Тема: Б.Л. Васильев
"В списках не значился".

Урок - мастерская.

Оборудование: магнитофон, записи песни А. Макаренкова, посвященной Б.Л. Васильеву, воспоминаний писателя С. Смирнова о Брестской крепости; распечатанные статьи, стенд "Сегодня на уроке" с необходимыми иллюстрациями.
Цели: продолжить знакомство с произведениями Васильева; учить анализу произведения; воспитывать интерес к истории страны, воспитывать чувство патриотизма.
Ход урока.
На доске записаны два эпиграфа:
1) Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я-ее последняя капля...
2) ... не так уж важно, где лежат наши сыновья. Важно только то, за что они погибли. Б. Васильев "В списках не значился".
     Ребята, в канун Девятого Мая мы обращаемся к произведению Б. Васильева о войне. Перед вами два эпиграфа. К концу нашей работы вы должны сказать, удачно ли они выбраны, определяют ли они суть произведения. Эта книга рассказывает нам об одной из легенд, рожденных в годы Великой Отечественной войны. Эта легенда о последнем защитнике Брестской крепости. Что вы знаете о Брестской крепости? (Оказывается, что познания ребят не так уж и велики: 1941 год, крепость долго не сдавалась, но на то она и крепость).        Итак, 1941 год, июнь. (Звучит песня А. Макаренкова).

А. Макаренков Борису Васильеву, автору бессмертной повести "В списках не значился".

Трещит аппарат передвижки -"Последняя ночь" из ночи. Затылки лобастых мальчишек -Рядком, как на ветках грачи. И воздух горчит папиросой, Тиха на плечах тишина. В кино происходит все просто: Любовь и, конечно, весна. Затянуто звездами небо. Свербят надоеды - сверчки. Я раньше ни разу здесь не был. Здесь странно природа молчит. Заткнулся движок. Все вздохнули: "Хорошего мало всегда... " Четвертою четверть. В июне туманом укрыта вода ...

     О Брестской крепости впервые люди узнали из документальной повести писателя Сергея Смирнова "Брестская крепость". Перед вами части одной главы этой повести. Прочитайте, расскажите, о чем эти отрывки.
     (Ученики читают отрывки, отмеченные цифрами от 1 до 5).
     Сначала обмениваются впечатлениями в парах, потом в "пятерках", высказывают мнение, пересказывают. Выстраивается общий текст о рождении легенды на фронте и сведениях документов о том, что крепость не была хорошо укрепленным объектом. Значит, то, что она не сдалась, обеспечили не выдающиеся фортификационные преграды, а стойкость защитников. Звучит запись рассказа писателя Смирнова.
     Итак, Брестская крепость. Как попадает в нее герой повести Б. Васильева "В списках не значился" Николай Плужников? (Ребята рассказывают, зачитывают начальные эпизоды повести. Говорят о том, что он был совсем юным. Учитель обращает внимание на одну из иллюстраций на стенде с изображением юного лейтенанта).       Каким он был, Коля Плужников, московский юноша, не успевший обзавестись девушкой, не сумевший толком попрощаться с мамой? Таким, как юноша на этой иллюстрации? А может, таким, как вот эти молодые люди на фотографиях, что лежат на ваших партах?   
     Вглядитесь, это фотографии, сделанные перед войной. Они очень разные, люди на этих фотографиях, но это лицо поколения, принявшего на себя удар фашистов. (Ребята разглядывают фотографии. Это вырезки из журналов, где изображены молодые люди 1939-40 г.г.). (Звучит "Священная война").

