Поиск |
Введите
параметры поиска:
|
|
В заключительной главе Теркин, как
тот индивидуальный Теркин, не представлен. Но он представлен как
собирательный образ всего солдатского товарищества, совместного
умывания в бане в чужом немецком городке, которая на чужбине
выступает как «отчий дом» (сценой также и очень конкретной, и очень
метафорической), и как тот выделенный автором несколькими штрихами
неведомый один солдат, «все равно что Теркин». Заключительное как бы
растворение образа главного героя к концу поэмы подчеркивает
возникновение Теркина из многоликой народной стихии и его
возвращение в нее при сохранении конкретности этой многоликости. И
герой и его автор становятся, выражаясь словами Цветаевой, «всеми»,
и в этом становлении раскрывается богатство неповторимой личности не
только героя поэмы, но и самого поэта, как воплощения всеобщей
народной личности.
Большинство других персонажей поэмы
является, как и в «Стране Муравии», только эпизодически мелькающими
спутниками, иной раз обобщенно коллективными, иной раз с
дополнительными особенностями или единичными приметами. Выделяются
два, хотя эпизодических, но дважды возникающих и в начале и в конце
войны персонажа с более четкой индивидуализацией. Они перекликаются
с характерами многих «дедов» и «старух» лирики Твардовского 30-х
годов; имеют общие черты и с фольклорными стариками и старухами. По
это и типические индивидуальности сегоняшнего дня, по-новому
раскрывающиеся в предельной, пограничной между жизнью и смертью
ситуации, и в своеобразных пересечениях с Теркиным, описанных
Твардовским с штрихами любовного юмора.
Так совмещаются в поэме древние
традиции исторических ценностей народной жизни с новым историческим
опытом, новыми ценностями. Это позволило создать небывалый синтез
героического эпоса и точного воспроизведения текущей
действительности по ее горячему следу, синтез героического и
бытового, трагического и юмористического, дома и дороги в одном и
том же человеке, одной ситуации, одной человеческой общности и одном
и том же методе воспроизведения ее художником. Именно тут корень
поэтического новаторства «Василия Теркина» в закрепление
человеческого товарищества — основной ценности этой жизни на земле,
ее дома и дороги и как принципа самого художественного метода,
нового реализма, его народности.
Делалось много попыток найти
литературные параллели этой поэме — от древнего героического
фольклора до Пушкина, особенно подчеркивалось появление в поэме
«пушкинского» начала, в отличие от «некрасовского» «Страны Муравии».
Все эти сопоставления, однако, лишь отчасти справедливы. Например,
соединение героического общенародного и личного в «Полтаве» идет
совершенно другим путем. Более реально выявлять некоторые традиции
героического эпоса «Войны и мира», «Севастопольских рассказов» Л.
Толстого; однако о принципиальной разнице уже говорилось выше в
главе 1. Автором этой книги (доклад на совещании в Смоленске, 1978)
отмечались имеющиеся, хотя, вероятно, неосознававшиеся самим поэтом,
переклички со «Словом о полку Игореве»; и относительная близость
принципа эпоса бегущего дня, и соединение эпического, лирического,
ораторского начал и др. По прежде всего нужно подчеркнуть, что
«Василий Теркин» учитывает весь опыт литературы
XX
века, что это лирический и трагедийный эпос именно нашей эпохи; и в
разборе главы «Кто стрелял?» мы видели даже неожиданные переклички
с поэтикой, казалось бы, самых отдаленных от Твардовского мастеров
литературы XX
века, связанной с особенностями типа человеческой личности этого
века, — переклички и вместе с тем дальнейшее резкое обновление
поэтики. И в той же главе — с древнейшими фольклорными
мотивами. Так же, как во многих «сквозных» образах поэмы — «кровавой
страды», «сабантуя» и т. д.
