Самоанализ учебного занятия

Самоанализ учебного занятия дает возможность преподавателю:
  • формировать и развивать творческую сознательность, которая проявляется в умении сформировать и поставить цели своей деятельности и деятельности студентов;
  • развить умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения педагогических целей;
  • формировать умение четко планировать и предвидеть результаты своей деятельности;
  • понять необходимую и существенную связь между способом действий и реальным результатом занятия.
Самоанализ учебного занятия  - один из путей повышения его качества.
 
Главное при самоанализе учебного занятия ответить на вопрос все ли потенциальные возможности занятия были использованы для обучения, воспитания и развития? Если нет, то в чем причина. Очень важно дать ответ на вопрос: с чем студенты ушли с занятия, какое продвижение произошло в их знаниях, умениях и навыках, осознали ли они причины своих затруднений.
 
Схема самоанализа учебного занятия
  1. Дать краткую характеристику группы (реальные учебные возможности, недостатки психического развития и психических свойств).
  2. Обозначить внешние связи занятия. Охарактеризовать тему: степень сложности вообще и трудности для данной группы.
  3. Обосновать постановку ТДЦ (триединой дидактической цели) занятия, его тип и структуру (что собой представляет СУМ (содержание учебного материала), как будет усваиваться СУМ, т.е. каковы методы обучения и формы организации познавательной деятельности).
  4. Характеристика УВМ (учебно-воспитательного момента) и его УВЗ (учебно-воспитательной задачи); объединение УВМ в этапы, выделения УВМ, которые наиболее положительно или отрицательно повлияли на ход занятия, формирования КР (конечного результата).
  5. Дать оценку успешности достижения цели занятия, обосновать ее (оценку уровня ЗУН; определение разрыва между целью и результатом; выводы и самооценка).
Данная подгруппа работает второй год в рамках цикло-поточной системы и  занимается по программе среднего уровня на основе входной диагностики уровня сформированности двигательной компетенции в начале учебного года. В этом учебном году подгруппа пополнилась двумя студентами из подгруппы низкого уровня на основании результатов итогового контроля прошлого учебного года. Группа работоспособная, дружная, но малоэмоциональная.
Тема учебного занятия «Прием - передача мяча двумя руками сверху из различных положений и в игровых ситуациях». Данное УЗ является вторым по данной теме. Это занятие закрепления знаний и имеет следующую структуру: подготовительный этап, основной и заключительный этапы.
Ход УЗ отражает логику процесса закрепления знаний: мотивация; актуализация ведущих знаний и способов действий на подготовительном этапе; восприятие образа применения знаний; самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуациях на основном этапе; самоконтроль; контроль; коррекция и анализ на заключительном этапе. В ходе учебного занятия формировались такие компетенции как:
  • двигательная (дозировка физической нагрузки с учетом индивидуальных особенностей, демонстрация техники выполнения физических упражнений, контроль физического состояния);
  • профессионально-прикладная (осуществление восстановительных процедур после физической нагрузки);
  • психофизическая (использование способов психологического  настроя на деятельность, выявление проблемных точек состояния здоровья, формирование волевых качеств за счет выполнения физических упражнений);
  • рефлексивная (осуществление самоконтроля и самоанализа функциональных реакций организма при различных видах деятельности).
Внутрипредметные связи на УЗ ориентированы на общефизическую и специальную  подготовки, а также нетрадиционные формы физических упражнений. Специфика данного УЗ заключается в реализации  дифференцированного и индивидуализированного подхода  к процессу обучения с комплексным использованием средств лаборатории обеспечения активного отдыха и повышения функциональных возможностей и спортивного зала.
Общеобразовательные, развивающие и воспитательные задачи УЗ решались на всех этапах через вооружение студентов знаниями, обучение студентов собственной деятельности по овладению действиями, воспитание волевых качеств, мотивов и опыта поведения.
Триединая дидактическая цель данного УЗ:
  • учебные – закрепить навыки приема-передачи мяча в различных игровых ситуациях; формировать компетенции по индивидуальным траекториям развития.
  • развивающие – формирование и развитие навыка самостоятельной работы, самоконтроля, рефлексии.
  • воспитательные – воспитание выносливости, волевых качеств и опыта индивидуальной и совместной деятельности в области физической культуры.
Структура УЗ была подчинена триединой дидактической цели и содействовала достижению конечного результата занятия: каждый из этапов работал на конечный результат занятия, так как предшествующий этап УЗ тесно связан  с последующим, который продолжает его и сам является базой для последующего этапа. Кроме того на всех  этапах УЗ была взаимообусловленность содержательной, методической и организационной сторон. 
Цель подготовительного этапа – включение студентов в учебную деятельность – была достигнута, т.к. группа быстро включилась в работу.
Основной этап УЗ, ориентированный на установление правильности и осознанности усвоения материала, выявление пробелов, неверных действий и их коррекцию, реализовал поставленные на данном этапе цели, о чем свидетельствует усвоение способов действий на репродуктивном уровне и ликвидация типичных ошибок.
  Заключительный этап УЗ имел своей целью дать анализ и самоанализ успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Показателями реального результата решения данной задачи являются: адекватность самооценки студентов оценке преподавателя, а также получение студентами информации о реальных результатах УЗ, открытость студентов в осмыслении своих действий, прогнозирование способов саморегуляции.
При планировании УЗ учитывались результаты мониторинга предыдущих занятий и психологические особенности студентов. Для данного УЗ были выбраны такие формы деятельности как фронтальная (на всех этапах), парная и индивидуальная (на основном этапе). Фронтальная форма обеспечила быстрое включение группы в работу, парная работа обеспечила условия для развития навыков самоконтроля и взаимодействия, а индивидуальная – обеспечила  психологическую комфортность студентов и своевременную коррекцию их деятельности. Такие методы как словесный, наглядный, практический, метод самостоятельной работы, метод закрепления материала, аналитический, сравнительный и обобщающий соответствовали цели УЗ.
Самостоятельная работа студентов на УЗ осуществлялась под моим руководством и требовала определенного умственного напряжения.
Исходя из гуманистических положений задания подбирались мною так, чтобы студенты могли с ними справиться. При разработке индивидуальных заданий я учитываю уровень умений, общие и специальные возможности, а также познавательные интересы студентов.
Использованные на УЗ формы и методы  способствовали более высокой эффективности и качеству УЗ, а также комфортным субъект-субъектным отношениям.  
Дифференцированный подход заложен в самой системе организации учебных занятий по дисциплине через цикло-поток и реализуется на основе спланированных индивидуальных  траекторий физического  развития (определенный уровень сложности, объем выполняемой нагрузки, темп работы).
Контроль за усвоением знаний осуществлялся преподавателем посредством наблюдения и фиксации результатов, а также студентами посредством самоконтроля и взаимоконтроля. Как преподаватель, я оцениваю студентов исходя из индивидуальной нормы, т. е. сравниваю результат студента с его прежними результатами и оцениваю в соответствии тому, произошло улучшение или ухудшение.
Активизация учебной деятельности студентов осуществлялась через разнообразие упражнений, дифференциацию заданий, чередование и смену видов деятельности, реализацию индивидуальных траекторий развития, использование разных форм контроля, дифференцированных средств обучения и рефлексию. Общая плотность учебного занятия составила 98%, а двигательная – 77%.
Цели УЗ достигнуты, т.к. каждый студент получил положительную оценку, продемонстрировал работоспособность, активность, комфортность и доброжелательность в отношениях.