     Похожи они на нас, живущих сегодня? (Ребята говорят, что ничем не отличаются эти люди и трудно представить, что им придется пережить). Не мог представить это и Коля Плужников. Каждый сейчас вспомнит тот эпизод повести, который ему больше всего запомнился, расскажет соседу по парте, затем в группах. Один эпизод от группы предлагается вслух для пересказа. (Учитель, обходя все группы, выстраивает эпизоды, выбранные для представления, в хронологическим порядке.
     Получается эмоциональный пересказ лучших эпизодов повести от 1-го боя до смерти героя. Делаем вывод: Плужников прожил за 10 месяцев целую жизнь. Это уже не легко краснеющий юноша, это воин, защитник, пусть не состоявшийся, но отец, глава семьи. Но это и человек, прошедший свой крестный путь. Погибший не сдавшимся, "смертью смерть поправ". Он уже выше смерти. Это ли не воскресение? (Обращаем внимание на другую иллюстрацию "Защитник Брестской крепости").
     А мог ли он поступить иначе? (Ученики говорят о том, что он не значился в списках части, значит, если бы он сбежал, никто б его не хватился, в списки дезертиров он бы не попал). Что же не позволило Плужникову поступить по-другому? Я думаю, вам поможет ответить статья С. Смирнова. (Ученики каждый читает статью о надписи, найденной на стенах Брестской крепости. Высказывают свое мнение.) Выводы приблизительно такие: "Он защищал Родину, и это для него не было пустым звуком: родина - это и мама с сестрой, и Москва, и Мирра с неродившимся ребенком, и знамя, спрятанное в развалинах - все это родина. И он был из поколения патриотов. То поколение было так воспитано. А мы? Мы - другие. Но тоже понимаем, что такое Родина. А вот размышляя о том, за что гибнут сыновья, мы понимаем, что Афган и Чечня - это напрасная гибель. Таким образом, эпиграфы подобраны правильно: первый вводит в произведение о героической обороне крепости, о патриотах, а второй заставляет задуматься над истоками героизма, мужества. Над историей войн."
     Дорогие ребята! Кто из вас хочет высказаться о том, нужны ли такие книги, нужны ли уроки по таким книгам сегодня?
     Ученики размышляют о сегодняшнем времени, об истории, об эмоциональном воздействии подобных книг, о гордости за народ, освободивший мир от фашизма, о поколении, встретившем войну. Все эти высказывания предлагается дома оформить письменно. Прочитать повесть Б. Васильева "Завтра была война". Используя эту повесть, мы будем говорить о поколении предвоенной молодежи, а следовательно, и об истоках подвига народа в годы Великой Отечественной войны.

(Урок из творческой лоборатории учителя средней школы №34,
отличника народного просвящения РФ Кузмичевой Л.В.)


Примерная тематика рефератов и докладов по творчеству Б. Л. Васильева в 9 – 11 классах.

1.Трагическая развязка как художественное средство в повестях и рассказах Б. Васильева (произведения выбираются самостоятельно).

2.Тема милосердия в повестях “Вы чье, старичье?” и “Суд да дело”.

3. Память и время в произведениях Васильева “Летят мои кони”, “И был вечер, и было утро”.

4. Проблема женского одиночества в повестях “Жила–была Клавочка”, “Гибель богинь” и рассказе “Старая Олимпия”.

5. Многоаспектность социального конфликта поколений в повестях “Завтра была война” , “Кажется, со мной пойдут в разведку”, “Рослик пропал” и рассказе “Холодно, холодно”.

6. “Я в ответе за прошлое, настоящее и будущее”. Проблема самосознания и становления личности в повестях “Красные Жемчуга” и “Рослик пропал”.

7. Б. Васильев и “лейтенантская проза”. Три повести о войне: “А зори здесь тихие”, “В списках не значился” и “Встречный бой”.

8. Проблема фронтового поколения в повестях “Суд да дело”, “Самый последний день”, “Иванов катер” и других.

9. “Есть такая профессия – Родину защищать”. Образ русского офицера в произведениях Васильева “Были и небыли”, “Дом, который построил Дед”, “Офицеры” и многих других.

10. Сага об Олексиных как родословная русского дворянства в романах “Картежник и бретер, игрок и дуэлянт”, “Были и небыли”, “Дом, который построил Дед”, “Утоли моя печали” и “Вам привет от бабы Леры”.

