Поиск |
Введите
параметры поиска:
|
|
Конфликт социальных сил, принципа
собственности и принципа коллективности выступает в поэме и как
конфликт добра и зла, нравственного и безнравственного, мира и
антимира. Кулаки — это Грачевы, это «подлый класс», движение поэмы
состоит и в моральном разоблачении кулачества и всего старого
антимира, включая и того внешне безобидного, но по существу также
бессовестного и бездушного «последнего попа». А Фролов и другие
люди, представляющие новую коллективность, — носители нравственного
начала и подъема чувства личности на неэгоистической основе.
А какова же роль автора во всем этом
многоголосии и что он делает как путник и поводырь? Здесь он более
активен, чем в первых двух поэмах, хотя и менее актином, чем в
некоторых лирических стихотворениях того же времени, чем в
стихотворении «Путник». Но это несомненно тот же самый путник, хотя
не только по веселым дорогам он движется. Большей частью он просто
наблюдает и сообщает то, что видит. Иногда его голос слипается с
голосом Моргунка, с его внутренним голосом. Нo
иногда вносит элемент иронии над тем голосом, с которым он
сливается: «И всем крестьянским правилам // Муравия верна. //
Муравия, Муравия! // Хорошая страна». Хотя в той же главе его голос
совершенно в унисон звучит с голосом Моргунка в гимне-обращении к
Земле. А иногда он прямо вплетается в разговор как самостоятельный
голос, хотя и короткими репликами или обращениями.
Вернемся к главному путнику,
Моргунку. Уточним его социологическую характеристику, его
биографические приметы. Они совсем не сказочные и далеки от
фольклорной обобщенности и неподвижности, а, наоборот,
характеризуются очерковой квазидокументальностью.
А раньше мы узнаем, что ему 38 лет,
и еще раньше — и конце главы третьей, что «семнадцати лет //
Оженился Никита. // На хутор пошел, // Отделился Никита. // В колхоз
не желаю, — // Бодрился Никита. // До синего дыма // Напился Никита.
// Семейство покинуть // Решился Никита». Кое-что в этой биографии
дано с иронической обобщенностью — родился «у батьки, у матки». И
семья его не описана. Кроме того, что есть у него «баба», о которой
он однажды вспоминает. Но в то же время — точные вехи жизненной
хронологии, места и времени проживания и даже крещения; точные
справки об экономическом положении, — кстати сказать, скорее
бедняцком, чем середняцком. И его собственничество нуждается в
некотором уточнении. Это прежде всего мечта о самостоятельности, о
независимости: и хотя мечтал когда-то сравняться с Бугровым, он
никогда не стремился быть кулаком, иметь свою лавку или тем более
батраков. Сравняться хотел хозяйской самостоятельностью, чтобы «под
ручку» с ним хлеба ходить смотреть. И с какой охотой этот мелкий
собственник участвует в коллективном труде, в колхозе, как гость,
без всякой корысти! И опять-таки как бескорыстно берет он на свое
иждивение того мальчика. «Но — конь!» Конь для него не просто
собственность. «Но копь, а человек». Исконный друг крестьянина. А
про другую собственность он и не вспоминает. Вообще в чувстве
собственности Моргунка есть то, что мы называем теперь чувством
личной собственности, в отличие от частной собственности.
Стремление иметь самим, своим трудом заработанное и самому своим
трудом, жизнью распоряжаться, «никого не спрашивая». С другой
стороны, если сравнивать с Дон Кихотом, то он более благоразумен,
практичен, осторожен, при всей доверчивости. И у него есть элементы
здравого смысла Санчо Пансы.
Это уточнение его
характерологических признаков позволяет лучше понять и способы его
изображения. Той заостренной социальной типизации, стремления
выделить господствующую социально-обусловленную черту личности
характера, о которой писали исследователи поэмы. Конечно, Моргунок
тоже человек «идеи», как Василий Петров. И тоже стремится быть сам
себе агроном. Но его характер гораздо более сложный и
многосторонний. Его пафос включает в себя и то, что как будто с
этим пафосом не вполне сходится, и сама социальная обусловленность
его пафоса более сложна, даже отчасти парадоксальна. Отсюда и в
самой типизации, способе изображения характера Моргунка также есть
своеобразное сочетание условности и безусловности, обобщенности и
точной квазидокументальной конкретности, широты границ признаков
типа и ясной индивидуальной обозначенности. Крестьянин нормальный и
разумный, который запряг себя в телегу вместо украденного коня, и
многими днями так едет, — конечно, совершенно исключительный
случай, анекдот, — но гораздо менее условный и гротескный, чем
мелкий дворянин
XVII
века, вообразивший себя странствующим рыцарем и сражающийся с
ветряными мельницами. Соединение умеренного гротеска и бытового
правдоподобия проходит через всю поэтику поэмы. В отличие от героев
классического эпоса Моргунок шире своего пафоса. И все-таки, как и
те герои, неотделим от него. Да, он честен. Правда, есть момент,
когда он собирается даже украсть коня у цыган, но это отклонение от
собственной нравственности также вытекает из его пафоса и отчасти из
«перевертывания» традиционного отношения крестьян и цыган. Но в
остальном — он всегда прямодушен, лоялен, трудолюбив,
добросовестен, добр, незлобив, великодушен, отходчив, подчас
благороден (его поступок с мальчиком — сыном Бугрова). Есть в нем и
некоторая стеснительность, даже деликатность, он — человек
неодинокий, незамкнутый. У него есть друг-свояк, с которым он
душевно откровенен. Он неговорлив, но охотно беседует и нигде не
уходит в свою скорлупу. Он идет своей дорогой, и очень настойчиво, и
в то же время думает о том, как о нем другие могут подумать, и хочет
быть «не хуже всех людей». Он упрям, даже фанатичен в осуществлении
своей основной идеи, решается на то, на что редко решается
крестьянин; но не теряет рассудка, самоконтроля, способности
критически к себе относиться. И в своем чудачестве старается быть
расчетливым и даже осторожным, у Бугрова на базаре все-таки берет в
залог шапку. А когда его опять подло обманули — не поддается ни
злобе, ни отчаянию, а стремится извлечь урок. Преданность основной
идее, мечте совмещается с элементами рефлексии, самоанализа, хотя
лишь косвенно показанного автором. Мечтательность — с обычной
крестьянской деловитостью. Таким образом, это прежде всего сложный и
многосторонний характер, личность, с элементами даже
парадоксальности. И в его пафосе принцип личной собственности,
самостоятельности труда совмещается с принципом артельности,
товарищества, добрососедства. И когда он войдет в колхоз, то со
своим конем, чтобы быть не хуже всех людей, и работать тоже,
конечно, не хуже, наверняка лучше многих. Характеры представителей
антимира сделаны по принципу более элементарно и однолинейно
господствующей социально-обусловленной черты, но также конкретно.
Поэма сочетает с небывалым до того
богатством оркестровки бытовое, непосредственно конкретное и
бытийное, наиболее обобщенное и даже символически конкретное. В этом
сочетании также виден жизненный и литературный опыт человека
XX
века, с его принципиально более смелой ассоциативностью,
соединением того, что казалось ранее несоединимым; и конкретный опыт
нашего человека 30-х годов. Отсюда и новая, при всей связи с
традицией русского реализма, система художественного мышления.
Совмещение разных масштабов, сплетенность очень разных дорог и лиц,
сочетание парадоксальности и правдоподобия, точности и
ассоциативного размаха.
Перейти на страницу ->
1
2
3
4 |