мира сего. И каждый
тащил свои пожитки, если под пожитками понимать
национальные обычаи, семейные традиции и
фамильные привычки. И Смоленск
был плотом, и я плыл на этом плоту среди пожитков
моих разноплеменных земляков через собственное
детство.
Нет, не танцзалом запомнилось мне
детство, а Храмом. Двери этого Храма были
распахнуты во все стороны, и никто не стремился
узнать имя твоего бога и адрес твоего
исповедника, а назывался он Добром. И детство, и
город были насыщены Добром, и я не знаю, что было
вместилищем этого Добра — детство или Смоленск.
- Эй, ребятишки, донесите-ка бабушке
кошелку до дома!
Так мог сказать — и говорил! —
любой прохожий любым ребятам, игравшим на
горбатых смоленских улицах. Прохожий мог быть
русским или эстонцем, поляком или татарином,
цыганом или греком, а старушка — тем более: это
было нормой. Помощь была нормой, ибо жизнь была
неласкова. Конечно, помощь — простейшая форма
Добра, но любой подъем начинается с первого шага.
- Это самый древний житель нашего
города,— сказала первая учительница.
. Может быть, она
сказала не теми словами, сказала не так, но суть
заключалась в том, что этот дуб — остаток
священной рощи кривичей, которые жили в Гнездово,
неподалеку от Смоленска, где и по сей день
сохранилось множество их могильных курганов. И что
вполне возможно, что Смоленска в те далекие
времена еще не существовало, что возник он
позднее, когда по Днепру наладилась регулярная
торговля, и именно здесь, на сосновых берегах, удобнее всего было
смолить суда после длинных и тяжелых волоков.
Смолили суда, молились богам в священной роще и
плыли дальше из варяг в греки. И постепенно вырос
город, в названии которого сохранился не только
труд его первых жителей, но и аромат его красных
боров
Я
прикоснулся к дубу раньше, чем учительница
велела это сделать. Ей-богу, я помню до сей поры
его грубую теплоту: теплоту ладоней, пота и крови
моих предков, вечно живую теплоту Истории. Тогда
я впервые прикоснулся к прошлому, впервые ощутил
это прошлое, проникся его величием и стал
безмерно богатым. А сейчас с ужасом думаю, каким
бы я стал, если бы не встретился со своей первой
учительницей, которая видела долг свой не в том,
чтобы, нафаршировав детей знаниями, изготовить
из них будущих роботов-специалистов, а в том,
чтобы воспитать Граждан Отечества своего... |