Вообще для поэтики поэмы особенно
характерно удивительное слияние самых разно- и многовременных
пластов народного сознания и его художественного выражения, в том
числе наиболее древних архетипов и самой современной конкретности;
самого мифологического и самого антимифологического, неповторимо
индивидуального. Столь противоречивое и столь целостное сочетание
создают небывалое жанровое своеобразие «Книги про бойца», которое
сознавалось самим Твардовским, как он об этом позже рассказал в
статье об истории создания «Василия Теркина», и которое обозначено
самим этим подзаголовком. Не поэма, а «книга». Термин «книга»
подчеркивает, в соответствии с принятым в народной среде пониманием,
и значительность содержания, его широту, универсальность, и свободу
от любых традиционных жанровых рубрик. Такое понимание также и
вполне современное, и очень древнее: вспомним «Голубиную книгу». А
добавление «про бойца» отражает и конкретность, и обобщенность,
массовость, коллективность главного героя, что тоже и продолжает, и
контрастирует о древним уносом. Напомню для сравнения, что
величайший романа «Война и мир» не укладывался и жанровые рамки, и в
дальнейшем его своеобразие литературоведы пытались определить
термином «роман-эпопея». И «Василия Теркина» аналогично определяли
как поэму-эпопею, даже с большим основанием, ибо в ней действительно
в особой исторической ситуации временно возродилось то «эпическое
состояние мира», которое, по Гегелю, выразилось в героическом
эпосе. Но и это только отчасти так. Да, героический эпос, с
унаследованными древнейшими мифологемами, героико-эпическими
ассоциациями, патетическими характерами. Но и небывалый, совершенно
новаторский эпос бегущего дня, без всякой эпической дистанции,
движущееся незавершенное настоящее, как бы дневник-хроника самой
войны и народа, и непринужденный рассказ очевидца, даже как бы
просто репортаж, серия корреспонденции или очерков в стихах. И самые
разнообразные высказывания, лирические излияния, размышления, песни,
жалобы, призывы, гимны, разговоры, беседы автора и его героев с
явными или подразумеваемыми собеседниками.
Присутствие этих собеседников резко
отличает от «Страны Муравии», а характер беседы — и от поэм других
поэтов военного времени. Часто это еще только подразумеваемый
собеседник, как и в «Стране Муравии», без персонификации, но еще
чаще более конкретный обобщенный или коллективно-личный. Поэт
обращается к «друзьям» или к некоему отдельному, личному, но
обобщенному «другу», «товарищу», «другу-товарищу». Еще более близкий
собеседник — «брат», «братья», «братцы»; это те же друзья-товарищи,
прежде всего — фронтовики, за ними — все советские люди. Или поэт
говорит просто — «ты», «тобой», и обычно также подразумевается
солдат-боец. Иногда друзья-собеседники имеют еще более определенный
местный и временный облик, например, те друзья-солдаты, которые
моются именно сейчас в этой бане, в это время, в конце великого
общего похода («В бане»). А среди них выделяется «псковский, елецкий
// Иль еще какой земляк», или даже только «елецкий», — по в этой же
бане моется и совсем обобщенный «воин». В другом месте адресат — тот
безымянный парнишка-солдат, «двадцати неполных лет», к которому
лично и непосредственно обращается поэт в главе «Кто стрелял?», в
самую критическую минуту его жизни.
К адресатам друзьям-воинам примыкают
их «жены, милые друзья» и просто «девушки», которых поэт призывает
полюбить какого-нибудь солдата-пехотинца, «молодца» («О любви»).
Кроме таких коллективных или
безличных собеседников, имеются ясно персонифицированные, живые
личности, носители пафоса. Прежде всего — главный герой, Теркин.
Поэт обращается к нему не раз — и прямо его именуя, и только его
подразумевая. Второй главный личный собеседник — сам автор, местами
сливающийся с Теркиным. Так Твардовский впервые ясно вступает в
диалог с самим собой. В этом диалоге еще нет спора и противоречий,
которые появились в поэзии Твардовского позже (а намеками возникали
в лирике 1928—1929 гг.). Местами он говорит с собой как будто с
другим человеком, даже самостоятельным персонажем, но этот другой
—это он сам, и они вместе — одно лицо, выражающее общий пафос поэмы,
судьбы героев и всей страны, более того — всей жизни на земле.
Возникают при этом и авторские обращения к собственным переживаниям
и судьбам, своей «боли» и «отраде», такие строчки-обращения, как
«подвиг мой — и отдых мой». Иногда говорит себе: «Стой-ка, брат. Без
передышки // Невозможно. Дай вздохнуть». Появляются (особенно в
конце поэмы) и такие обобщенно-персонифицированные адресаты, как
«Мать-Россия», «Мать — земля моя родная» или географически
конкретнее: «Мать — земля моя родная, // Вся смоленская родня»,
«Белоруссия родная», «Украина золотая» и т. д.
