На главную | Гостевая книга | Форум | Фотогалерея | Обратная связь                                        

 

«СТРАНА МУРАВИЯ»

Поэмы

    Страна Муравия

  Василий Теркин 

  Дом у дороги  

  За далью - даль  

  Теркин на том свете

  По праву памяти

 

Стихотворения

    1934

  1935 

  1936  

  1938 

  1939 

  1942  

  1943  

  1944

  1945

  1948  

  1951  

  1955  

  1958  

  1959  

  1965  

  1966  

  1967

  Без даты

 

Поиск

Введите параметры поиска:

 

Голосование

Нравится ли Вам творчество А.Т.Твардовского?

да

нет

не очень

 

Результаты

Конфликт социальных сил, принципа собственности и принципа коллективности выступает в поэме и как конфликт добра и зла, нравственного и безнравственного, мира и антимира. Кулаки — это Грачевы, это «подлый класс», движение поэмы состоит и в моральном разоблачении кулачества и всего старого антимира, включая и того внешне безобидного, но по существу также бессовестного и бездушного «последнего попа». А Фролов и другие люди, представляющие новую коллективность, — носители нравственного начала и подъема чувства лич­ности на неэгоистической основе.

А какова же роль автора во всем этом многоголосии и что он делает как путник и поводырь? Здесь он более активен, чем в первых двух поэмах, хотя и менее актином, чем в некоторых лирических стихотворениях того же времени, чем в стихотворении «Путник». Но это несомненно тот же самый путник, хотя не только по веселым дорогам он движется. Большей частью он просто наблюдает и сообщает то, что видит. Иногда его голос слипается с голосом Моргунка, с его внутренним голосом. Нo иногда вносит элемент иронии над тем голосом, с ко­торым он сливается: «И всем крестьянским правилам // Муравия верна. // Муравия, Муравия! // Хорошая страна». Хотя в той же главе его голос совершенно в унисон звучит с голосом Моргунка в гимне-обращении к Земле. А иногда он прямо вплетается в разговор как самостоя­тельный голос, хотя и короткими репликами или обра­щениями.

Вернемся к главному путнику, Моргунку. Уточним его социологическую характеристику, его биографиче­ские приметы. Они совсем не сказочные и далеки от фольклорной обобщенности и неподвижности, а, наобо­рот, характеризуются очерковой квазидокументально­стью.

А раньше мы узнаем, что ему 38 лет, и еще раньше — и конце главы третьей, что «семнадцати лет // Оженился Никита. // На хутор пошел, // Отделился Никита. // В колхоз не желаю, — // Бодрился Никита. // До синего дыма // Напился Никита. // Семейство покинуть // Ре­шился Никита». Кое-что в этой биографии дано с иронической обобщенностью — родился «у батьки, у матки». И семья его не описана. Кроме того, что есть у него «баба», о которой он однажды вспоминает. Но в то же время — точные вехи жизненной хронологии, места и вре­мени проживания и даже крещения; точные справки об экономическом положении, — кстати сказать, скорее бед­няцком, чем середняцком. И его собственничество нуж­дается в некотором уточнении. Это прежде всего мечта о самостоятельности, о независимости: и хотя мечтал когда-то сравняться с Бугровым, он никогда не стремил­ся быть кулаком, иметь свою лавку или тем более батра­ков. Сравняться хотел хозяйской самостоятельностью, чтобы «под ручку» с ним хлеба ходить смотреть. И с ка­кой охотой этот мелкий собственник участвует в коллективном труде, в колхозе, как гость, без всякой корысти! И опять-таки как бескорыстно берет он на свое ижди­вение того мальчика. «Но — конь!» Конь для него не просто собственность. «Но копь, а человек». Исконный друг крестьянина. А про другую собственность он и не вспоминает. Вообще в чувстве собственности Моргунка есть то, что мы называем теперь чувством личной соб­ственности, в отличие от частной собственности. Стре­мление иметь самим, своим трудом заработанное и са­мому своим трудом, жизнью распоряжаться, «никого не спрашивая». С другой стороны, если сравнивать с Дон Кихотом, то он более благоразумен, практичен, осторо­жен, при всей доверчивости. И у него есть элементы здравого смысла Санчо Пансы.