  •  
    Отрывки из работ учащихся лингвистического класса средней школы № 34 города Смоленска, занимавшихся изучением творчества Б. Васильева в 1995 – 1997 учебных годах.
  • 1) Реферат “Трагическая развязка как художественное средство в повестях “Самый последний день” и “Неопалимая купина” / Сафроненкова Наталья, Калядина Анна /.

    “…А необходима ли гибель Семена Митрофановича? Вероятность и необходимость такого финала неодинакова. Неотвратимости гибели нет. Смерть вообще–то необязательна. Здесь присутствует и в немалой степени случайность. Но случайность по-своему закономерная. И если писатель своим “мирным” произведением, подобно военным повестям, сообщил драматическое напряжение, то поступил так в намерении раскрыть глубину Зла, таящуюся за привычной газетной строкой “погиб при исполнении обязанностей”, взорвать эту привычность.

    Да, смерть совсем необязательна. В мирное время смерти избежать легче, чем на войне. Здесь уже больший жребий судьбы. А от нее не уйдешь. Но в художественном произведении автор и есть судьба для своих героев. Тут она уже распоряжается сама. Она может быть слишком жестока и несправедлива. Но чем она хуже настоящей судьбы, которая порой бывает еще нелепей…

    “Хуже смерти ничего не случается, а смерти не минуешь”. Вопрос только в том, раньше или позже. А тут судьба решается никак не в пользу лучших героев.

    Ковалев мог бы не поехать с Валерой до конечной остановки, и вообще, он мог бросить это дело и не развязывать тот клубок загадок, который был связан с “воробьихой”. Зачем ему это? Он уже, “считай, на заслуженном отдыхе”. Но Семен Митрофанович так не может. Ему обязательно даже самые последние минуты своей службы потратить на дело. Будь он таким, как многие люди, которые, боясь за свою жизнь и благополучие, могут даже не подойти к умирающему человеку, будь он таким, зачем нужна была бы трагическая развязка? Безусловно, автор мог бы “устроить” своему герою другую гибель. Но она была бы ни к чему: нам бы не было до боли обидно за наше общество, в котором не стало еще одного хорошего человека.

    И еще одно. Ковалев стал нам близким, родным, когда мы читали эту повесть. И мы не просто сочувствуем ему, мы подобно самым близким людям прощаемся с ним и навсегда оставляем его в своей памяти, как помнят своих дедов и прадедов. Мы понимаем, что добро убить нельзя, можно лишь убить человека. Добро бессмертно, пока есть люди, которые принимают близко к сердцу такие произведения, какими являются произведения Бориса Львовича Васильева. И все потому, что он сам свято верит в то, что нашему обществу только и осталось, что уповать на нравственные ценности. Это и пытается доказать нам автор своими произведениями”.

    2) Реферат “Многоаспектность социального конфликта поколений…”
    /Хитров Руслан, Масальцев Дмитрий/.

    “Тема реферета довольно актуальна. Она беспокоит умы и сердца уже многих поколений. И не мудрено, ведь конфликт поколений был всегда. И во все периоды развития как русской, так и зарубежной литературы многие писатели так или иначе поднимали эту проблему на страницах своих произведений. Мы попытаемся рассмотреть конфликт с точки зрения поколения конца ХХ столетия.

    Этот конфликт есть на страницах разных произведений Б. Васильева: “Завтра была война” / о поколении рубежа 40-х годов/, “Кажется, со мной пойдут в разведку” / о поколении 70–х годов/ и рассказ “Холодно, холодно…” / о поколении 80–х/.

    Мы постараемся рассмотреть эту проблему многоаспектно, включая вопросы о становлении личности… Внутришкольные взаимоотношения, когда ученики конфликтуют с преподавателями по идейным соображениям, взаимоотношения в трудовом коллективе и отношения в момент экстремально–критических ситуаций…

    …Наша задача заключается в том, чтобы просмотреть рост конфликта на протяжении определенного отрезка времени. И пересматривая многие произведения подобного плана, мы решили остановиться именно на Васильеве. Нам кажется, что именно этот автор делает серьезный упор на внутрисоциальный аспект, анализируя духовную сторону личности.