Реже (и больше к концу книги)
друзья-адресаты выступают и как читатели: «С кем я только не был
дружен // С первой встречи близ огня, // Скольким душам был я нужен,
// Без которых нет меня. // Скольких их па свете нету, // Что прочли
тебя, поэт, // Словно бедной книге этой // Много, много, много лет».
Характерно, однако, что читатель, как собеседник, на этой стадии
пути Твардовского еще не конкретизируется как самостоятельная
фигура и разговор с ним идет в косвенной форме или в третьем лице. В
основном, это читатель-друг, но возникает, также в третьем лице, и
некий «критик, умник тот, // Что читает без улыбки, // Ищет, нет ли
где ошибки,//Горе, если не найдет», — один из будущих персонажей
«За далью — даль» и «Теркина на том свете». В опубликованных позже
вариантах присутствовало и то «начальство», которое заранее все
знает, все учло. Косвенная полемика с такими персонажами также
входит в систему разговоров «Книги про бойца».
«Книга» построена как совмещение
дневника-рассказа и дневника-разговора с многоликим собеседником.
Плюс разговоры персонажей друг с другом и рассказы их про себя. Плюс
система лирических отступлений и автора, и персонажей. Но
собеседники автора обычно только слушатели или адресаты, лишь иногда
они отвечают краткими репликами.
Вместе с тем, как известно, читатели
поэмы из числа друзей-персонажей, их товарищей сыграли небывалую в
истории литературы роль в создании поэмы, и исключительная сила
резонанса в системе автора — герои — читатели также является ее
небывалой жанровой особенностью.
Для понимания места в сознании
читателей военного времени «Василия Теркина» и тех качеств, которые
определили это место, характерно высказывание одного из читателей. О
«Переправе»: «Это рассказ о том, как переправа сорвалась, но он в
десять раз оптимистичнее всех других, самых победных рассказов иных
авторов. И написано так, что абсолютно все себе представляешь.
Душевно и жизненно. Память об этой главе сохранилась у всех. И когда
мы одними из первых форсировали Днепр, многие приговаривали,
подбадривая друг друга: «Переправа, переправа, берег левый, берег
правый...» Солдатскую жизнь Вы знаете исключительно. Мне кажется,
что во всей литературе нет лучшего произведения о войне, чем Ваше.
Вы спросите, что я включаю во «всю литературу»? Я включаю сюда
Пушкина и даже частично «Войну и мир». В главе «Кто стрелял?» так
описана бомбежка, что будто Вы только что встали с земли после
ухода «юнкерсов». «Защитясь от смерти черной // Только соственной
спиной». И дальше: «Я не так любил... стихи, но Ваши стихи читаю с
каким-то особенным удовольствием. Как-то у Вас сочно, ловко все
получается... Мне хочется сказать о самом замысле Вашего
произведения — поэме о рядовом солдате пехоты. Это как раз то, что
необходимо сейчас. Этого никто, кроме Вас, не умеет и не хочет
делать. В старых романах о средневековых войнах и тому подобных
исход войны решается личными свойствами, привязанностями различных
полководцев. Этим же увлеклись многие писатели и теперь. Видимо,
некоторым слепит глаза, когда много яркого на погоне. А если в пьесе
«Фронт» (хорошей, в общем) написана сценка из солдатской жизни, то
больше для веселья, чем для дела. А главное лицо на войне — это
солдат, сержант и лейтенант (командир взвода, роты, эскадрона,
батареи)».
Солдат, рядовой человек войны, выступал как главный герой и во
многих других произведениях поэтов военного времени, но почти
исключительно в лирике (например, в сильном стихотворении А.
Гитовича «Солдаты Волхова») и в некоторых лирических поэмах, как
«Зоя» М. Алигер или «Сын» И. Антокольского (хотя в другой, более
приподнятой, романтической тональности). Но только в «Книге про
бойца» он стал и эпическим и лирическим героем — в полноте
психологической, бытовой, воинской конкретности и обобщенности. И
стал не только героем, но и собеседником, и страстным соавтором
произведения о главных основах жизни на земле и ее битве со
смертью.
Перейти на страницу ->
1
2
|