Это уточнение его характерологических признаков позволяет лучше понять и способы его изображения. Той заостренной социальной типизации, стремления выделить господствующую социально-обусловленную черту лич­ности характера, о которой писали исследователи поэ­мы. Конечно, Моргунок тоже человек «идеи», как Васи­лий Петров. И тоже стремится быть сам себе агроном. Но его характер гораздо более сложный и многосторон­ний. Его пафос включает в себя и то, что как будто с этим пафосом не вполне сходится, и сама социальная обусловленность его пафоса более сложна, даже отчасти парадоксальна. Отсюда и в самой типизации, способе изображения характера Моргунка также есть своеоб­разное сочетание условности и безусловности, обобщен­ности и точной квазидокументальной конкретности, широты границ признаков типа и ясной индивидуальной обозначенности. Крестьянин нормальный и разумный, который запряг себя в телегу вместо украденного коня, и многими днями так едет, — конечно, совершенно ис­ключительный случай, анекдот, — но гораздо менее ус­ловный и гротескный, чем мелкий дворянин XVII века, вообразивший себя странствующим рыцарем и сражаю­щийся с ветряными мельницами. Соединение умерен­ного гротеска и бытового правдоподобия проходит через всю поэтику поэмы. В отличие от героев классического эпоса Моргунок шире своего пафоса. И  все-таки, как и те герои, неотделим от него. Да, он честен. Правда, есть момент, когда он собирается даже украсть коня у цы­ган, но это отклонение от собственной нравственности также вытекает из его пафоса и отчасти из «перевер­тывания» традиционного отношения крестьян и цыган. Но в остальном — он всегда прямодушен, лоялен, трудо­любив, добросовестен, добр, незлобив, великодушен, от­ходчив, подчас благороден (его поступок с мальчиком — сыном Бугрова). Есть в нем и некоторая стеснительность, даже деликатность, он — человек неодинокий, незамкнутый. У него есть друг-свояк, с которым он душевно откровенен. Он неговорлив, но охотно беседует и нигде не уходит в свою скорлупу. Он идет своей дорогой, и очень настойчиво, и в то же время думает о том, как о нем другие могут подумать, и хочет быть «не хуже всех людей». Он упрям, даже фанатичен в осуществлении своей основной идеи, решается на то, на что редко решается крестьянин; но не теряет рассудка, самоконтроля, способности критически к себе относиться. И в своем чудачестве старается быть расчетливым и даже осторожным, у Бугрова на базаре все-таки берет в залог шапку. А когда его опять подло обманули — не поддается ни злобе, ни отчаянию, а стремится извлечь урок. Преданность основной идее, мечте совмещается с элемен­тами рефлексии, самоанализа, хотя лишь косвенно показанного автором. Мечтательность — с обычной крестьянской деловитостью. Таким образом, это прежде всего сложный и многосторонний характер, личность, с элементами даже парадоксальности. И в его пафосе принцип личной собственности, самостоятельности труда совмещается с принципом артельности, товарищества, добрососедства. И когда он войдет в колхоз, то со своим конем, чтобы быть не хуже всех людей, и работать тоже, конечно, не хуже, наверняка лучше многих. Характеры представителей антимира сделаны по принципу более элементарно и однолинейно господствующей социально-обусловленной черты, но также конкретно.

Поэма сочетает с небывалым до того богатством оркестровки бытовое, непосредственно конкретное и бытийное, наиболее обобщенное и даже символически конкретное. В этом сочетании также виден жизненный и литературный опыт человека XX века, с его принципи­ально более смелой ассоциативностью, соединением того, что казалось ранее несоединимым; и конкретный опыт нашего человека 30-х годов. Отсюда и новая, при всей связи с традицией русского реализма, система художе­ственного мышления. Совмещение разных масштабов, сплетенность очень разных дорог и лиц, сочетание парадоксальности и правдоподобия, точности и ассоциативного размаха.


 

Перейти на страницу ->  1  2  3  4