    …В романе “Завтра была война” писатель мастерски изображает внутренний мир героев, обобщенных в целый класс, единый организм, с яркими индивидуальностями внутри. Класс – главное действующее лицо поколения новых людей, мужающих не просто благодаря обществу, но и накапливающих силу в постоянных спорах и конфликтах с представителями отцов, воспитанных в революционно – романтическом стиле.

    Здесь довольно сложно дать однозначную оценку, выявив, кто прав, а кто виноват. Размышляя над повестью, мы все время пытались поставить себя на место наших ровесников по книге, и спрашивали: “А как бы поступили мы?”…

    Васильев изображает поколения людей, для которых слова “честь” и “порядочность” стояли вровень с “нравственной гениальностью”. На примере “детей”: Искры Поляковой, Вики Люберецкой, Зины, Артема и представителей “отцов”: товарища Поляковой, Люберецкого, директора школы - мы увидели образцы беззаветного служения родине, своему долгу, идеалу, делу и чувству товарищества, - то есть всему тому, чего так не хватает нашему поколению”.

    3) Реферат “Я в ответе за прошлое, настоящее и будущее…”
    /Стальмаков Евгений, Давыдов Николай/.

         “Борис Васильев принадлежит к числу тех писателей, чьи книги завоевали широкое читательское признание. Все его произведения на современную тематику ставят перед нами важные нравственные проблемы.
         Тематика его произведений весьма разнообразна. Это и ратные подвиги во время Великой Отечественной войны, и трудовые будни, взаимоотношения человека с природой, история Родины. Произведения его основаны во многом на реальных событиях, на ситуациях повседневной жизни, и поэтому так притягивают и заинтересовывают читателя...
          Васильев убежден: человек с самого детства должен воспитывать те качества, без которых ему нет места в обществе. Это такие, как сила воли, честность, справедливость, чувство долга и собственного достоинства. В его произведениях мы часто сталкиваемся с людьми, у которых эти качества либо отсутствуют, либо атрофированы.
          Такова в повести “Красные Жемчуга” Светлана, которая фактически “отказалась” от своей матери, забыла ее, чем порвала со своим прошлым, со своими корнями, без которых прожить сегодня невозможно. Светлана способна думать только о себе, ее интересует только ее будущее, собственная материальная обеспеченность. На фоне всего этого и развивается конфликт.
          Светлана, ее сын Ларик и его бабушка заключают в себе некий треугольник Памяти, ниточку генетического кода истории. Сын воспитал себя до состояния, когда он вправе упрекать мать в холодности и равнодушии к окружающим, к своей собственной матери, к своей земле. Ларик - сторонник иной жизни, более свободной и духовно богатой. Он помнит и чтит свое прошлое, и с юной женой хочет построить свою судьбу более самостоятельно, жить на земле своих предков, в деревне “без прошлого” Красные Жемчуга, со своей “бабулей-барабулей”, которая в свое время тоже порвала с собственными корнями. По сути, здесь “двойной” конфликт повествования...
         Более глубокая проблема - трагедия самой деревни Красные Жемчуга, которая когда-то вместе с иконами в “революционном костре” сожгла собственную память. Отказ от родителей - один из самых страшных грехов. И здесь без всеобщего покаяния вряд ли можно обойтись. Но оно не происходит. Отсюда и трагический финал повести...
         Мы с полной уверенностью можем подписаться под словами Васильева о том, что самой важной задачей сегодня должно стать воспитание нравственности. “Решив ее ( а решать ее нам всем не просто), мы покончим, быть может, со многим бедами человечества” - сказал как-то Борис Васильев...”

    (Карнюшин В.А. Изучение "малой прозы" Б.Васильева.-Смоленск 1998.-72с.)

     Изучение прозы писателяСовременная школаЛитература по творчеству Б.Васильева


    || Главная страница проекта ||  "Я люблю тебя, старый Смоленск"|| 
    || "Мы стали ничем и всем - Землей!" || История - это биография твоего народа ||

    ©   СФ СПЭК "Колледж экономики и права"